Леопард возвращается к морю
Самой редкой крупной кошке планеты выделили дополнительную жилплощадь
Дальневосточный леопард постепенно возвращается в свои исторические места обитания. К национальному парку «Земля леопарда» присоединится еще один лесной массив, расположенный на полуострове Гамова.
Именно это событие стало поводом для визита в нацпарк спецпредставителя президента России по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергея Иванова. Компанию ему составили глава департамента госполитики и регулирования в сфере развития ООПТ Минприроды РФ Алексей Титовский и гендиректор автономной некоммерческой организации (АНО) «Дальневосточные леопарды» Елена Гангало. Гости осмотрели недавно отстроенную в поселке Барабаш усадьбу нацпарка, а также побывали на мысе Гамова, где вскоре будут организованы охотничьи угодья для пятнистой кошки. Поездка состоялась по инициативе АНО «Дальневосточные леопарды», где Иванов, являясь председателем наблюдательного совета, лично курирует работу по изучению и охране самой редкой крупной кошки планеты.
Заветная мечта соратника президента
Во времена освоения Уссурийского края среди охотников, и не только, было гордостью хранить в своем доме шкуру убитого тигра или леопарда. Как результат – оба зверя сейчас в Красной книге.
Создание нацпарка существенно изменило ситуацию с поголовьем редких кошек. На «Земле леопарда» сейчас проживают 28 тигров. Во всяком случае, именно столько зафиксировали фотоловушки в минувшем году. Больше только разве что в национальном парке «Бикин», но там и территория значительно больше.
Постепенно выравнивается ситуация и с леопардами. Их количество за последние 10 лет выросло более чем в три раза. По результатам анализа данных фотомониторинга в 2017 году на «Земле леопарда» были зафиксированы 86 взрослых пятнистых хищников и 21 котенок.
– Это говорит о том, как быстро природа отблагодарила вас за вашу работу, за то, что вы сделали в столь короткий срок, – подчеркнул Сергей Иванов, обращаясь к сотрудникам нацпарка.
По признанию чиновника, «Земля леопарда» – одна из лучших заповедных территорий в России.
– Мне приходилось работать в странах, где очень много различных национальных парков с богатым животным и растительным миром, – рассказал Иванов. – И бюджет некоторых стран формируется именно за счет туристов, которые приезжают со всего мира специально для того, чтобы и самим посмотреть, и детям показать, как живут в природной среде слоны, жирафы, львы… Но наш экоцентр уникален. Главный результат его работы – ушла угроза уничтожения дальневосточного леопарда. С примерно 30 особей их количество увеличилось почти до ста. Но это все равно мало. В зоопарках всего мира живет порядка 300 леопардов, в живой природе – всего лишь 100. Я очень хотел бы, чтобы это соотношение было обратным и количество диких животных в разы превышало бы количество тех, кто содержится в зоопарках.
Все основное, что можно было сделать, сделано. За счет фондов, пожертвований, за счет многих крупных и не очень крупных компаний и просто физических лиц. Счастье леопарда в том, что это очень красивая кошка, и люди и компании, и не только российские, но и зарубежные, стали спонсорами фонда дальневосточного леопарда. Это позволило нам закупить технику, средства связи, повысить премии для работников парка. Люди, которые здесь работают, держатся за свои места.
Кажется, Дуня ждет котят
На музейных стендах «Земли леопарда» представлена интересная экспозиция – именные следы лап леопардов, то есть отпечаток лапы с именем кошки. Здесь же записано имя хранителя – человека либо организации, взявшей опеку над конкретным зверем.
– Руководители некоторых компаний-спонсоров, «усыновивших» редкое животное, жалуются: сотрудники, а особенно сотрудницы, слишком много рабочего времени уделяют обсуждению «своего» леопарда, особенно если у того появляются котята. Говорят, от этого страдает трудовая дисциплина, – смеется Сергей Иванов.
Есть крестница и у самого спецпредставителя президента – восьмилетняя (в самом расцвете сил) леопардесса по имени Дуня. Сотрудники нацпарка порадовали Сергея Борисовича хорошей новостью: судя по последним снимкам фотоловушек, есть предположение, что Дуня ждет котят.
Защититься от браконьера и… тигра
Зашел разговор и об охране обитателей парка.
– Территория сложная: растянута, граничит с двумя соседними государствами, пересекается множеством автомобильных и железных дорог, густо заселена. И местные жители далеко не всегда определяют границы парка, что немудрено. Зачастую владения леопарда начинаются буквально в двух километрах от населенных пунктов, – рассказывает заместитель директора ФГБУ «Земля леопарда» по охране Евгений Стома. – Поэтому оперативные группы круглосуточно, независимо от погоды, контролируют территорию. Всего таких групп пять, и за каждой закреплен определенный участок.
