Рецепт процветания по-пластунски

Жители северного приморского поселка не хотят жить в захолустье. И меняют свою жизнь сами

9 окт. 2019 Электронная версия газеты "Владивосток" №4587 (6292) от 9 окт. 2019
2.jpg

Жители поселка на севере Приморья на народные стройки скидывались по принципу «за меня и моего покойного деда», а теперь принимают у себя турнир по игре миллионеров

Тернейский район – крупнейшая административно-территориальная единица в Приморье. И самая малочисленная. На территории 27730 кв. километров находится всего 11 населенных пунктов, где проживает, согласно данным 2019 года, не более 10800 человек. Отсюда самая низкая плотность населения в крае – 0,39 человека на один кв. километр. Как говорится, кричи – не докричишься. 

В номере «В» за 2 октября мы рассказали о жизни и быте жителей села Амгу Тернейского района, где недавно побывал наш корреспондент. Сегодня – его отчет о знакомстве с поселком городского типа (пгт) Пластун. 

Главное, чтобы люди помнили 

От Владивостока до Пластуна 610 километров, или почти 10 часов утомительной тряски по грунтовым – в большей степени – дорогам. Особенно до Дальнегорска, если добираться до Пластуна на автомобиле. Поэтому первое, на что обращаешь внимание, когда попадаешь в поселок, это отличные дороги и пешеходные тротуары, но не асфальтированные и пахнущие ядовитым гудроном, а бетонированные. Ровные, как столешница, без изъянов и трещин. Им не страшны ни острые каблуки женских туфелек, ни колеса внедорожников или многотонных лесовозов. Сделано на долгие годы. 

Пластун распластался на берегу одноименной бухты Японского моря, в окружении тайги. И хотя по всем меркам это очень дальний уголок Приморья, не было ощущения, что нахожусь за тридевять земель от краевого центра. Пластун похож на микрорайон провинциального города, с панельными пятиэтажками, магазинами и кафе, неведомой силой перенесенный к предгорью Сихотэ-Алиня, к южной границе одноименного заповедника. Несмотря на сотни километров до приморской столицы, поселок не оторван от Большой земли: дважды в неделю сюда из Владивостока летают канадские самолеты DHC-6 авиакомпании «Аврора». А также ежедневно ходят междугородние автобусы. 

Уже 20 лет, с марта 1999 года, с небольшим перерывом в Пластуне выходит 16-полосная газета «Пластунский вестник». Ее тираж всего 300 экземпляров, но для поселка хватает. 

Трудно представить, но еще два года назад в центре Пластуна, рядом со спортивным комплексом, открытым в декабре 2015 года, хлюпало болото с лягушками. Сегодня здесь площадь, покрытая брусчаткой, с деревьями, клумбами, лавочками, фонарями и камерами видеонаблюдения на столбах. Бывшее болото превратилось в любимое место отдыха жителей поселка.

– К хорошему быстро привыкаешь, – улыбается Сергей Наумкин, глава здешней администрации и мой гид по Пластуну. 

В прошлом году на площади, на улице Лермонтова, появился мемориал из красного кирпича, стилизованный под мерлоны на Кремлевской стене. Это тоже реализация инициативы Сергея Николаевича, как и новоявленная площадь. Из бюджета поселка на его строительство было выделено 10 % средств, остальная сумма – пожертвования благотворителей. 

– Край дал два миллиона, их можно было потратить на благоустройство площади, но я посчитал, что эти деньги важнее пустить на реконструкцию дворовых территорий. За время моей работы в администрации мы уже сделали шесть дворовых территорий, – не без гордости говорит глава Пластуна. 

На мемориале таблички из черного мрамора с фамилиями жителей всех населенных пунктов Тернейского района – участников Великой Отечественной, погибших на фронтах, умерших от ран в госпиталях, а также в послевоенное время. Пластун хоть и не районный центр, но тем не менее Наумкин решил увековечить память о фронтовиках именно в их поселке. Ведь неважно, где будет построена Стена памяти, главное, чтобы люди не забывали своих земляков. Со списками участников Великой Отечественной ему помогали главы поселений района. Мемориал гармонично вписался в урбанистический ландшафт поселка, как будто он здесь и был всегда. После торжественного открытия выяснилось, что фамилии не всех павших воинов увековечены. Работа по их поиску продолжается, поэтому на Стене памяти появятся новые таблички с именами героев. 

