Слухи о смерти ОАО “ДВМП” сильно преувеличены

На этой неделе ряд местных и центральных средств массовой информации распространили сообщение о том, что в ОАО “Дальневосточное морское пароходство” сложилась чрезвычайная ситуация: компания-де находится чуть ли не на грани банкротства, ее суда арестовываются за рубежом, в аппарате управления царит коррупция, а для выяснения ситуации - по инициативе наблюдательного совета - будут приглашены зарубежные “пинкертоны”. Пароходство - слишком солидная и много значащая для города фирма, чтобы можно было спокойно проходить мимо роящихся вокруг нее слухов. Обрисовать реальную ситуацию корреспондент “В” попросил председателя наблюдательного совета ОАО “ДВМП” Павла Васильченко.

28 авг. 1998 Электронная версия газеты "Владивосток" №443 от 28 авг. 1998

На этой неделе ряд местных и центральных средств массовой информации распространили сообщение о том, что в ОАО “Дальневосточное морское пароходство” сложилась чрезвычайная ситуация: компания-де находится чуть ли не на грани банкротства, ее суда арестовываются за рубежом, в аппарате управления царит коррупция, а для выяснения ситуации - по инициативе наблюдательного совета - будут приглашены зарубежные “пинкертоны”. Пароходство - слишком солидная и много значащая для города фирма, чтобы можно было спокойно проходить мимо роящихся вокруг нее слухов. Обрисовать реальную ситуацию корреспондент “В” попросил председателя наблюдательного совета ОАО “ДВМП” Павла Васильченко.

- Знаете, в руководстве компании работают люди преимущественно, скажем так, старой закваски. И мы, честно говоря, не привыкли к так называемым современным методам конкурентной борьбы. Обратите внимание - все эти инсинуации (а иначе распространенную информацию я назвать не могу) появились буквально за несколько дней до окончания заочного голосования по повестке дня внеочередного акционерного собрания. Значит, это кому-то было надо? Ну да бог с ним. Давайте разбираться по порядку.

Действительно за последнее время в компании несколько раз как по вине командного состава судов, так и по вине управленцев был допущен коммерческий брак. Приятного в этом мало. Подобные вещи случаются у всех, кто занят в транспортном бизнесе - моряков, авиаторов, железнодорожников, автомобилистов. У нас это выглядело следующим образом: в Индии на теплоход “Капитан Дублицкий”, работающий в тайм-чартере, грузили жмых. Явно был недогляд комсостава судна, да и работников аппарата управления, занимающихся отфрахтованием флота: не проконтролировали оформление грузовых и иных документов, и в результате при выгрузке в южнокорейском порту грузополучатель заявил, что груз доставлен в некондиционном виде и платить он за него отказывается. И действительно, не заплатил индусам ни копейки, точнее - ни цента. В свою очередь индусы предъявили свои претензии к перевозчику, то есть к нам, и тут же арестовали первое подвернувшееся под руку судно “ДВМП”, согласившись отпустить его под залог на сумму утраченного груза - в 3,2 миллиона долларов. Мы внесли эту сумму. К слову, многие ли из российских судовладельцев способны сегодня с ходу внести такой залог за одно из своих судов? Ну это к вопросу о финансовой ситуации в компании, и к нему мы вернемся чуть ниже. Главное, что арестованное судно было освобождено и продолжает работать, принося компании прибыль.

Буквально через несколько дней произошел второй подобный случай - небрежное оформление грузовых документов, как следствие - претензии грузополучателя, а далее соответственно - убытки судовладельца, т.е. ОАО “ДВМП” (теперь уже с претензией в 1,3 миллиона долларов). Естественно, что в такой ситуации наблюдательный совет, где представлены крупные акционеры, заинтересованные в первую очередь в стабильной работе компании и получении прибыли, встревожился и собрался, чтобы обсудить сложившуюся ситуацию. Были заслушаны доклады членов правления компании, причем разговор состоялся весьма жесткий. Это в советские времена можно было “нагреть” государство на огромные деньги, и виноватых, как правило, не находилось. Акционеры же ставят вопрос прямо: почему была проявлена такая халатность, кто понесет за это наказание, кто восполнит обществу материальные потери? И такая постановка вопроса вполне оправданна, а в сегодняшних условиях и закономерна; в подтверждение этого могу сказать, что по всем пунктам повестки заседания решения принимались наблюдательным советом единогласно.

Цель спекуляций, муссируемых сегодня в некоторых средствах массовой информации, мне вполне ясна - внести раскол и смуту в наблюдательный совет, правление компании, посеять вражду между акционерами. Очевидно, кому-то не дает покоя достаточно стабильное положение ОАО “ДВМП” - особенно на фоне той ситуации, что просматривается сегодня в российской экономике. Судите сами: накануне вынужденных залоговых платежей на наших счетах находилось свободных 6,5 миллиона долларов. Сегодня мы держим на депозите в “Далькомбанке” 2 миллиона долларов. Я уж не говорю о 35 миллионах долларов, обеспеченных государственными валютными облигациями, так называемыми минфиновскими бондами. У нас нет ни копейки долга и ни дня просрочки ни по одному из налоговых платежей. Зарплату работники компании получают день в день. Может быть, именно такое положение дел кому-то хочется выдать за крах Дальневосточного пароходства?

Кстати, и те деньги, что мы внесли в залог, отнюдь не потеряны для компании. Они находятся в Дойчебанке в ожидании решения суда. С помощью наших юристов нам удалось добиться того, что спор между нами и индийскими грузоотправителями будет рассматриваться в английском суде, и я убежден, что львиную часть денег нам удастся вернуть - ведь залоговая сумма, как правило, устанавливается по максимуму.

Поэтому и работникам компании, и держателям акций могу сказать однозначно: слухи о смерти ОАО “ДВМП” сильно преувеличены!..

Автор: Андрей ОСТРОВСКИЙ, "Владивосток"