Чей автопром не обесчестит?
Возможности поставки китайских подержанных машин в Россию вызвали неоднозначную реакцию наших читателей. Напомним, что в одном из номеров «В» привел прогнозы экспертов, опубликованные в газете «Известия». Специалисты делились мнением о перспективах возможного завоза из Поднебесной в нашу страну бэушных автомобилей.
Некоторых читателей «В» задело, что китайцы, наметив экспорт подержанных авто в Мьянму, Камбоджу, Нигерию и РФ, тем самым объединили рынки сбыта стран, различных по климатическим условиям, уровню развития экономики, потребительским предпочтениям.
Ну что ж, видимо, таким образом китайские маркетологи тестируют новый для себя вид экспорта и выбирают страны, где собственное производство не может удовлетворить потребности населения. И укорять их за это не нам, дальневосточникам, пока еще отдающим предпочтение японским бэушкам. Несмотря на все попытки федеральных властей кнутом (заградительные пошлины, ужесточение требований к безопасности конструкций импортных авто) и пряником (государственные программы поддержки автокредитования) заставить пересесть нас на отечественные бренды или иностранные авто, но собранные на российских конвейерах.
Почему бы нам и не протестировать китайский автопром? Автоэксперты уверяют, что его качество растет с каждым днем. Но еще немало людей, кто до сих пор судит о возможностях экономики КНР по ширпортребу, распродаваемому за бесценок на рынке на Спортивной. Кто-то полагает, что вся промышленность наших восточных соседей находится на том же уровне. И возможность поставок «автохлама» в РФ задевает самолюбие россиян.
«Конечно, китайские машины будут намного дешевле наших, да и, может быть, японских, это бесспорно. И потянется наш народ за этой дешевкой, забыв о чести и гордости. Обидно, но хотя бы не стоит говорить об этом вслух, раз не можем сделать чего-то более существенного. Самая богатая страна, а плетемся в рядах слаборазвитых, подбираем объедки», – написал в редакцию «В» один из читателей.
Уверена, что многие согласятся: замалчивание проблем не самый лучший способ их решения. Что же касается китайских товаров, то они уже давно завоевали весь мир. Как-то в Японии пыталась купить зонтик «мэйд ин Джапан» – хотелось такой сувенир привезти. Была в нескольких городах, но так и не попался на глаза аутентичный продукт. В небольших лавках при гостиницах и сувенирных магазинах – исключительно «мэйд ин Чайна». Или другой пример: надо было поменять масляный и воздушный фильтры в автомобиле. В магазине предложили на выбор: китайские – около 300 рублей или японские за 700. Купила продукцию Поднебесной исходя из соотношения цена-качество. И не одна я предпочитаю приемлемое качество по бюджетной цене. Как заверил продавец, из десяти автолюбителей семеро выбирают комплектующие и даже более ответственные детали и запчасти производства КНР.
Китай многие годы был и пока еще остается фабрикой для всей планеты. Десятки лет назад многие государства с развитой экономикой перенесли туда свои производства в погоне за дешевой рабочей силой, энергоресурсами, мизерными затратами на социалку и экологию. На территорию Поднебесной не только завозили оборудование и инструменты, но и технологии. Китайцы прилежно трудились на заграничных капиталистов, при этом не менее усердно осваивали их ноу-хау и методы наживать капиталы, а также разумели «…как государство богатеет, и чем живет, и почему не нужно золота ему, когда простой продукт имеет». Учили не только коммунистические лозунги и политические труды Мао Цзэдуна, но и буржуйские принципы научной организации труда, инвестирования своих сверхдоходов в перспективные наукоемкие и высокотехнологичные направления.
В итоге сегодня экономика КНР – одна из ведущих в мире. По данным Международного валютного фонда за 2018 год, Китай первый в списке по объему ВВП ($ 25270 млрд). США – вторые ($ 20494 млрд). Россия на 6-м месте ($ 4213 млрд).
Конечно, громадный ВВП – это еще не самое главное в современных реалиях. Первым в мире будет тот, кто победит в технологической гонке. Сегодня Китай стремится отобрать у США лидерство в сфере цифровых технологий, искусственного интеллекта. Эксперты уверяют: Вашингтон тратит на исследования в этой области миллиарды долларов, а Пекин – десятки миллиардов.
Будьте уверены: своим открытиям и инновациям китайцы тут же найдут применение в различных отраслях народного хозяйства, и в первую очередь в производстве – самой сильной стороне экономики Китая.
Конечно, в этой технологической гонке участвует и Россия. И даже весьма успешно – у нас немало направлений, где мы уже впереди планеты всей, и это не только в области балета. Но, к сожалению, в нашей стране научные достижения достаются все больше Минобороны и там, как правило, застревают. До отраслей, выпускающих товары народного потребления, космические инновации не скоро добираются. Над этой загадкой давно уже эксперты бьются: успешно покоряем космос, а выпускать конкурентоспособное легковое авто именно для массового потребителя так и не научились.
Помню, мой отец в советское еще время покупал авто, произведенное Горьковским автомобильным заводом, чьи творения считались лучшим отечественным автопромом для населения. Мы просили купить «Волгу» черного цвета. Приехал на белой. По его словам, из пяти новых пришедших в автосалон машин она одна была на ходу. Но все равно пришлось что-то доделывать или переделывать. В салоне бросилась в глаза перекошенная передняя панель – ее также правили. А штатное радио так и не заработало. В чем была причина, не могли разобраться даже дальзаводские умельцы, имеющие дело с умными приборами на военных кораблях.
И во времена развитого социализма так было, и сейчас в этой отрасли ситуация не поменялась кардинально, иначе бы мы стояли в очереди в автосалоны с российскими авто, а не на таможне, оформляя привезенные из Японии бэушки.
Так почему нам должно быть зазорно пользоваться китайскими автомобилями? Пока, по крайней мере…
Автор: Татьяна ЯРМОЛЕНКО