Три загадки коварной принцессы

Премьера оперы Джакомо Пуччини «Турандот» состоялась на Приморской сцене Мариинского театра.

19 май 2021 Электронная версия газеты "Владивосток" №4819 (6524) от 19 май 2021

Это одна из самых исполняемых опер ХХ века, подчеркнули в пресс-службе Мариинки. «Турандот», созданная в последние годы жизни композитора (он все же не успел окончить последний дуэт и финал), подвела итог не только его собственного творческого пути, но и большой традиции итальянской оперы в новом столетии. Во время первого исполнения в Ла Скала 25 апреля 1926 года, уже после смерти Пуччини, дирижер Артуро Тосканини – его давний друг и единомышленник – прервал исполнение на третьем действии, повернулся к публике и произнес: «Здесь перо выпало из рук композитора». Впоследствии Франко Альфано дописал финал на основе черновиков автора.

В основу либретто легла китайская трагикомическая сказка Карло Гоцци о коварной и не знающей любви принцессе, губящей женихов, которые не могут дать правильные ответы на ее загадки. Типичная для театра Гоцци «сказка масок» была во многом переосмыслена композитором и превращена в драму сильных страстей, где восточная пышность сочетается с кровавыми расправами, а символизм пронизывает реальность. Фабула финала тоже была изменена: торжество победы любви в «Турандот» не может омрачить даже гибель преданной рабыни Лиу.

Между прочим, в Китае исполнение оперы было запрещено почти до 90-х годов прошлого века. Хотя, скажем честно, про Китай эта история рассказывает куда меньше, чем про всесилие любви, преданность и самопожертвование… 

Помимо рельефного материала для хора и оркестра «Турандот» подарила и сольные музыкальные откровения, известность которых вышла далеко за пределы оперного мира. Жизнеутверждающая ария Калафа Nessun dorma («Пусть никто не спит») из III действия стала хитом тенорового репертуара, звучащим в кинофильмах, на телевизионных ток-шоу. Партия Турандот, небольшая по протяженности и предназначенная для драматического сопрано, тоже стала культовой, породив много мифов о своей губительной сложности для голоса певицы.

Солисты, оркестр Приморской сцены Мариинского театра постарались передать всю прелесть и многоцветие шедевра Пуччини. Публика наградила артистов овациями! 

Любовь БЕРЧАНСКАЯ

Фото Алексея ВОРОНИНА