В этот год размахнулись всерьез
Приморские художники поздравили себя с юбилеем
Приморское отделение Союза художников России – ровесник Приморского края. И в нынешнем октябре отмечает свое 80-летие. Собственно говоря, все выставки, проходящие в 2018-м в залах союза, посвящены этой солидной дате, но та, что открылась на днях, пожалуй, самая значимая. Недаром она называется «Художники Приморья» и фактически представляет сразу и весь срез творческой жизни союза, и тенденции развития живописи и графики в нашем крае.
– Конечно, мы не смогли, да и не пытались, объять необъятное, но сегодня в залах союза представлено работ больше, чем когда бы то ни было, – 150, – отмечает Ольга Зотова, куратор выставки, искусствовед. – Мы даже окна закрыли специальными жалюзи, чтобы занять и это пространство. А ведь отбор был очень серьезным. Но и достойных, интересных работ представлено нам было немало.
Отмечу, что в залах фактически не представлены мэтры и корифеи приморской живописи. Зритель не увидит здесь таких имен, как Степан Арефин или Иван Рыбачук, Кирилл Шебеко, но тому есть объяснение: мы отмечаем юбилей Приморского союза художников несколькими выставками. Как раз сейчас в галерее «Арка» представлены работы именно тех художников, с именами которых связано становление союза, мало того – впереди у нас просто уникальная выставка в Приморской картинной галерее, для которой из запасников будут извлечены шедевры корифеев дальневосточной живописи. Также еще предстоят выставки в Доме офицеров флота, в музее современного искусства «Артэтаж» – словом, мы размахнулись в этом году всерьез, ведь нам есть что показать.
И правда, прогулка по залам «Художников Приморья» может занять минимум час, если внимательно, не спеша рассматривать работы многочисленных участников. Вот изумительный, наполненный мифическими мотивами триптих Лидии Козьминой «Голова», «Живот», «Хвост», на котором Владивосток, как огромная рыба, плывет по морям – волнам жизни… А вот «Я – якудза!» Александра Гунзенова, заставляющая задуматься о тех нитях, что связывают весь наш азиатский регион. И рядом «Украина це Европа» Сергея Герасимова, работа остросоциальная, почти на грани плаката. И его же «Дороги» – глубоко философские, полные мудрости. Рядом великолепные храмы Владивостока в работах Владлена Камовского и озорной триптих на дереве Евгения Макеева «Адам энд Ева». Пейзажи, натюрморты, жанровые картины… Вглядишься в иные – мороз по коже. Вот «Патриоты Чили» Николая Большакова, полотно, написанное в советские еще времена. Хорошо видно, что для создания столь монументальной работы художнику пришлось самому вручную сшивать несколько холстов. Сколько в этой работе патриотизма, сколько острого отклика на актуальные в то время вопросы… А в соседнем зале как показатель преемственности и поддержания традиций пронизанная светом «Юность» Кристины Ровной и ласковый пейзаж Светланы Фирюлиной, самых молодых участниц выставки. Между прочим, совсем недавно Светлана стала лауреатом выставки-конкурса студентов института искусств, а сегодня ее работа заняла свое законное место рядом с творениями уже известных живописцев, таких как Сергей Меренков, Наталья Попович, Марина Коваль-Коряковская, Олег Подскочин, Евгений и Оксана Осиповы, Евгений Пихтовников.
– Мы представляем все жанры, позволяя зрителю самому сделать выводы, как развивается и куда идет приморская живопись, – комментирует Ольга Зотова. – На мой взгляд, тот факт, что рядом на одной стене могут соседствовать великолепный пейзаж и историческая картина, только подкрепляет мысль о том, что творческое разнообразие – основа успешной работы Приморского союза. В нынешней выставке молодые художники принимают участие вместе с состоявшимися мастерами. Самому старшему экспоненту 86 лет, самому молодому нет еще 30. В их работах отображен мир во всем его многообразии.
Справка «В»
Официальная история Приморской организации Союза художников началась в октябре 1938 года по инициативе Василия Безродного, художника, педагога и общественного деятеля, закончившего Санкт-Петербургскую академию художеств им. Репина. Первым шагом по созданию организации стало собрание работающих в Приморье художников, которое состоялось 10 октября 1938 года. Оно и стало учредительным.
С первых же дней существования Приморского отделения огромное внимание уделялось организации художественных выставок, хотя собственных залов тогда не было. Остро стоял вопрос профессионального образования. Именно по инициативе членов организации в 1944 году открылось Владивостокское художественное училище. Преподаватели училища были членами Союза художников и участниками выставок. К середине 1950-х годов работа Приморской организации художников вышла на качественно новый уровень. Краевые выставки стали регулярными, выпускники Владивостокского училища приходили в художественную жизнь. В 1959 году Приморская организация вселилась в новое здание на Алеутской, 14а.
В конце 1950-х закладываются те особенности, которые позволили на последующих зональных выставках именовать искусство приморским. Это преобладающая роль пейзажа, стремление к освоению жанра сюжетно-тематической картины, связанной с историей края, характером труда в нем (Приморье – территория моряков, рыбаков, шахтеров), интерес к теме Севера, Чукотки, Камчатки, Курил.
В 1962 году был открыт Дальневосточный институт искусств, куда для преподавательской работы приезжают художники, получившие высшее образование в Ленинграде и Москве. Вениамин Гончаренко, Кирилл Шебеко, Виталий Кандыба и другие преподаватели встали на педагогическую стезю. Поступать на живописный факультет в ДВГИИ стали не только выпускники Владивостокского художественного училища, но и училищ Сибири и Центральной России.
К 80-м годам художники Приморья работали в самых разных жанрах живописи, графики, декоративно-прикладного и монументального искусства. И по сей день искусство приморских художников остается самобытным, обладающим своими специфическими чертами, которые делают узнаваемыми произведения приморцев на межрегиональных, общероссийских и зарубежных выставках.
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