Доброй памяти заслуживают
Обзор писем «В»: морзянка, спасающая жизни, и люди, делающие нашу жизнь ярче
Редакционная почта «В» ежедневно пополняется посланиями читателей. О чем нам пишут? О проблемах, тревогах, надеждах и чаяниях. Каждое письмо индивидуально. Одни дают старт серьезным расследованиям и материалам, другие – почву для размышлений, третьи – интересные предложения. Но все они мотивируют нас становиться лучше и быть внимательными к мелочам.
Минуты молчания
Так озаглавил свое послание в редакцию «В» капитан дальнего плавания Воронин А.Г. (к сожалению, автор не расшифровал свои инициалы). Это письмо – ответ на одну из публикаций «Владивостока», посвященную азбуке Морзе, и предложению, озвученному одним из наших читателей, установить в столице ДФО памятник морзянке.
Краткая предыстория: в феврале 2019 года мы получили письмо от Григория Белана, радиста с многолетним стажем. Григорий Григорьевич на протяжении 10 лет добивается установки во Владивостоке памятника азбуке Морзе. «Во Владивостоке в последнее время появились памятники Юлу Бриннеру возле здания Дальневосточного пароходства, скульптура моряка загранплавания на пересечении улицы Адм. Фокина и Океанского проспекта, памятники Владимиру Высоцкому и легендарной «Катюше». И это очень хорошо. Давайте вспомним не менее легендарный ключ Морзе. Он доброй памяти заслуживает», – отметил наш читатель.
Своей идеей он заразил многих представителей морского сообщества, бывших коллег, капитанов дальнего плавания и просто неравнодушных людей. «В» опубликовал письмо Григория Белана на своих страницах, и отклик не заставил себя ждать.
«Всегда читал и читаю вашу газету. И на этот раз с удовольствием прочитал в номере толстушки интересный материал «Азбука спасения не должна быть забыта», – пишет нам Воронин А.Г. – Я сам старый моряк, окончил Владивостокскую мореходную школу в 1956 году и стал матросом 1-го класса. Затем – судоводительское отделение мореходного училища, и далее почти вся жизнь связана с морем. Последние 14 лет работал в МГУ имени адмирала Г.И. Невельского.
В прошлом веке на судах и кораблях для связи использовалась азбука Морзе – сочетание точек и тире. Радиослужба в то время, особенно на крупных судах, состояла обычно из трех человек: начальника радиостанции, 1-го (старшего) радиста и 2-го (младшего) радиста. Радиовахта неслась круглосуточно, 4 часа через 8, как и у остальных моряков.
В настоящее время на судне всего один радиоспециалист – помощник капитана по радиоэлектронике. Но, как и раньше, радиослужба обеспечивает бесперебойную работу не только радиоаппаратуры, но и гирокомпасов, радиолокаторов, эхолотов и лагов. Сегодня еще добавились спутниковые системы навигации. А тогда это были громоздкие ламповые радиопередатчики и радиоприемники, а также простецкие ключи для передачи сообщений азбукой Морзе.
Со временем на иностранных судах стали появляться телеграфные манипуляторы, этакие полуавтоматические телеграфные ключи, наша же промышленность их в то время не выпускала. Но надо же знать русскую смекалку и золотые руки наших радистов! Они мастерили такие же манипуляторы своими руками из всяких отходов и ненужных деталей. На их языке эти устройства назывались «вибра», так как основной частью манипулятора было (часто уже использованное) полотно от ножовки по металлу. Прижимая полотнище к левому контакту, давали тире, а затем отпускали руку, и полотнище вибрировало, прикасаясь к правому контакту и выдавая точки, а их количество на слух контролировал сам радист. Эти манипуляторы изготавливались долго и очень тщательно. Некоторые из них выглядели даже лучше иностранных фабричных, просто произведение искусства, хоть в музей отдавай!
И, возвращаясь к вашей статье, хочется подтвердить, что азбука Морзе и работа радистов действительно спасли жизни многих моряков в мире.
В то же время далеко не каждый, увидев морские часы из радиорубки с розовыми и красными секторами на циферблате, знает, для чего они, а ведь это и есть «минуты молчания», когда по международному соглашению прекращают работу на передачу все радиотелефонные станции мира, работающие на частоте 2182 килогерц с 0 до 3 минут и с 30 до 33 минут, а радиотелеграфные станции, работающие на частоте 500 килогерц, замолкают с 15 до 18 минут и с 45 до 48 минут каждого часа. В это время все радисты вслушивались в эфир, чтобы не пропустить сигнал SOS, если такой был послан бедствующими моряками.
Кстати, SOS – это аббревиатура просьбы, мольбы, если быть точнее, «Save our souls!» – «Спасите наши души!» (S – три точки, О – три тире).
