На форум с претензиями, предложениями и пачкой кальмара

Росрыболовство советует рыбопромышленникам не лукавить и не кивать на соседние страны

10 окт. 2018 Электронная версия газеты "Владивосток" №4411 (6116) от 10 окт. 2018

Рыбная промышленность России вновь замахнулась на рекорд. На сегодняшний день отечественные компании добыли 3,92 млн тонн водных биоресурсов, на 5,7% превысив уровень прошлого года. Без сомнения, до конца года будет преодолен рубеж в 4 миллиона.

Традиционно  основную прибавку, как и подавляющую часть всех уловов, – 2,75 млн тонн стране вновь дали дальневосточные рыбаки. По данным Центра системы мониторинга рыболовства РФ, промысел минтая составил 1,42 млн тонн. Объем добычи трески увеличился до 95,48 тыс. тонн. Вылов тихоокеанских лососей приблизится к 650 тыс. тонн, такого результата не было даже в лучшие годы при советской власти.

Казалось бы, черпай неводами, кошельками и ловушками уловы и радуйся. Но рыбаки – народ осторожный. Они все время беспокоятся по разным поводам. 

Ограничить аппетиты посредников и ретейлеров 

Президент ПАО «Тихоокеанская инвестиционная группа» (ее для красоты еще именуют аббревиатурой ТИГР) Сергей Дарькин на отраслевое заседание ВЭФ принес с собой пакет, из которого достал красочную упаковку с морепродуктами. 

– Вот это у нас филе кальмара, – сказал собравшимся коллегам Сергей Михайлович. – Мы его продаем торговым сетям по оптовой цене 285 рублей за килограмм. Еще 12 рублей за килограмм в самый пик перевозок берут себе железнодорожники. А в московском супермаркете «Ашан» такая же коробка стоит уже 500 рублей. Вот вам и народный продукт. Мы пытались подписать договор с ретейлерами, но у нас не получилось. Пока не будет решена ситуация с посредниками и конечными продавцами, которые только накручивают цену, обычные люди не увидят дешевой продукции от производителя.

А еще у меня есть предложение по поводу квот. Давайте мы их отдадим на откуп дальневосточным губернаторам для распределения на местах. Так уже было в начале нынешнего века. Главы регионов лучше знают региональных добытчиков, а Москва не в курсе всех наших тонкостей. Зато у губернатора появятся дополнительные рычаги для решения социальных вопросов. Строительство дорог, нового жилья взамен ветхого, детсадов, доплаты к пенсиям и покупка лекарств для больниц в глубинке – это все надо территориям, где живут семьи рыбаков. Теперь что касается очередного предложения федеральных чиновников о проведении крабовых аукционов. На мой взгляд, в этом деле спешить не стоит. Потом правительство захочет проводить через аукционы трубач, креветку и что-нибудь еще. А там и до минтая и сельди с треской дойдем. Лучше бы власть не отнимала у рыбаков всю прибыль, а давала шанс на ежегодный прирост 10 %. Тогда компании сами будут беспокоиться о собственной капитализации и окупаемости. И о строительстве нового флота. Ведь при нынешних реалиях банки тоже задумываются: давать ли по 100 млн американских долларов предприятиям на строительство судов? Будет ли у компании квота под киль или эту квоту на аукцион отправят?

Но начинать надо с обеспечения прозрачности в логистике и борьбы с недобросовестным ретейлом.

Квоты под новый киль

Тема квот совсем непраздная. С 1 января 2019 года начинается новый 15-летний период закрепления долей квот – раньше такого подарка рыбакам правительство не делало. Общие допустимые уловы (ОДУ) выдавались вначале на 5, а позднее на 10 лет. Как говорится, лед тронулся…

– Под инвестиционные квоты заявлен 131 млрд рублей, на такую сумму планируется построить рыбопромысловый флот и прибрежную перерабатывающую базу, – озвучил программу развития отрасли заместитель руководителя Росрыболовства Петр Савчук. – За несколько лет будет построено 33 новых добывающих судна на российских верфях, из которых 24 уже заложено. Также планируется строительство 18 береговых заводов глубокой переработки: 9 на Дальнем Востоке и 9 на северо-западе страны в Мурманской области, Карелии и Поморье.

