Мне надоело политическое шоу
По мнению наблюдателей, основная борьба на выборах за пост мэра разгорится между двумя основными претендентами: Владимиром Шаховым и Виктором Черепковым. Однажды они уже были вместе на финишной прямой. Тогда Владимир Николаевич оказался вторым. С чем сегодня, в такой сложнейший период, выходит на выборы кандидат Владимир Шахов, депутат Государственной думы, председатель совета директоров “Дальроссо-групп”. Политик, хозяйственник, финансист.
По мнению наблюдателей, основная борьба на выборах за пост мэра разгорится между двумя основными претендентами: Владимиром Шаховым и Виктором Черепковым. Однажды они уже были вместе на финишной прямой. Тогда Владимир Николаевич оказался вторым. С чем сегодня, в такой сложнейший период, выходит на выборы кандидат Владимир Шахов, депутат Государственной думы, председатель совета директоров “Дальроссо-групп”. Политик, хозяйственник, финансист.
- Владимир Николаевич, как сами-то считаете, можете вы понравиться горожанам?
- Вот уж чем меньше всего я озабочен, так тем, чтобы нравиться. “Нравится - не нравится” - категории вкусовые. Подход должен быть совсем иной, принципиальный. Во-первых, насколько кандидат как персона известен в городе. Во-вторых, не мешало бы проанализировать поле его деятельности. И самым тщательным образом изучить предвыборную платформу.
- Кстати говоря, вы почему-то так мало обещаете...
- А что без толку сотрясать воздух. Чтобы город функционировал, чтобы горожанам была обеспечена нормальная жизнь, необходимо знать, как ответить на ряд вопросов. Где взять для Владивостока деньги, как их экономить, как их тратить? Все. Пора многословных обещаний миновала. В городе должен быть рачительный хозяин. Человек действия, созидатель. Причем не теоретик, а практик. И что еще немаловажно, не интриган. Всем уже понятно, что политические интриги нашу жизнь сделали просто невыносимой.
Совсем недавно, в период думских каникул, я на машине проехал частным образом по центральным областям России. За 2 недели намотали с приятелем 8 тысяч километров. Сильнейшие вынес впечатления от этого автопробега. Во-первых, нормальные дороги. Таких колдобин, как у нас, нет нигде. И таких жутких осыпающихся фасадов и грязных подъездов. А уж про воду и свет и говорить не приходится. Парадокс: живут победнее, наполнение бюджета поскромнее, а вот с коммунальным хозяйством ни у кого проблем не возникает. Чиновники не на баррикадах, а на своих рабочих местах. В рабочем порядке решаются вопросы. “Скорая помощь” функционирует, деньги учителям и пенсии старикам вовремя выплачиваются.
Скажи кому, что ты из Владивостока, на тебя начинают смотреть, как на героя фильма ужасов. Такую славу обрел город, что мы не скоро это клеймо сотрем. Один мой знакомый весело так пошутил: Владивосток - столица социально-политического шоу.
А мне как горожанину давно уже не до смеха. Доколе все это?
Но есть еще и подводная часть айсберга - из города в такой ситуации происходит медленный, но не прекращающийся отток финансов. Уезжают предприниматели, как иностранные, так и российские, а вместе с ними уходит и капитал.
- Вам доводилось слышать новую версию старой реплики: если ты такой умный, почему до сих пор живешь тут?
- Если это вопрос, почему я не уехал за границу, то ответ на него прост. Я там никому не нужен.
- Вы уверены, что здесь кому-то нужны?
- Нужен! И даже очень нужен. Своим родным, близким, друзьям. Нужен людям, которым даю работу, а их более тысячи человек. Пожалуй, на этот вопрос утвердительно ответят и те, кому я помогал и помогаю. Как спонсор, меценат. И я нужен городу, потому что знаю, как сделать его богатым, красивым, комфортным.
- Вопрос, чувствую, прозвучал некорректно. Задел вас, обидел? Как вы, кстати, реагируете в ситуации, когда задеты честь и достоинство?
- Обижаться можно лишь на людей, близких и дорогих твоему сердцу. Руководитель, политик не имеет права на эмоции. Есть интересы дела, которым и должны подчиняться воля, разум, чувства.
- Скажите, что в предыдущей предвыборной кампании изумляло, удивляло? Были такие моменты?
- Всякие разворачивались ситуации. Как-то ко мне пришли люди из штаба конкурента с целой пачкой компромата на него. Предложили ознакомиться и купить за энную сумму. Развернул их вместе с бумагами - я в такие игры не играю. А в самый разгар предвыборной кампании с тотальной проверкой к нам пожаловали инспектора налоговой инспекции - тут уж на меня, вероятно, требовался компромат. Была делегация женщин. Мягко так предостерегали: мой оппонент - экстрасенс, он вас заколдует. Так вы руки держите вот так, а ноги сяк, в глаза не смотрите, а еще лучще - вообще молчите. Правда, за консультацию денег не требовали, бесплатно за меня радели. Был и кульминационный момент, когда я хотел просмотреть избирательные бюллетени, а их не оказалось - исчезли таинственным образом.
- Владимир Николаевич, как предприниматель вы свой бизнес развиваете в таких разных сферах, что диву даешься. Страховая компания, строительная фирма, аптека, магазин, кафе-закусочная, вот еще и совхоз собрались организовывать. Что за этим? Желание попробовать себя в самых разных областях деятельности?