В далеком 1973 году мне посчастливилось познакомиться с замечательным человеком, капитаном дальнего плавания Михаилом Васильевичем Соболевским, я тогда был направлен 2-м помощником капитана на научно-исследовательское судно Академии наук СССР «Дмитрий Менделеев». Соболевский стал для меня не только капитаном, но и учителем, а позднее и старшим другом, с семьей которого я дружил 35 лет! Этот уникальный человек говорил на двух иностранных языках, писал картины и стихи, отлично играл на пианино, сочинял песни и марши, в 70 лет самостоятельно освоил компьютер и научился водить автомобиль. В его стихотворном сборнике есть стихотворение, посвященное первой в мире женщине-капитану дальнего плавания Анне Щетининой. Оно непосредственно связано с темой, которую мы обсуждаем. Называется стихотворение «S.O.S»:
Пока надежда не утрачена
И кто-то сам в борьбе с пучинами,
Но нет спасенья в одиночку,
Без промедленья и отсрочки
Сигналит судорожно рация.
Спешит, пока еще не сгинули:
Три точки – три тире – три точки!
Три точки – три тире – три точки!
Подумайте, с каким отчаяньем,
Держите же сердца включенными,
В кромешной вздыбившейся ночи
Открытыми глаза и уши,
Стучит в приемник сочетание,
Чтобы не канул в бездну черную:
Три точки – три тире – три точки!
Призыв: СПАСИТЕ НАШИ ДУШИ!
В эфире – джаз, молитвы, пение,
И телетайп плюется срочными,
Но самое первостепенное:
Три точки – три тире – три точки!
Благодаря морской профессии мне посчастливилось побывать в 39 странах мира и в более чем ста городах, во многих по нескольку раз. И везде я видел множество памятников. Они, безусловно, разные: одни – просто произведение искусства, другие – так себе, а третьи вообще могут изображать вовсе непонятную чушь. Но хороших памятников, связанных с морем и моряками, всегда большинство.
Полагаю, что предложение начальника судовой радиостанции Григория Григорьевича Белана вполне приемлемо и разумно, ведь в нашем морском городе, где практически чуть ли не каждый житель прямо или опосредованно связан с морем, должен быть памятник, посвященный и морским радистам. В нашем далеко не маленьком городе не так уж много хороших и значимых памятников. Призываю других моряков поддержать инициативу Григория Белана через нашу любимую газету «Владивосток».
С уважением капитан дальнего плавания Воронин Г.А.»
Что ж, в полномочия газеты не входит установка памятников, но в наших силах выносить в публичное пространство хорошие идеи и мысли. Особенно если эти идеи и мысли касаются памятных, героических событий из истории нашего морского города.
Отметим, что автор первого письма, Григорий Белан, после публикации материала «Азбука спасения не должна быть забыта» посетил редакцию «В» и подарил журналистам несколько книг из своей библиотеки. Все они так или иначе связаны с морской тематикой.
Спасибо за глоток свежего воздуха
Следующее письмо пришло в редакцию «В» от нашей читательницы по имени Любовь (к сожалению, не указаны фамилия и отчество). Ее послание посвящено рассказу о жизни и работе другого человека. А также о том положительном влиянии, которое оказывают на других люди, являющиеся профессионалами своего дела. Такие письма обладают особой теплотой, которой очень хочется поделиться.
«Хочу рассказать о прекрасном человеке Анне Каргиной, – пишет нам читательница. – Мы познакомились с ней благодаря Высшей народной школе (ВНШ), что много лет действовала в ДВГТУ. Я еще работала, не вышла на пенсию, когда знакомая рассказала мне о наборе в ВНШ. Как заманчиво было снова сесть за парту, ведь студенческие годы не забыть никогда! Лекции, рефераты, расписание занятий, даже настоящие студенческие билеты – все это было как глоток свежего воздуха.
Именно в процессе обучения в ВНШ я познакомилась с Анной Каргиной, бессменным уже в течение 20 лет руководителем клуба «В мире прекрасного». В Анне Павловне удивительно сочетаются такие качества, как высокое чувство ответственности, интеллектуальное богатство и щедрость души. И это не высокие слова! Она с большим вниманием, терпением и душевной теплотой относится к тем людям, которых собрала под своим крылом в клубе.
Сколько нового и интересного мы узнали благодаря ей! Анна Каргина – отличный организатор, хотя с людьми нашего возраста бывает непросто, но она нашла ключик к каждому. Люди пожилые идут в наш клуб, чтобы узнать что-то новое. А как интересно Анна Павловна рассказывает! Каждый раз находит новые формы подачи материала. Спасибо ей за то, что она нас вдохновляет на самые хорошие чувства и дела. С клубом «В мире прекрасного» и благодаря Анне Каргиной жизнь наша приобрела новые яркие краски. И это здорово!»
Что тут можно сказать? Спасибо вам, дорогие читатели, за вашу активность, за то, что вы всей душой болеете за родное дело, за искреннее желание сделать нашу жизнь немного лучше, воздать должное памятным событиям и предметам прошлого.
К сожалению, газетные страницы не позволяют публиковать все ваши послания полностью. Но, уверяем вас, каждое прочитывается от первой до последней строки. Поэтому пишите нам письма, мы очень ждем.
Автор: Сергей ПЕТРАЧКОВ