Это полное изменение структуры производства. Таких проектов, как на Шикотане, Камчатке или в Приморье, в мире вообще единицы. Причем продукция будет отправляться на экспорт и на местные рынки сбыта. Российский и зарубежный потребители должны наконец-то получить достойный товар соответствующего качества, вкусный и не особо дорогой.

Отмечу, что в этом году на аукционах будет разыграно еще несколько долей квот. Благодаря им на Дальний Восток дополнительно привлекут около 40 млрд рублей инвестиций. На такую сумму местные рыбаки закажут 9 больших и средних рыболовецких судов, а также несколько перерабатывающих заводов. Тем самым общий объем инвестиционных квот к 2025 году достигнет 230 млрд рублей. Это в целом по отрасли, но не менее двух третей приходится на Дальний Восток.

Квоты под новый киль – вынужденная мера. В отрасли отдельные рыбопромышленники продолжают выводить свои активы за рубеж, флот не обновляют – прибрежные рыбаки ходят на японских старых шхунах, которые тонут. А, по статистике, отрасль платит всего 8 % налогов, притом что средняя ставка по экономике – 12 %. Само Росрыболовство предлагает рыбопромышленникам уже перестать лукавить и кивать на соседние страны. Мощности нужно обновлять, заводы нужно строить, налоги нужно платить. А механизмы реализации еще будут дорабатываться.

Но поймать и заморозить рыбу – это лишь часть промысловой экспедиции. Ее еще надо доставить до берега. И тут появляется очередная трудность – нехватка рефрижераторного флота, он изношен до максимума. Сейчас достигнута договоренность, что Минпромторг подготовит документы по включению в список инвестиционных проектов судов-рефрижераторов. Мы отстаем от коллег по всему миру в логистике, потому наши рекордные уловы девать некуда, остается только в Азию сбывать. Логистическими хабами по равномерному распределению продукции для переработки и реализации должны стать Владивосток, Новосибирск, Екатеринбург, Москва, Ростов и Санкт-Петербург.

Власть рыбака видит издалека

По мнению простых рыбаков, государство внутри рыбной промышленности создает две конкурирующие отрасли. С одной стороны, требуется в рамках инвестиционных квот строить мощные береговые заводы по переработке сырья, покупаемого на рыбной бирже. С другой – рыбаков подталкивают к строительству плавбаз – судов, которые занимаются в море переработкой собственных уловов. Но средств у большинства предприятий для реализации обеих целей нет. 

– В результате рынок будет перенасыщен этим самым рыбным филе в ущерб остальным видам продукции, – уверен генеральный директор группы компаний «Доброфлот» Александр Ефремов. – К тому же крупный флот в России строят, прямо скажем, не очень хорошо. Да что там – его тут никогда не делали. Поэтому нужно строить среднетоннажный и малотоннажный флот. Во-первых, умеем, а во-вторых, он востребован. Об этом просит и само рыбацкое сообщество. 

Еще одной темой для обсуждения и принятия выверенных решений является аквакультура. К примеру, наш холдинг начинал этим заниматься еще в нулевых годах. Но через 9 лет решили закрыть направление. Почему? Главная проблема – браконьерство. И проблема эта не только в правовой плоскости, но и в социальной. На мой взгляд, после того, как критическая масса населения, проживающая на побережье, будет задействована в аквакультуре, браконьерство должно пойти на спад. Может быть, это оригинальный способ, но наиболее перспективная форма борьбы с браконьерством сегодня. С надеждой на изменение ситуации мы сейчас вновь заходим на старые прибрежные участки.

