Севморпуть поддержат программой «Квоты в обмен на инвестиции»?

Заместитель председателя правительства – полномочный представитель президента в ДФО Юрий Трутнев провел совещание по вопросам развития инфраструктуры Северного морского пути, в том числе организации регулярных судоходных контейнерных линий и каботажных перевозок, сообщили в пресс-службе министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики.

7 апр. 2021 Электронная версия газеты "Владивосток" №4807 (6512) от 7 апр. 2021
16.jpg

По словам Юрия Трутнева, за последние пять лет объем перевозок по Северному морскому пути увеличился в 5,5 раза и в прошлом году составил 33 млн тонн. Отметим, что согласно указу президента к 2024 году необходимо довести объем перевозок до 80 млн тонн.
«Необходимо помнить, для чего мы это делаем. Наша первоочередная задача – создать комфортные условия для жизни и работы людей в Арктике. В силу суровых климатических условий, низкой плотности транспортной инфраструктуры, недостаточной протяженности железных дорог, автомобильных дорог с твердым покрытием морские и речные перевозки часто становятся безальтернативным вариантом доставки грузов в отдаленные северные регионы, осуществления северного завоза, вывоза добытых в Арктической зоне ресурсов», – отметил Юрий Трутнев.

Как считает министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков, превращение СМП в международный транспортный коридор позволит реализовать преимущества в расстоянии и сроках доставок как транзитных грузов между Азией и Европой, так и активизировать доставку грузов между регионами России, таким образом способствуя развитию городов, населенных пунктов и экономических проектов на севере страны. 

На совещании рассматривались меры государственной поддержки морских перевозок между субъектами РФ, имеющими непосредственное отношение к Северному морскому пути, а также расположенными на прилегающих к нему территориях. Обсуждались формирование в пилотном режиме регулярного контейнерного маршрута и организация каботажных перевозок. «Важно реализовать пилотный регулярный маршрут, организовать каботажные перевозки с тем, чтобы показать всему миру, что это работает. И таким образом поменять отношение участников рынка, в том числе стивидорных и страховых компаний, к этому маршруту – не как к сложному и чему-то необычному, а сделать Севморпуть стандартным мейнстримовым маршрутом», – сообщил Алексей Чекунков.

Было отмечено, что контейнерные перевозки по Северному морскому пути уступают по экономической эффективности транспортировке грузов через Суэцкий канал, однако имеют достаточную рентабельность, чтобы быть реализованными на принципах государственно-частного партнерства и стать основой для получения масштабной макроэкономической отдачи. «Северный морской путь короче, и провозка грузов по нему не должна быть дороже. Если для этого потребуется какая-то отдельная государственная программа, отдельная поддержка, то это надо сделать», – заметил Юрий Трутнев.

Вице-премьер поручил Минвостокразвития и госкорпорации «Росатом» провести анализ стоимости перевозок по Северному морскому пути и представить в правительство предложения, обеспечивающие конкурентоспособную себестоимость.

Еще одним вопросом обсуждения стала перевозка рыбной продукции с Дальнего Востока в центральные регионы страны. По мнению президента группы «Рускон» Сергея Березкина, отдельной сложностью перевозок является нехватка рефрижераторных контейнеров, необходимых для транспортировки рыбной продукции – ключевой номенклатуры грузов с Дальнего Востока. «Считаем, что целесообразно развивать каботажные перевозки через создание регулярной контейнерной линии по Северному морскому пути, которая может быть реализована при комплексной государственной поддержке и координации всех участников процесса», – уточнил он.

Как напомнил заместитель генерального директора «Росатома» Вячеслав Рукша, госкорпорацией организованы экспериментальные рейсы атомного лихтеровозова «Севморпуть» для перевозки контейнеризированной рыбопродукции по Северному морскому пути. В 2019 году было перевезено 8,5 тыс. тонн в 204 рефрижераторных контейнерах и 66 контейнеров с другими грузами из Петропавловска-Камчатского в Санкт-Петербург. В 2020 году – более 6,5 тыс. тонн в 206 рефрижераторных контейнерах из порта Восточный и Петропавловска-Камчатского в Санкт-Петербург. Во время этих экспериментальных рейсов были зафиксированы проблемные аспекты, не позволяющие выйти на необходимую экономическую эффективность морских перевозок для судовладельца. Это в том числе отсутствие постоянной загрузки с запада на восток для судов, перевозящих рыбу из ДФО в центральные регионы России по СМП, в результате чего суда вынуждены осуществлять переход без груза, отсутствие постоянной загрузки рыбопродукцией с востока на запад из-за постоянно меняющейся ситуации на рынке перевозок и недостаточная ответственность грузоотправителей за отказ от отправки рыбопродукции по Севморпути. Среди других препятствий для развития каботажных перевозок – недостаточно развитая инфраструктура морских портов в непосредственной близости от границ СМП для единовременной обработки крупных партий рефрижераторных контейнеров.

Минвостокразвития, Минтрансу и Минпромторгу совместно с заинтересованными организациями поручено представить прогноз потребности в рефрижераторных контейнерах. Госкорпорации «Росатом» поручено представить в правительство предложения по установлению ответственности грузоотправителей за отказ от отправки по Северному морскому пути. Минвостокразвития рассмотрит возможность расширения механизма «квоты в обмен на инвестиции» для увеличения объемов перевозки рыбной продукции с Дальнего Востока в центральные регионы страны и стимулирования производства рефрижераторных контейнеров.

Обсуждались предложения по совершенствованию механизмов северного завоза в районы Крайнего Севера и приравненные к ним места. «Северный завоз – то, от чего зависит обеспечение удаленных регионов нашей страны. Надо посмотреть всю цепочку, все затраты, все препятствия и внести предложения, чтобы этот механизм работал в интересах граждан», – заявил вице-премьер и поручил Минэкономразвития и Минвостокразвития представить в правительство РФ предложения по эффективному использованию северного завоза.

Также Юрий Трутнев поручил «Росатому» представить в правительство предложения по возможному установлению регулярного расписания проводки по Северному морскому пути. «Такое расписание позволит грузоотправителям понять, в какие сроки формируются караваны, чтобы не нужно было просить, писать заявки, а можно было бы заявиться на уже сформированный караван», – пояснил он.

Подводя итоги совещания, вице-премьер отметил, что работа над развитием Северного морского пути как международного конкурентного коридора продолжится. «Нужно много еще сделать, чтобы маршрут стал действительно конкурентным транспортным коридором», – подчеркнул он.

Отдел экономики «В»

Фото с сайта www.rosatom.ru