Открывая Россию
В стране ожидается бум внутреннего туризма
1 июля должно состояться полноценное открытие туристического сезона на российских курортах. Спрос на путевки уже растет, уверяют представители туротрасли. Газета «Известия» выяснила, как изменились предпочтения российских отпускников и куда этим летом едут особенно охотно.
Процесс пошел
Туроператоры один за другим сообщают о росте числа бронирований туров на российские курорты с вылетом в июле. «Спрос заметно оживился, он высокий. Если не возникнет новых преград, то в течение двух недель он станет гигантским», – говорит Алексан Мкртчян, директор сети «Розовый слон».
Сергей Ромашкин, генеральный директор компании «Дельфин», тоже настроен оптимистично: еще неделю назад люди были не готовы покупать туры, они ждали. Сейчас же спрос растет день ото дня. Объемы бронирований с датами заезда в июле в настоящее время находятся на уровне 60–70 % от значений аналогичного периода прошлого года. Это отличная динамика.
«Отмечу, что июль получил и значительную долю туристов, которые перебронировали свои туры с вылетом в июне. Есть клиенты, которые не стали отказываться от поездок в июне и сейчас находятся на курортах, они сообщают в соцсетях о том, что их отдых проходит отлично. А мы знаем, что сарафанное радио – действенный способ продвижения», – говорит Ромашкин.
По данным «Онлайн Турс», которые озвучила директор по стратегическому развитию компании Екатерина Бежанова, на сегодняшний день порядка 40 % заявок приходится на июнь (в основном двадцатые числа). Продажи по итогам двух недель июня разбиваются так: Краснодарский край – 76 %, Крым – 16 %, Калининград и область – 8 %.
На июль, по данным «Онлайн Турс», приходится сейчас 51 % заявок, 8 % – заезды в августе, 1 % – более поздние даты.
Туристы ценят высокий сервис
Многие представители туристической розницы видят тенденцию к росту в сегменте самостоятельного туризма. «Многие уверены, что бронировать напрямую всегда надежнее. Тем более что российские отели нередко мотивируют гостей обращаться непосредственно в саму гостиницу», – рассказал эксперт, пожелавший остаться неназванным.
Впрочем, по мнению наблюдателей, в этом году организовывать самостоятельный отдых в России туристам все же будет бессмысленно. Во всяком случае, дешевле, чем организованный специалистами отдых, вряд ли получится. «Мы наблюдаем экспансию выездных туроператоров во внутренний туризм. Причем вышли они всерьез и сразу с внушительными объемами. Это положительно отразится на ценах», – уверена Альзира Гуреева, коммерческий директор «Тропик Лэнд».
Сейчас у большинства туроператоров по спросу лидируют Сочи и Крым. В PEGAS Touristik так охарактеризовали потребительское поведение россиян: основная категория отелей – 3-4-звездочные, средняя продолжительность – 9–12 ночей.
В TUI Россия картина такая: запросы зависят от личных предпочтений и бюджета, спрос есть на все категории отелей – от 2-звездочных до 5-звездочных.
Мария Лещева, директор по маркетингу TBS Group, рассказала, что цены на отдых в Крыму стартуют от 26 тыс. рублей (при перелете из Москвы), за эти деньги турист получит неделю проживания без питания. Это будет отель категории 1-2-звездочного на второй или даже третьей пляжной линии. Но такие бюджетные варианты, по наблюдениям Марии Лещевой, выбирают редко.
«Хорошо продаются пансионаты и отели с трехразовым питанием, бассейном на территории, комфортным номером. Неделя проживания в таком отеле с авиаперелетом (из Москвы. – Прим. ред.) обходится россиянам в 70 тыс. рублей на двоих. И стоит отметить, что эти цены на 10–15% выше, чем год назад. Впрочем, мы ожидали более значительного повышения цен на отдых в Крыму», – рассказала Мария Лещева.
Предпочтения туристов по Крыму не изменились: обеспеченные отдыхающие выбирают Ялту, Коктебель и Евпаторию, а более экономные останавливаются в небольших гостевых домах Алушты и Судака.