В этом году с правой стороны Стены памяти был открыт еще один мемориал – воинам-интернационалистам, а также участникам локальных конфликтов – в Афганистане, Чечне, Сирии. На его открытие со всего района приезжали участники тех событий.

Инициатива народа победила 

Еще одна достопримечательность в центре поселка, мимо которой невозможно пройти, – это спортивный комплекс. Как я уже рассказывал, был он сдан в эксплуатацию без малого 4 года назад. Хотя его открытие планировалось в 1991 году. Об этой дате напоминают цифры, выложенные белым кирпичом на стене недостроенного Дворца культуры и спорта. Они, как бельмо на глазу, не дают забывать о тяжелых 90-х.

По словам Сергея Наумкина, в 1991 году объект был готов на 90 процентов. Но из-за отсутствия средств стройку заморозили, а потом и вовсе бросили. В 2010 году сотрудник администрации Тернейского района Ольга Тримасова организовала Благотворительный фонд развития Северного Приморья, единственный на Дальнем Востоке. Она написала письмо президенту РФ Дмитрию Медведеву с просьбой помочь достроить здание. Прошло два с половиной месяца, и из спорткомитета краевой администрации в Пластун примчались чиновники, чтобы посмотреть на развалины несостоявшегося Дворца культуры и спорта: так ли оно на самом деле, как описала в своем послании Ольга Владиславовна? Оказалось, что неравнодушная жительница поселка не преувеличивала масштабы локальной разрухи. Работы по ремонту и восстановлению недостроя были включены в краевую целевую программу «Развитие физической культуры и спорта в Приморском крае на 2011–2015 годы» от Тернейского муниципального района. В рамках программы были выделены средства только на реанимацию спорткомплекса: 70 % – средства краевого бюджета, 30 % – районного бюджета. Но на изготовление проектно-сметной документации денег уже не нашлось. И тогда часть средств выделила компания «Тернейлес». Остальную недостающую сумму собирали всем миром. Жители Пластуна несли свои кровные, кто сколько мог. Кто тысячу рублей, кто пятьсот, кто сто. Были случаи, когда старушки приносили смятые рубли за себя и своих супругов, которых давно нет на этом свете. 

– Мой дед очень хотел, чтобы дворец построили. Но не дождался. Так пусть хоть его вклад поможет благому делу, – говорили они. 

Общими усилиями было собрано 420 тысяч рублей. В 2012 году, в год саммита стран АТЭС во Владивостоке, многие приморские муниципалитеты хотели получить свой кусок от финансового пирога этого масштабного мероприятия. Но деньги на строительство Дворца культуры и спорта дали только Пластуну. Здесь свою позитивную роль сыграли средства, собранные жителями поселка: чиновники не смогли устоять перед народной инициативой. 

Всего на строительство дворца было потрачено 55 млн рублей. Правда, его «культурная» часть так и не была построена. Строители восстановили только спортивный комплекс. Двухэтажный Дом культуры решили строить как самостоятельное учреждение. Согласно планам будущий ДК с киноконцертным залом на 300 мест, оборудованный современной световой и звуковой аппаратурой, будет построен в Пластуне недалеко от действующего храма Серафима Саровского. 

Что касается спортивных мероприятий, то в Пластуне оборудовано несколько полей для гольфа в соответствии с международными стандартами. В гольф могут играть не только мастера, но и все желающие. Для новичков выделены специальные поля и спортивное снаряжение. Кроме того, начиная с 2004 года в поселке проходит ежегодный турнир Green Cup. 

Будет ДК – молодежь вернется 

Сегодня в Пластуне проживают около 6 тысяч человек, почти половина населения Тернейского района. Из них 2,5 тысячи работают в ОАО «Тернейлес». Практически каждая семья связана с этим градообразующим предприятием, которое вместе с его подразделениями дает 87 % налогов в бюджет района. Можно сказать, что компания содержит Тернейский район, а Пластун еще и обогревает. Чистая горячая вода круглогодично поступает в дома поселка из котельных «Тернейлеса», где в печах сжигают не мазут или уголь, а измельченные опилки. Отсюда отсутствие дыма и смога над окрестностями и зеленый лес вокруг поселка. И люди довольны, и экология не страдает. 

