Планируя капремонт, сначала считайте деньги

Какие ошибки совершают собственники жилья, выбирая виды желаемых работ

24 апр. 2019 Электронная версия газеты "Владивосток" №4502 (6207) от 24 апр. 2019

В муниципальной школе жилищно-коммунального просвещения «Управдом» продолжаются актуальные занятия для горожан. Один из вопросов, обсуждавшихся на апрельском семинаре, был посвящен капремонту. Спикером выступила начальник отдела технического надзора Фонда капитального ремонта многоквартирных домов (МКД) Приморского края Наталья Володченко.

Как пояснила представитель фонда, в приморской столице из запланированных к ремонту в 2018 году 232 МКД отремонтирована была только половина – 124. План был сорван, в том числе и по вине подрядных организаций, которые зашли на торги, снизили цены, выиграли аукционы, а работу свою так и не выполнили. Поэтому краткосрочный план 2018 года по-прежнему в процессе реализации – доделываются оставшиеся 108 домов. А краткосрочным планом на 2019-й во Владивостоке предусмотрен ремонт 81 дома. Завершить работы по планам и прошлого, и текущего годов необходимо до конца декабря. Правда, по мнению Натальи Володченко, вряд ли это удастся.

– Проектно-сметная работа по запланированным к ремонту домам практически закончена. Сейчас расторговываются другие ремонтные работы. Надо сказать, что процедура торгов весьма длительная, согласно законодательству мы можем проводить торги только в формате электронного аукциона, и затянуться они могут месяца на два, – пояснила спикер. 

По традиции слушатели «Управдома» смогли получить интересующую их конкретную информацию, задав спикеру вопросы.

Добивайтесь актуализации

– Когда будет принят краткосрочный план на следующий год? 

– План утверждается уполномоченным органом на основании региональной программы. На данный момент это департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края. До 10 марта органы местного самоуправления направили туда свои предложения, и департамент рассматривает их в течение 50 дней. Так что краткосрочный план капремонта, основанный на первоочередных потребностях и финансовых возможностях МКД, будет готов в начале мая, его сразу же разместят на сайте администрации края, и граждане смогут с ним ознакомиться.

– Нашему дому 58 лет. В программу капремонта по всем видам работ – фасадам, инженерным коммуникациям – он внесен на 2041-2043 годы. Дому к тому времени исполнится 80 лет, многие жильцы, которые всю жизнь прожили в нем и добросовестно платят взносы, не увидят этого ремонта – такое вполне может быть. И таких домов – целые улицы, во всяком случае, в нашем районе. Актуально ли вообще делать ремонт в таких домах? 

– Вам, как собственникам, совместно с вашей управляющей организацией нужно подать заявку на актуализацию программы. 

– Каким образом актуализируется программа?

– УК подает в городское управление содержания жилищного фонда документы, в которых должно быть прописано основание для внесения конкретного дома в актуализированную программу. Далее уже департамент актуализирует программу исходя из состояния дома и финансовых возможностей.

Поспешить с лифтами

– Как известно, все устаревшие лифты должны быть заменены до 2021 года. Иначе они будут остановлены по всей стране. А наш дом, насколько мне известно, не попал в краткосрочный план на этот год.

– На текущий год запланирована замена лифтов в 45 домах Владивостока. Жители остальных МКД, не попавших в план ремонта на этот год, конечно, озабочены перспективой остаться без подъемного механизма. Всего в городе необходимо заменить порядка 1800 лифтов. Ремонт одной кабины стоит от 2,5 до 3 млн рублей. Однако сложность не только в объемах работы и недостатке средств. В апреле правительство приняло изменение в постановление № 615, согласно которому теперь для участия в электронном аукционе на замену подъемника необходимо на сайте аукциона выложить его техпаспорт. Но паспорта в большинстве случаев не сохранились. А те, что имеются, находятся в безобразном состоянии.

– А можно как-то увеличить суммы, выделенные на замену (модернизацию) лифтов?

– Да, мы рассматриваем варианты займов, кредитования. Но это будет не наше решение – вопрос находится на стадии решения на уровне правительства.

– Как долго вы запускаете замененный лифт?

– Вводом лифта в эксплуатацию занимается не фонд, а Ростехнадзор. После установки лифта фонд только создает комиссию для приемки выполненных работ. Одновременно паспорт, технические заключения, декларация передаются в управляющую организацию, которая, в свою очередь, в течение 10 дней направляет уведомление в Ростехнадзор. Ростехнадзор выходит на объект, обследует его, проверяет, есть ли у УК договор на обслуживание, насколько квалифицирован обслуживающий персонал. И только после этого дает разрешение на ввод лифта. Тут же управляющая организация должна запустить лифт.

Недобросовестных подрядчиков – за порог

– Как вы сказали, план ремонта в прошлом году был сорван в том числе из-за недобросовестных подрядчиков. Скажите, если подрядчик уходит с объекта, какое для него предусмотрено наказание? И вообще, предусмотрены ли какие-нибудь наказания для недобросовестных подрядчиков?