Среди курортов Краснодарского края лидером спроса у семей с детьми является Анапа. Традиционно популярны Сочи, Лоо, Лазаревское, Геленджик.
Эксперты объясняют: туристы ценят высокий сервис и развитую инфраструктуру Сочи, ведь кроме пляжного отдыха курорт может предложить современные парки, прогулки по олимпийским объектам и другие развлечения. К тому же многие отели предлагают отдых по привычной системе «все включено».
Такие пакеты, по словам Марии Лещевой, крайне востребованы среди туристов с детьми. Впрочем, и цены на отдых по системе «все включено» заметно отличаются от минимальных. Сравните сами: перелет плюс мини-отель под Сочи (без питания) можно купить за 20 тыс. рублей. А вот путевка в гостиницу с бассейнами, собственным пляжем и на пакете «все включено» будет стоить самое меньшее 90 тыс. рублей на двоих. В целом в Сочи каждый сможет найти отдых на свой бюджет.
«Эти уточнения очень важны. Туристы должны понимать: если они хотят получить в Сочи «турецкий» формат отдыха, они должны будут платить в среднем от 100 тыс. рублей на двоих. На самом деле людей это не пугает. Да, отношение к деньгам у клиентов изменилось: бюджет поездки планируется более тщательно. Но основным критерием, как и прежде, остается комфорт», – говорит Георгий Погосов, управляющий директор сети «Марселина Трэвел».
Другой формат
Не пляжем единым, решили напомнить в этом году туроператоры и в наступившем летнем сезоне сделали акцент на продвижение нестандартных направлений – Байкал, Алтай и Хакасия.
На чартерных рейсах тур на Алтай можно купить за 32 тыс. рублей – с проживанием на бюджетной туристической базе, правда, без питания. «Однако таких предложений крайне мало, и это скорее рекламная акция на старте продаж. Средняя стоимость отдыха на Алтае составляет 72 тыс. рублей на двоих с завтраками», – рассказывает Мария Лещева.
Байкал выходит несколько дороже: минимальная цена на тур с перелетом (из Москвы) – 48 тыс. рублей. Реальная средняя стоимость недельного отдыха на Байкале составляет 80 тыс. рублей на двоих, при этом отель предоставляет только завтрак.
О ценах на Хакасию рассказали в ANEX Tour. «Тарифы на первый рейс снизили как спецпредложение. Сейчас отдых в Хакасии стоит от 52,3 тыс. рублей на двоих на неделю».
В целом за счет того, что туроператоры в этом сезоне занялись активным продвижением российской «экзотики», стоимость отдыха в этом году в любом случае будет ниже, чем годом ранее.
Комментарий:
Директор туристической компании ООО «Диалог народов» Евгения Белянина:
– У Владивостока есть все шансы, чтобы стать Меккой внутреннего туризма на Дальнем Востоке. В прошлом году на международной туристической выставке в Москве ко мне подходили гости из других регионов страны, говорили, что хотят посмотреть Дальний Восток, Приморье и, в частности, Владивосток. Я приглашала: «Приезжайте!» У нас есть что посмотреть, что показать и где отдыхать, появилось много новых экскурсий, обустраиваются пляжи. Но, чтобы привлечь туристов, чтобы они захотели приехать к нам еще раз, надо что-то решать с гостиницами. У нас самая лучшая погода для отдыха и экскурсий в июле-августе и до конца сентября. Осень у нас хорошая, теплая. А в это время будет проблема с гостиницами. В зимний период гостиницы пустуют, летом нет мест. Это наша застарелая проблема. Мы уже думаем со своими партнерами из Китая вместе строить гостиницу. У нас есть здание, и мы хотим его переоборудовать под две гостиницы, большую и маленькую. Китайцы хотят инвестировать этот проект. И Ростуризм рассматривает возможность давать кредиты под два процента под строительство гостиниц. Сейчас такая программа разрабатывается. Я считаю, что нам надо обязательно вникать в эти программы, учитывая помощь правительства, Ростуризма и администрации Приморского края. Сейчас главное – переждать пандемию COVID-19. Пройдет эта напасть, и все встанет на свои места. Я очень на это надеюсь.
Отдел экономики «В»
Фото из архива «В»