Последнее окно в шахту скоро захлопнется
Профессиональный праздник шахтеры встречают со слезами на глазах. Об этом говорили все, кого удалось встретить корреспондентам “В”, побывавшим на шахте им. Артема в районе Шкотово, которая сегодня “в стадии ликвидации”.
Профессиональный праздник шахтеры встречают со слезами на глазах. Об этом говорили все, кого удалось встретить корреспондентам “В”, побывавшим на шахте им. Артема в районе Шкотово, которая сегодня “в стадии ликвидации”.
Безысходность и боль за все происходящее здесь охватывает каждого, кто оказывается сегодня на этой, некогда бурлящей жизнью территории: разруха, безлюдье, мертвые металлические конструкции. Вздымающийся в небо неподалеку от административного здания ствол, уже полностью засыпанный, - как немой укор сегодняшней российской безалаберности навевает извечный вопрос: весь мир разрушим, а затем...
То, чем сегодня вынужден заниматься горный мастер участка ликвидации инженер Михаил Косихин, угнетает его вдвойне: эта шахта - детище его рук.
- Даже если ситуация в угольной промышленности изменится в лучшую сторону, восстановление участка невозможно, - подтвердил он. - Раньше я работал заместителем главного инженера по горным работам, занимался строительством участка. До этого строил шахты в поселке Авангард, “Амурскую”. Думал, что на этой, последней, спокойно доработаю до пенсии и с чистой совестью уйду на отдых... Самое обидное, что собственными руками хороню то, чему отдано столько сил, здоровья, с чем связывал надежды на будущее.
Символичен и тот факт, что одним из последних закрывается (практически уже закрыт) капитальный уклон, который в плане реконструкции шахты был построен и пущен в эксплуатацию первым. У полузарытого входа уклона корреспонденты “В” встретили двух “последних из могикан” рабочих бригады ликвидации (к слову, если на момент начала работ в ее состав входили 80 рабочих, сегодня остались 6). Михаил Сафин проработал в угольной промышленности 14 лет, 12 из которых на шахте им. Артема. Специальность электрослесаря в любом наземном производстве нелишняя, но при нынешней безработице надеяться на новое место не приходится.
- Просто не знаю, как будем жить, у меня на руках больная жена, а перспектив никаких, - говорит Михаил.
Не лучшим образом обстоят дела у его коллеги Александра Клименко, которому полмесяца не хватает до 10 лет подземного стажа.
- Вообще-то специальность у меня морская, но сами понимаете, что в море устроиться сегодня большие связи и деньги нужны. Что впереди? Пока биржа, а там - полная неизвестность. В семье двое ребятишек, кормить как-то надо.
Внимание корреспондентов “В” привлекло странное сооружение, покачивающееся на ветру: петля, на которой прикреплена “сопроводительная записка”: “Шахтерам от президента”. Юмор, конечно, черный. Но и света в конце тоннеля шахтеры не видят: слезы за “праздничным столом” глаза застилают...
Автор: Елена МАНИНА, Армен ЗАХАРЬЯНЦ (фото), “Владивосток”