– Да, для начала мы расторгаем с ними контракт. В том числе и по суду. Как, например, с хабаровской подрядной организацией, которая занималась проектно-сметной документацией, вернее, должна была ею заниматься. Кроме того, проштрафившиеся организации исключаются из списка добросовестных подрядчиков. Также компании наказывают штрафами. 

Приблизить ремонт поможет спецсчет

– Не рассматривал ли фонд вопрос комплексного ремонта домов? Чтобы, если ремонтируют кровлю, сразу заняться и фасадом. Или если ремонт инженерных сетей, то ремонтировать сразу трубы и холодного водоснабжения, и горячего, и канализацию. Хотелось бы, чтобы соблюдалась логичная очередность. Понятно, что сейчас актуальны лифты. Но это же нерачительно: сначала установить новенький лифт, а после на нем затаскивать на крышу стройматериалы для ремонта кровли…

– Согласна с вами полностью. И у нас даже был опыт комплексного ремонта – в 2015 году в Находке. Вывод таков: при такой организации работ домов будет отремонтировано меньше, а денег затрачено больше.

– Конечно, по-умному нужно заходить на дом и делать его полностью. Это понятно каждому здравомыслящему человеку, – высказала свою точку зрения организатор «Управдома», председатель комитета по городскому хозяйству Думы Владивостока Наталья Войновская. – Но администрация города подает в план наиболее проблемные МКД с учетом самых болевых точек в каждом. Конечно, жители полностью отремонтированного дома будут счастливы. Но сколько будут ждать своего ремонта остальные дома? То есть граждане будут вносить деньги четверть века непонятно за что? Вряд ли они обрадуются такому варианту, потому что крыша у них бежит сегодня, канализация неисправна уже сейчас. 

Если бы денег хватало, конечно, мы делали бы комплексный ремонт. Это жителям платеж кажется большим, для многих он таковым и является. Но, по сути, он минимальный. У нас в связи с дефицитом средств определен минимальный перечень работ. Из краевого закона была даже исключена установка приборов учета. Поэтому, если очередь на ремонт ваших домов выпадает на 2040-е годы и вы не попали в актуализацию, попробуйте рассчитать возможность перехода на спецсчет, в этом случае вы сделаете хоть какой ремонт.

Скатная крыша «задвинет» дырявые трубы

– Есть ли какой-то контролирующий орган, который проверяет стоимость работ подрядчиков? 

– Да, этим занимаются специалисты отдела технадзора Фонда капремонта. Каждый из них несет персональную ответственность за объемы работ. Кроме того, есть проверяющий орган – раз в год Росфиннадзор проверяет все дома, которые провели оплату ремонта. 

– А есть шансы добиться того, чтобы администрация края участвовала в софинансировании капитального ремонта? Мы знаем, что в других регионах уже существует такая практика.

– В новом законе о капремонте действительно предусмотрена возможность участия региона в софинансировании работ. Как добиться этого в нашем крае? Надо обращаться к губернатору.

Также Наталья Войновская подняла еще одну актуальную для нашего города проблему.

– Жители, как правило, не задумываются о стоимости предлагаемого им ремонта и о том, что им придется возвращать за него деньги, – подчеркнула она. – Фонд часто предлагает собственникам поменять мягкую кровлю на скатную. Граждане, разумеется, соглашаются, не задумываясь о том, сколько дом собирает денег и сколько потом лет им ничего не будут ремонтировать. Вам же меняют кровлю, по сути, в долг. И пока вы эти деньги не выплатите, никакого другого ремонта ждать не придется. Такие дома уже есть: получив скатную крышу за 8-9 млн рублей, они теперь просят ремонт системы ГВС. Но они не получат его лет 30, пока не рассчитаются за кровлю. Каждый дом, планируя ремонт, должен рассчитывать лишь на свои деньги.

Кстати

Напомним, что школа «Управдом» была создана администрацией Владивостока 7 лет назад. Ее задача – просвещение горожан в вопросах жилищно-коммунального хозяйства.

– Школа «Управдом» – особенное явление, единственное в своем роде, – убеждена Наталья Войновская. – Здесь собираются люди, которые хотят получить знания в такой непростой сфере, как ЖКХ. Это не студенты или школьники, которые должны получить образование, а обычные горожане: собственники жилья, члены советов домов. В эту школу люди идут потому, что хотят жить в своих многоквартирных домах хорошо, получать уют и порядок. А для этого нужно обладать знаниями о своих правах и обязанностях. У тех собственников, которые знакомы с жилищным законодательством, всегда порядок. Наша аудитория расширяется с каждым годом, что нас, организаторов школы, несомненно, радует. Мы надеемся, что скоро во всех МКД появятся домовые советы, которые будут с любовью и заботой контролировать жилищно-коммунальное благополучие своих домов.

Справка «В»

В программу капремонта во Владивостоке включено 3512 МКД. Из них 518 (15 %) собирают средства на спецсчетах и 2994 (85 %) – на счете регионального оператора. За 4 года начислено взносов на сумму 3,483 млрд рублей. Собрано 2,978 млрд. Собираемость составила 85 %. Израсходовано 2,391 млрд рублей.

Автор: Лика ТКАЧЕНКО