Дай актеру палку в руки – он и про чжурчжэней вспомнит
Театр молодежи к современной драме добавит легенды нашего края
Приморский краевой драматический театр молодежи 13 июня отметит 75-летие, а юбилейный, 75-й сезон начнется в сентябре. Но уже сегодня все премьеры и мероприятия театр посвящает этой дате.
«Метадрама« выплеснулась в город
Одним из основных событий юбилейного года театр молодежи считает проведение международного фестиваля современной пьесы «Метадрама« (16+), который пройдет во Владивостоке с 1 по 6 июня при поддержке правительства Приморского края.
Идея – знакомство приморцев с современной драматургией, с режиссерами, привлечение молодого зрителя в театр. «Метадрама« пройдет в третий раз, и в этом году она выйдет за пределы театра молодежи, подарив Владивостоку незабываемую неделю.
– Фестиваль – это смотр читок, эскизов и спектаклей на основе современной драматургии – как отечественной, так и зарубежной, – рассказал на пресс-конференции директор театра молодежи Игорь Селезнев. – Театры Сахалина, Благовещенска, Комсомольска-на-Амуре представят свои лучшие постановки пьес современных драматургов. Разумеется, театр молодежи тоже покажет спектакли – «Бриннер« (16+) и «Горка« (16+). У нас в регламенте фестиваля достаточно жестко и четко прописаны требования, и отборочный процесс был непростым. Но критичных разногласий, подчеркну, с театрами не было. К нам действительно привезут лучшее из современной драматургии.
Все проекты абсолютно разные. Вот, например, на пьесу «Чехов-центра« все билеты уже проданы, потому что их всего 45. Ведь постановка идет… в салоне автобуса. А спектакль «Зулейха открывает глаза« (16+) будет показан на сцене Приморской сцены Мариинского театра, потому что спектакль подобного масштаба в состоянии принять только такая большая сцена.
Подчеркну, что после каждого показа – будь то спектакль от наших участников или эскизы постановок, которые в этом году будут делать два режиссера – Павел Макаров и Сергей Чехов, – состоятся обсуждения увиденного, и в них примут участие зрители, критики, режиссер, актеры… Театр молодежи – за диалог, за обратную связь со зрителем. Мы пригласили в качестве модератора обсуждений критика Алексея Киселева. Его функция – сделать так, чтобы общение между актерами, критиками и зрителями не носило узкоспециальной интонации, чтобы возник диалог, понятный всем сторонам.
Координатор фестиваля Антон Шефатов подчеркнул: в этом году фестиваль вышел за пределы театра молодежи, выплеснувшись в город…
– Перед началом «Метадрамы« у нас состоялась «Лаборатория актуального театра« – с 23 мая по 1 июня, – рассказал Антон Шефатов. – А также прошла школа театрального блогера и были проведены читки немецкой драматургии совместно с фестивалем немецкой культуры. Гете-Институт предложил нам на выбор 10 пьес современных немецких авторов, мы выбрали три, две из которых поставил я, а третью – Виктория Костюкевич. В читках были заняты актеры театра молодежи.
Что касается «Метадрамы«, то фестиваль вне стен театра предлагает весьма разнообразную программу. Его открытие состоится на набережной Спортивной гавани – в амфитеатре, там же будут проходить концерты местных групп, там же зрители увидят спектакль-концерт «Поэт у микрофона. Маяковский« (16+), который поставил наш актер Иван Синицын.
Частью фестиваля станет и наш театральный дворик, который очень полюбила публика и который идеально подходит для молодежи. Здесь в том числе состоится сольный концерт нашего актера Дениса Лашко, который выступает и как композитор, и как автор-исполнитель.
Преданья старины глубокой
75-летию театра была посвящена и премьера спектакля «Легенда Уссурийского края« (6+), которая состоялась 22 и 23 мая в театре молодежи. Спектакль посвящен 150-летию Владимира Арсеньева, эта знаковая для Приморья дата будет отмечаться в 2022 году. Правда, он не об известном ученом и исследователе, а о древних жителях нашего Приморья – чжурчжэнях.
– Мы неспроста взяли этот материал. Историю родного края нужно знать, интересоваться ею, – отметил Игорь Селезнев. – Пьесу для нас написала драматург Елена Аксенова, а основой послужила книга уссурийского краеведа Александра Мезенцева, который выступил консультантом постановки. Замечу, что к юбилею Арсеньева, вполне возможно, в репертуаре театра появятся еще проекты, основанные на местном фольклоре, на истории освоения Приморья.
– Мы впервые касаемся региональной, скажем так, темы, причем напрямую не связанной с нами, с теми, кто живет здесь сейчас, – поясняет режиссер спектакля Виталий Дьяченко. – Мы не наследники чжурчжэней, но освоили территорию, на которой когда-то жили они. Как говорить о культуре того народа, как войти в эту историю? Ищем ответы на этот вопрос. Посмотрим, что получится.
Мы не создавали нечто архивно-археологическое, а искали зацепки между нами теперешними и ими тогдашними. Ведь по большому счету вряд ли суть человеческая сильно изменилась с тех пор. Мы начинаем разрабатывать тему, и будет хорошо, если затем в репертуаре появится еще спектакль, основанный на фольклоре коренных жителей Приморья. Пока же мы делаем спектакль для детей – от шести лет, чтобы заинтересовать их историей родного края. Если вам покажется, что это чересчур наивно и просто, то мы этого и хотели. Жанр спектакля – легенда. Это серьезно. Легенда – это нечто огромное, пришедшее из глубины веков, более сильное, чем мы с вами.
Петр Окунев, художник спектакля, также отметил, что зрителям не стоит ждать чего-то исторически выверенного в оформлении постановки – ведь в театре создается не музейный экспонат, а сказка…
– Мне хотелось сделать небольшой экскурс в эту своеобразную и очень интересную культуру – средневекового Востока, в которую входит и культура чжурчжэней. Хотел, чтобы это было что-то волшебное, сон о Востоке… Я хорошо знаю китайскую, японскую культуры, их эстетику, знаю о государстве маньчжуров и о том, как они все в итоге сегодня перемешаны. Вот в этой стилистике и работал. Очень интересно было фантазировать на эту тему и работать над спектаклем.
Мы создаем атмосферу сказки, глубокой старины и в то же время вечной молодости.
В «Легенде Уссурийского края« много танца, элементов гимнастики у-шу. Игорь Сушков, исполнитель одной из главных ролей в постановке, отметил, что актерам пришлось быстро овладеть азами у-шу, в том числе боями с шестами.
– Это интересно и непросто, но мы, мальчики, народ задорный, нам дай палку, покажи, как ею правильно махать, и мы с восторгом повторим! – улыбается актер. – Приходите посмотреть, что получилось.
Любовь БЕРЧАНСКАЯ
Фото Алексея ВОРОНИНА