Для кого и почему ОСАГО подорожает

Добросовестные и аккуратные водители не должны платить за лихачей и мошенников

10 окт. 2018 Электронная версия газеты "Владивосток" №4411 (6116) от 10 окт. 2018

«В Совете Федерации предложили перейти от страхования автомобиля к страхованию риска каждого водителя»

Проверка полисов ОСАГО с помощью дорожных камер может стартовать в России уже в октябре. Кроме того, в ноябре планируют расширить тарифный коридор. На очереди еще несколько предложений, способных серьезно изменить рынок автострахования. Когда все это начнет работать, рассказывают «Известия».

Камеры следят за полисами

Тестирование системы, проверяющей ОСАГО, уже началось. Российский союз автостраховщиков (РСА) отчитался: из 4,5 млн автомобилей, попавших в поле зрения дорожных камер в течение дня, только у 6 % не было полиса. В союзе признают, что в переданной МВД базе может быть небольшой процент ошибок, и в то же время, основываясь на московских результатах, делают  глобальный вывод: 4–5 млн водителей по всей России ездят без полисов ОСАГО.

Запуск системы должен был стартовать 1 сентября, но в последний момент был отложен. Однако в октябре проверка полисов неизбежно начнется. Скорее всего, система первое время будет работать в тестовом режиме и нарушители вместо штрафа в 800 рублей получат по почте предупреждения. Правда, пока неизвестно, как будут штрафовать: один раз в сутки или столько раз, сколько автомобиль попадет в объективы дорожных камер. Да и по сумме штрафа ясности нет – о необходимости ее повышения говорят в Минфине.

Тарифы пересмотрят

Участники состоявшихся 24 сентября в Совете Федерации слушаний, посвященных совершенствованию добровольного автострахования, высказались за либерализацию ОСАГО. По словам представителей РСА, указание Центробанка об изменении тарифов обязательного автострахования должно выйти до ноября.

Предполагается расширение тарифного коридора на 20 % вверх и на 20 % вниз и увеличение количества коэффициентов на возраст-стаж с 5 до 50. В ЦБ считают, что средняя стоимость полиса после всех нововведений останется на том же уровне. Этого же мнения придерживаются и в РСА. 

Как изменится цена ОСАГО

По подсчетам РСА, для 80 % водителей полис подешевеет. Рост его стоимости ощутят молодые и часто попадающие в аварии водители. Добропорядочные и опытные, наоборот, выиграют: количество значений коэффициента «возраст-стаж», повторимся, увеличат с 5 до 50.

Кроме того, изменится расчет коэффициента «бонус-малус» (КБМ) за безаварийную езду. В новой системе его будут присваивать раз в год с годовым сроком действия. При задвоении коэффициентов будут выбирать наименьший. 

Центробанк планирует отменить КБМ для собственника автомобиля и присваивать его индивидуально каждому водителю. За водителем закрепят и страховую историю. Цель реформы – сделать цену полиса индивидуальной и максимально справедливой.

В Совете Федерации вообще предложили привязать полис не к автомобилю, а к правам. То есть перейти от страхования автомобиля к страхованию риска каждого водителя. Эту идею уже поддержали ЦБ и Федеральная антимонопольная служба.

Меньше коэффициентов, больше выплаты

На 20 % расширение тарифного коридора не остановится. С 1 сентября 2019 года страховщики получат возможность двигать минимальную ставку на 30 % в обе стороны, а через два года – на 40 %. Это позволит сгладить эффект от отмены мощностного и территориального коэффициента.

Коэффициент мощности планируют отменить тоже с сентября 2019-го: в Минфине считают, что нет четкой связи большого количества лошадиных сил с аварийностью. В ведомстве также сочли ненужным территориальный коэффициент. Несмотря на то что его отменой недовольны страховщики (так как в регионах никто не будет покупать полис по московской цене), он перестанет действовать в сентябре 2020 года.

Минфин также предлагает увеличить лимиты выплат до 2 млн рублей и сроки действия полисов до трех лет. Еще одно радикальное предложение: предоставлять скидку на ОСАГО при установке телематических устройств, следящих за стилем вождения. Пока в России так рассчитывают только стоимость КАСКО, для ОСАГО это новшество.

– В процессе эксплуатации авто определяется скоринговый балл страхователя, который, с одной стороны, мотивирует водителя ездить аккуратнее, что позволит ему получить еще большую скидку. С другой – страховщик определяет индивидуальный профиль своего портфеля и назначает справедливые тарифы как для «отличников», так и для «токсичных» водителей, – объясняют специалисты.

Запчасти второй свежести

РСА до конца года направит в Центробанк предложения по модернизации системы возмещения убытков по ОСАГО в натуральной форме. Помимо сроков ремонта и расстояния до сервисов они разрешают использование при ремонте бывших в употреблении запчастей. В том случае если они хорошего качества и есть договоренность с владельцем машины. По информации РСА, речь идет о ситуации, когда автомобиль снят с производства и запчасти к нему тоже не выпускаются. Такой подход зарекомендовал себя в КАСКО, и его нужно распространить на ОСАГО, причем на подобный ремонт будут давать гарантию.

Что думают автолюбители

Автовладельцы поддерживают либерализацию ОСАГО, это установило исследование независимого исследовательского центра «Ромир». Так, 69 % опрошенных считают, что свободный тариф снизит стоимость ОСАГО для добросовестных водителей, 57 % – что покупка полисов ОСАГО станет проще. При этом 72 % автовладельцев не устраивает, что добросовестные водители, имеющие настоящие полисы ОСАГО, но не пользующиеся выплатами, фактически платят за недобросовестных автолюбителей и мошенников.

Автор: Отдел новостей «В»