Надо сказать, обеспечена охрана парка на уровне: средства связи, ночная и дневная оптика, тепловизоры. А как без этого, ведь браконьеры тоже пользуются современной техникой. У задержанных нарушителей ее реквизируют и сдают в полицию, и уже там разбираются, имеют ли они разрешение на ее использование или нет.
Правда, с вооружением вышла заминка: оружейная комната уже готова, а вот на руки оружие сотрудники охраны пока получить не могут. Но скоро вопрос решится. Осталось оформить персональный допуск каждому госинспектору, провести обучение.
– Инспектор должен выходить на патрулирование с оружием, и не только для борьбы с браконьерами – здесь проживают 28 тигров, не дай бог, конечно, но защищаться ведь надо, – заметил Сергей Иванов.
Новую землю сначала освоят олени
– Когда начинаешь решать одну проблему, появляется следующая. Очень скоро территории нацпарка будет недостаточно, леопарду станет тесно, – говорит Иванов. – Поэтому на повестку дня встает вопрос о выделении новых территорий в Приморье, где леопард когда-то жил, а после был уничтожен, и о возращении этих красивых кошек в исторические места обитания.
Как пояснил чиновник, в 2017 году АНО «Дальневосточные леопарды» получила в дар и оформила в собственность земельный участок площадью в 6 тысяч гектаров в пределах бывшего оленепарка в районе поселка Андреевка в Хасанском районе. Участок граничит с Дальневосточным морским заповедником, впечатляя богатым биологическим разнообразием.
– Поскольку эта территория обладает большим рекреационным потенциалом, мы презентовали Сергею Иванову предложение по развитию здесь экокластера, – рассказала Елена Гангало. – Наш проект будет называться «Леопарды на Гамова».
Проект рассчитан на два года. За это время экокластер должен полностью войти в состав нацпарка. Первое, что сделали его организаторы, – закупили оленей у одного из приморских фермеров, так что еще недавно вымиравшее местное стадо, где насчитывалось около 50 голов, увеличилось чуть ли не в шесть раз. В том числе и благодаря естественному приросту – за лето появилось 40 телят.
Еще одна забота охранной службы нацпарка – защита выросшего стада от браконьеров, поскольку сами олени человека практически не боятся. Подпускают к себе максимально близко, а некоторые, как, например, рогатый красавец по кличке Малыш, и вовсе едят с рук.
– Поэтому браконьерство в здешних условиях – это даже не охота, это обыкновенное убийство, – рассуждает Елена Гангало.
О том, что территорию полуострова придется искусственно заселять леопардами, речь не идет – любопытные кошки уже наведывались сюда сами и оценили новые охотничьи угодья. Скорее всего, обилие копытных и стало приманкой для краснокнижных хищников. Во всяком случае, и леопардов, и даже тигра видели на этих землях не раз.
В планах АНО «Дальневосточные леопарды» закрыть все 6 тысяч гектаров площади экокластера сеткой, что увеличит плотность копытных, поскольку они не смогут выйти за территорию парка. При этом сетка не станет препятствием для проникновения сюда леопардов и тигров.
Туристам вход разрешен
Одно из направлений проекта – развитие экологического туризма. Посетители парка смогут фотографироваться с оленями, заниматься фотоохотой.
– Мы уже сейчас разрабатываем экологические маршруты, в том числе конные, – говорит Елена Гангало. – Вместе с оленями нам в наследство достался табун: шесть лошадей, удивительно красивых, все одной масти, вышли на кормежку. Теперь у нас в планах объездить их и использовать как для объезда территории егерями, так и для прогулок по экомаршрутам.
Также на территории оленепарка будет создано рыбное озеро, которое планируется заселить местными птицами. Посетители смогут кататься здесь на лодке и фотографироваться.
– При этом мы бы не хотели портить естественные природные ландшафты гостиничными комплексами, – отмечает Елена Викторовна. – Для приема гостей в поселке Барабаш оборудована усадьба, которая включает в себя номерной фонд, оборудована спа-комплексом с бассейном, сауной и хамамом и тренажерным залом. Кроме того, мы очень рассчитываем на муниципалитет и местное население. Андреевка славится своим морским отдыхом, здесь построены благоустроенные гостиницы, в которых можно жить и в холодное время года. Но заполнены они от силы полтора-два месяца в году из-за короткого купального сезона, в зимний период пустуют. Так что инфраструктура для проживания и питания туристов будет размещена в поселке, а мы будем предоставлять экологические маршруты.
Полуостров Гамова – излюбленное туристами место, поэтому вполне понятен интерес журналистов к изменению его охранного статуса.
– Запретов для посещения территории не будет, – заверила председатель фонда. – Напротив, она станет более развитой, более привлекательной. В последнее время олений парк не развивался и не охранялся, эта территория довольно интенсивно использовалась охотниками в сезоны охоты на копытных. Теперь это заповедная земля.
Автор: Анжелина ШИЛАН