Для китайских инвесторов время – деньги

Важнейшим направлением для вложений инвестиций должна стать аквакультура, считают и зарубежные партнеры. 

– Китай готов в ближайшие годы вложить в Приморье и на Сахалине 4 миллиарда юаней, – раскрыл планы президент компании Wenlian Aquaculture Co. Ltd Гонань Цю. – Такие вложения позволят этой отрасли в России развиваться гораздо быстрее. Но здесь нужно менять российское законодательство. Поскольку отрасль плохо развита и есть бюрократические ограничения, как и в каждой стране.

К примеру, китайский бизнес готов инвестировать средства только в крупные участки. Ведь мировая практика показывает, что бизнес управляет тысячами гектаров, тогда как в России площади едва доходят до 300 га. Рыбоводство, как нам кажется, сейчас самое узкое место в России. Элементарно недостаточно мощностей для производства молоди рыбы и морепродуктов. Все остальные вопросы: браконьерство, кормовые ресурсы, выпуск готовой продукции – это уже второе.

Однако будет неправильно заявлять, что ничего не делается. Мы видим изменения. Замечательно, что появилась новая платформа по аукционным торгам. Начало хорошее. Теперь можно говорить о том, что способно сделать настоящий прорыв в отрасли, – это ее цифровизация, оптимизация каналов распространения, ценообразование. Наверное, надо начать развитие отрасли с нуля, потому что опыт Китая, Кореи, других стран показывает: аквакультура начиналась с рыбоводных предприятий, посевного материала. Может быть, стоит рассмотреть вопросы импорта ресурсов, техники и технологий. Думаю, для этого понадобится серьезная господдержка, например, снижение налогов на импорт или снятие ряда ограничений на импорт товаров и оборудования. Это самый очевидный путь, по которому нужно пойти.

Для себя лично я решил, что время пришло. Наша компания готова инвестировать примерно 40 миллиардов рублей в аквакультуру в России, переключиться от Северной Америки и Китая на Дальний Восток. Готов включиться в работу прямо сейчас, время – деньги. А я не хочу напрасных трат.

На Попова появится центр

Росрыболовство озвучило планы к лету следующего года создать на приморском острове Попова центр развития аквакультуры. С помощью этого проекта будут отработаны разные способы выращивания молоди трепанга, гребешка, мидии, спизулы, краба и так далее. Помимо привычных нам объектов там будут дополнительно культивировать водоросли и новые виды беспозвоночных. Например, двустворчатые моллюски гуидака, которые сейчас распространены на тихоокеанском побережье США.

– Основное развитие участков под авакультуру на Дальнем Востоке наблюдается именно в Приморье, – отметил заместитель министра сельского хозяйства, руководитель Росрыболовства Илья Шестаков. – Объемы распределенной водной глади в крае составляют около 60 тысяч гектаров. В отличие от ситуации двухлетней давности сейчас рыбоводные участки вполне реально получить. 

Согласно стратегии развития отрасли, к 2030 году в России запланировано производство 100 тысяч тонн объектов марикультуры и более 600 тысяч тонн аквакультуры в целом. Из них более 90 % результата мы планируем получить на Дальнем Востоке, и в частности, в Приморье. Таким образом, дополнительный вклад в валовой внутренний продукт составит порядка 36 миллиардов рублей в год, мы создадим около 12 тысяч рабочих мест.

Справка «В» 

В Приморье сейчас 77 аквакультурных хозяйств. Это крайне мало на фоне мировых показателей. А отдача от их деятельности и того меньше. Средняя продуктивность в нашем крае составляет 0,06 тонна с гектара при нормативе 1 тонна с га. Средняя масса готовой продукции на километр береговой линии достигает всего 360 кг в год. Общий вклад налоговых поступлений – порядка 20 миллионов рублей.

Автор: Николай КУТЕНКИХ