– За последние два-три года поселок заметно изменился, в центре построили церковь, памятник, дороги начали делать. У нас новый спорткомплекс. Это, конечно, хорошо. Но нужен Дом культуры, чтобы вернулась наша молодежь, чтобы ей было где заниматься и проводить досуг, – говорит педагог дополнительного образования Елена Протопопова. – Среди выпускников наших школ есть медсестры и врачи, но они сегодня работают не в поселке. Очень хочется, чтобы они вернулись. Еще хотелось бы видеть здесь своих детей, чтобы они, отучившись в вузах, возвращались домой. 

Глава Пластуна также полагает, что после открытия Дома культуры у молодежи появится стимул не покидать родные места. 

– Когда мы построили спортивный комплекс, молодые люди стали возвращаться в поселок. Если будет ДК, то я думаю, что мы вообще остановим отток населения. Конечно, можно кивать на правительство и на президента, мол, они ничего не делают для блага народа. Но в поселке тоже ничего не делалось 20 лет. И президент здесь, согласитесь, ни при чем. Мы должны сами строить свою жизнь. Как построим, так и будем жить, – убежден Сергей Наумкин, дипломированный экономист, выпускник Хабаровского политехнического института. После окончания вуза он отработал пять лет в Кавалеровском леспромхозе. Оттуда его, как перспективного специалиста, забрали во Владивосток главным технологом «Приморсклеспрома». Трудно сказать, в какую сторону повернулась бы судьба Сергея Николаевича, если бы в 1998 году глава компании «Тернейлес» Владимир Федорович Щербаков не пригласил его на предприятие управляющим директором. «Тернейлесу» Наумкин отдал 15 лет жизни, затем три года работал директором коммунального хозяйства Пластуна. И вот уже без малого пять лет, как он у руля местной администрации. 

– Уезжал из Владивостока, думал, что на время. Оказалось, навсегда, – улыбается Сергей Николаевич.

Чего еще не хватает пластунцам кроме ДК? Хороших трасс к поселку.

– Если бы к нам было легче добраться, то и цены в магазинах были бы ниже, – убеждена жительница Пластуна Наталья Никитина. – Пришли бы сетевые супермаркеты, сейчас им нет смысла сюда идти, слишком накладно доставлять товары. 

Денег нет – проблемы есть 

И все-таки, несмотря на многочисленные плюсы, жизнь в Пластуне, в этом оазисе приморской глубинки, далека от идиллии. Больше всего нареканий у местного населения вызывает качество обслуживания в районной больнице. Люди жаловались, что из-за отсутствия медицинского оборудования или специалистов они не могут сдать анализы в Пластуне. Поэтому вынуждены ездить в Кавалерово или Дальнегорск. А это не ближний свет, и за один день туда и обратно не обернуться. Нередко местные эскулапы не могут правильно поставить диагноз. 

– У меня ребенок ходит на танцы. Чтобы получить допуск, ей надо пройти ЭКГ. А в Пластуне ЭКГ делают только взрослым, плюс у нас нет кардиолога. Но она все-таки прошла ЭКГ: нашли тахикардию, аритмию и тому подобное. Ничего подобного ранее не замечалось. Чтобы перепроверить данные, пришлось ехать в Кавалерово. Там нам сделали УЗИ, сняли повторную ЭКГ, потом дочь посмотрел кардиолог и сказал, что никаких патологий нет, – рассказала Наталья Никитина. 

По словам Сергея Наумкина, большую помощь жителям Тернейского района оказывают автопоезда «Здоровье», которые периодически прибывают в населенные пункты Тернейского района. Последний раз в этом году врачи-передвижники приезжали в первой половине октября. Несмотря на бездорожье, автопоезд добрался до села Амгу – это 4 часа езды по гравийной дороге от Тернея. 

Районная больница в Пластуне производит удручающее зрелище: обшарпанные полы, облезлые стены в полутемных коридорах. Не здравница, а путь в преисподнюю. Неудивительно, что пациенты боятся сюда попадать, предпочитая, если есть такая возможность, лечиться в Кавалерово или во Владивостоке. Дорога на подъезде к лечебному учреждению в ямах и выбоинах, судя по всему, ее давно не ремонтировали. Как сюда заезжают машины скорой – непонятно. 