- И не только это. Существует такая практика, что-то сродни диверсификации производства, когда прибыль от одного рода деятельности в состоянии вовремя обеспечить развитие другого направления. Тогда деньги работают.
- Но существуют еще и люди. Со своими амбициями, слабостями, недостатками. Успех дела, как я понимаю, зависит не только от правильной организации производственного процесса, но и от того, как используются специалисты.
- Модно было когда-то говорить о человеческом факторе. А я вам скажу, с чего он начинается. С порядка и дисциплины. Мне было слегка за 20, когда меня поставили во главе управления иностранного страхования по Приморскому краю. В моем подчинении были солидные, в возрасте люди, специалисты с весомым стажем. Я ко всем - на “вы”, меня в ответ - по имени и на “ты”. Но это были мелочи. Пошли ходоки, кто-то кому-то не нравился, мне докладывали. Вот это движение я быстро приостановил - мне выслушивать все это, говорю, неинтересно. На работу я приходил рано, а часам к 9 спускался навстречу сотрудникам. Кого встречал 5 минут спустя после начала рабочего дня, а кого и через полчаса. Ногами не топал, морали не читал, смотрел на часы, улыбался. Прошла неделя, и у всех разом отпали все весомые причины для опоздания.
Что касается амбиций, слабостей - это, пожалуйста, дома. Когда я организовал свою страховую компанию, сотрудникам заявил: мои требования просты: на работе - работать. Спрос с каждого будет строгий. Иначе мы погрязнем в хаосе и беспорядке. Требовал полной отдачи делу. Но зато уж и поощрять - поощрял. Покупал квартиры, отправлял в путешествия, оплачивал санатории. Своим принципам не изменил и по сей день.
- Владимир Николаевич, а вам трудно с самим собой?
- Не очень. Вот со временем изживу в себе унаследованную от бати ехидцу (словцом могу пригвоздить, есть такое), так совсем ангелом стану!
- А часто в своей жизни приходилось полагаться на русское “авось”?
- Никогда. Для меня самое главное - сформулировать цель. Или найти, например, выход из ситуации. Я буду мучиться, подыскивать варианты и успокаиваюсь, когда решение найдено. Тогда, каким бы сложным ни был путь, я чувствую прилив силы, мне все по плечу.
Немного удачи нам всем бы не помешало. Но я за то, чтобы удачу планировать.
- Это ж в кого у вас такой настырный характер?
- Говорят, характером я похож на свою бабку. Волевая, несгибаемая была женщина. Доводить дело до конца, не отступать на полпути - пожалуй, это тоже от нее. Помню, в 9-м классе я загорелся идеей сделать электрогитару. В школу приехал вокальный ансамбль из города (а жили мы в Новонежино), как я услышал соло на гитаре, так потерял покой. Мне не нужна была рыбалка, тайга. Раздобыл я где-то журнал “Сделай сам” с описанием. Так я не просто ее смастерил, я научился играть, еще и организовал оркестр.
Страсть к музыке, кстати говоря, я сохранил и по сей день. Нотной грамоте я так и не обучился, но когда приходят в голову мелодии, я их записываю своими значками. Потом уже с аранжировщиком, инструментальщиками в студии звукозаписи вместе творчески работаем - и на суд публики. Хотите составить свое впечатление, пожалуйста, мои песни постоянно звучат в “Зеленом крокодиле”.
- Рядом “Версаль”, “Престиж”, уж можно было бы потягаться в названии...
- Э нет, выделиться на этой “священной” территории мог только Зеленый Крокодил!
- Владимир Николаевич, а есть у вас какие-нибудь обыденные человеческие желания?
- Есть, конечно. Хочу научиться летать на вертолете.
- ?
- Приходит как-то ко мне один товарищ: “Купи вертолет, “Ми-1”. Бумаги показывает, они все в порядке. Точно, владеет вертолетом. “Где ж он стоит у тебя?” - спрашиваю. “Да на огороде, среди картошки”. - “А ты как-то его используешь?” - “Летаем...”. - “Кто ж за рулем?” - “Василий, мой шофер”. Вот я и подумал, а не научиться ли мне вертолетом управлять?! (шутка).
- В стране - кризис, выборная кампания - в разгаре, а вы - про вертолет. Вдруг аукнется на рейтинге такая несерьезность?
- Ситуация в стране стабилизируется, выборы состоятся, а на вертолете летать я все равно научусь. Жизнь-то продолжается. И потом я вовсе не хочу прикидываться этаким простым, свойским парнем. Я далеко не простой. Да и не знаю, какому бы нормальному человеку понравился бы столь сомнительный комплимент насчет простоты. Не заискивая, не заигрывая я умею найти общий язык и с дворником, и с политиком. У меня образование юриста, которое я получил в свое время в Дальневосточном университете. За плечами - жизненная школа, основы теоретических и практических знаний во многих областях. Кем я только не работал - шофером, мотористом, матросом, электриком. Поваром, сторожем, дворником, полотером - любимые студенческие профессии для приработка, инспектором уголовного розыска. Солидный багаж управленца, опыт работы в Госдуме. Ведь мое решение баллотироваться на пост мэра так же, как и многое в моей жизни, - глубоко обдуманное решение. У меня высокая степень активности, ответственности. Моя программа - это не просто выжатые за пару часов лозунги, это программа действия.
Автор: Ольга МАЛЬЦЕВА, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), "Владивосток"