Фронтовик не говорил о войне. Он писал жизнь

Выпускник Репинского училища открыл для страны образ прекрасного Дальнего Востока

13 май 2020 Электронная версия газеты "Владивосток" №4680 (6385) от 13 май 2020
16.jpg

Двум замечательным юбилеям посвящена выставка, открывшаяся в одном из парадных залов Приморской картинной галереи. 75-летие Победы в Великой Отечественной войне и 100-летней юбилей заслуженного художника России Кирилла Шебеко сошлись в одном проекте…

– Выставка работ Кирилла Шебеко (0+) особая, – говорит Наталья Левданская, искусствовед, заместитель директора галереи по научной работе. – Мы постарались совместить две задачи: не только отметить 100-летие одного из самых почитаемых и значительных художников Приморья, члена-корреспондента Российской академии художеств, но и предварить этой выставкой другой проект – «Великая Победа» (6+).

Кирилл Шебеко мальчишкой ушел на фронт. Воевал под Бологим, Смоленском, Москвой. Горел в танке. И уже в 23 года после тяжелейших ранений был демобилизован инвалидом второй группы. 

Он, как все ветераны-фронтовики, не любил говорить о войне. И в его творчестве военные работы можно пересчитать по пальцам. У нас, например, в фондах 50 работ Шебеко, и среди них ни одной на тему войны. Потому творчество фронтовика представлено в экспозиции исключительно произведениями о послевоенной жизни Дальнего Востока. Он один из тех, кто завоевал годы мира и процветания для своей Родины. И именно послевоенная жизнь страны стала главной для Шебеко темой в искусстве. В экспозицию было решено включить работы, которые поэтично, иногда патетически являют зрителю необычность природы Дальнего Востока, романтику трудовых будней дальневосточников: рыбаков, краболовов, пограничников, оленеводов.

Нам хотелось убрать хрестоматийный флер с его имени и показать это большое разностороннее художественное явление. Можно проследить, как Шебеко начинал работать на Дальнем Востоке. Вначале был силен запас знаний, которые художник получил в Репинке. Но чем больше он ездил по Приморью, по Дальнему Востоку, тем яснее становилось: полученных в Ленинграде приемов, красок уже недостаточно. Нужно было вырабатывать свой язык, свои приемы, обращаться к запасу художественного багажа художников–импрессионистов, авангардистов. И Кириллу Ивановичу это удалось. Единственная в экспозиции сюжетно-тематическая картина – «Первый патруль на Чукотке», 1969 года, по сюжету (русский красноармеец и его чукотский товарищ, преодолевая порывы ветра, идут по кромке берега моря) вполне укладывается в рамки «классической» соцреалистической. Но стилистико-колористическое и композиционное решение свидетельствует: написана она уже в период отхода Кирилла Ивановича от принципов ленинградской школы.
В Приморской государственной картинной галерее хранится не так много портретов и натюрмортов Кирилла Ивановича, но и они раскрывают широту возможностей и интересов художника. В каждом портрете он стремился отобразить сильный характер человека, привыкшего к противостоянию жизненным и природным обстоятельствам. 

В натюрмортах художник сосредоточивает внимание непосредственно на «героях» сюжета. Например, работа «Камчатский краб» позволяет даже жителю средней полосы России рассмотреть и навсегда запомнить, как выглядит в жизни деликатес, не очень доступный даже в виде консервов. А вспомните его работу «Калина». Ветки с ягодой Кирилл Шебеко изобразил на фоне чайного сервиза родом со Спасского керамического завода. Эта картина стала одной из самых известных работ приморского художника. 

А еще мне всегда казалось интересным, откуда в работах Кирилла Ивановича такие буквально планетарные виды – линия горизонта никогда не бывает высокой, ограничивающей пространство. И только недавно мне удалось понять. Шебеко родился в селе Циммермановка на Амуре. Село скрыто от реки высоким крутым берегом, на который прибывшие по реке поднимаются по очень высокой лестнице. С верхней ее ступени, если оглянуться, открывается именно такой просторный вид, какие мы видим в произведениях Шебеко. Все в нашей жизни, получается, идет из детства, из впечатлений, навеки оставшихся в сердце. 

Может быть, любовь к впечатляющим видам и стала причиной того, что главным в творчестве Кирилла Шебеко на протяжении всей жизни стал жанр пейзажа. Чукотка, Камчатка, Командоры, Приморье – какие завораживающие, чудесные просторы открывает нам художник. Дух захватывает. Понятно, почему такие работы, как «Чукчи вышли в море», «На севере дальнем», «Северное сияние», производили незабываемое впечатление на республиканских выставках. 

Поэтому для нашей выставки из коллекции галереи специально отобраны прежде всего не приморские, а дальневосточные картины. Те, которыми он покорил столичную публику, открыв ей образ далекого и подчас малоизвестного, но такого, как оказалось, прекрасного Дальнего Востока. 

Кстати

Выставку работ Кирилла Шебеко, как и все экспозиции Приморской картинной галереи, пока можно увидеть только онлайн.

Фото Алексея ВОРОНИНА

   

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