Раньше больница в Пластуне, правопреемник Тернейской районной больницы, замыкалась на администрацию района, сейчас – на краевой департамент здравоохранения.

В разговоре с корреспондентом «В» главврач больницы Сергей Борщенко во всех проблемах подведомственного ему учреждения винит… отсутствие средств из-за заблокированных банковских счетов больницы. Мол, без денег ничего сделать нельзя: ни материалы закупить, ни новое оборудование. Банковские счета больницы действительно долгое время были под арестом. Их разблокировали совсем недавно. В то же время с ремонтом отрезка дороги около больницы наверняка помог бы глава администрации Пластуна. Не отказал бы даже при отсутствии денег. Но к Сергею Наумкину с такой просьбой из администрации больницы никто не обращался.

Местные жители говорят, что с главными врачами районной больницы им «везет», и называют их «варягами». Все, кого сюда присылали из края, либо уезжали из поселка добровольно, отработав срок согласно контракту, либо попадали под пресс правоохранительных органов. Как, например, предшественник Борщенко Сергей Дубровин, весной 2017 года попавший в колонию на 8 лет за хищение наркотических средств. 

Сергей Борщенко действительно не местный, в Пластун приехал из Владивостока на три года по контракту, срок которого заканчивается летом 2020 года. На вопрос корреспондента «В», останется ли он в поселке, Сергей Александрович конкретного ответа не дал. 

Почин подхватили земляки 

Рассказ о Пластуне не хочется завершать на минорной ноте. Поселок и его люди этого не заслуживают. Знаете, что меня там еще поразило? Чистота на улицах – ни фантиков от конфет, ни пустых бутылок, ни полиэтиленовых пакетов... Зато урны для мусора – в шаговой доступности. Это тоже результат разъяснительной работы Сергея Наумкина. По его словам, люди медленно, но верно стали привыкать… не сорить. О чистоте на улицах поселка говорят даже детям в детских садах. Малыши уже сами делают замечания взрослым, если видят, как те все же бросают сигарету или бумагу на землю.

Еще в Пластуне, в самом центре поселка, есть детский городок, много лет назад заложенный преподавателем местной школы Валентиной Смирновой. В свое время она получила грант, как «Лучший учитель года». И приобрела на эти деньги детские аттракционы из пластика. Ее почин подхватили жители поселка, со временем здесь появились деревья, лавочки и другие игровые комплексы для ребятишек. Сейчас это небольшой детский парк, огороженный от дороги, где любят отдыхать мамы с колясками и малыши. 

Поэтому прав Сергей Наумкин, когда говорил, что люди должны сами строить свою жизнь. Не дожидаясь решения правительства или президента. 

Справка «В» 

Пластун – самый южный населенный пункт самого северного района Приморья – Тернейского. 

Автодорога к Пластуну идет на север от поселка Рудная Пристань Дальнегорского городского округа. На северо-запад от поселка Пластун идет дорога к селу Мельничное Красноармейского района. Автодорога проходит по южной границе Сихотэ-Алиньского заповедника. До Мельничного около 130 км, до Новопокровки около 250 км, до Дальнереченска около 326 км. До районного центра Терней (на север) – 58 км.

Пластун основан в 1926 году русскими поселенцами. В 1932-м получил статус рабочего поселка. В 1968 году был утвержден генеральный план Пластуна, предложенный Ленинградским институтом проектирования лесных поселков «Гипролестранс». С 1976 года началось бурное развитие поселка, строительство порта, лесопромышленного комплекса, котельной, жилья, школ, детских садов, Дворца культуры и спорта, больничного комплекса, прочей инфраструктуры.

В 1981 году первые суда ошвартовались в порту Пластун. После распада СССР генплан строительства поселка не был реализован полностью. В 1996 году прекратил существование зверосовхоз «Пластунский». Но лесная промышленность Пластуна получила дальнейшее развитие, сориентировавшись на глубокой переработке и безотходном производстве.

Сегодня в Пластуне действует современная лесозаготовительная и лесоперерабатывающая система с развитой инфраструктурой, представленная группой предприятий ОАО «Тернейлес».

Владивосток – Пластун – Терней – Амгу – Владивосток 

         

Автор: Сергей КОЖИН