Долгий путь к мечте

Китобой Юрий Сергеев шел к ней сквозь шторма и смертельные опасности

4 июль 2018 Электронная версия газеты "Владивосток" №4355 от 4 июль 2018

Когорта почетных граждан Владивостока пополнилась новым именем. В 2018 году этого звания был удостоен капитан дальнего плавания Юрий Сергеев, последний Герой Социалистического Труда среди китобоев-дальневосточников. 

Регалии почетного гражданина города, теснейшим образом связанного с историей китобойного промысла, который в послевоенный период кормил без преувеличения всю страну, капитану Сергееву вручили на торжественном собрании, посвященном 158-летию Владивостока. 

Память сохраняет имена

Воспоминания заслуженного капитана о славном прошлом китобойного флота дорогого стоят, ведь это часть не только его личной биографии, но и истории настоящего трудового подвига моряков-дальневосточников. Юрий Сергеев помнит много имен своих учителей и соратников – от простых матросов и боцманов до знаменитых гарпунеров и капитанов, Героев Соцтруда. Благо память не подводит ветерана, несмотря на возраст: 20 мая ему исполнилось 88 лет.

По признанию Юрия Георгиевича, он, выросший в Никольск-Уссурийске, городе, далеком от моря, в совершенно сухопутной семье, с малолетства мечтал стать моряком. И непременно капитаном.

В 1947-м, окончив школу-семилетку, поступил в мореходную школу юнг Главприморрыбпрома в Находке. По окончании первого года учебы курсанта Сергеева направили для прохождения практики на ПТС-68 – приемотранспортное судно, переоборудованное для рыболовецких нужд. Здесь судьба свела его с капитаном Николаем Николаевичем Колиевским, которого Юрий Георгиевич до сих пор вспоминает с большой теплотой.

В 1949 году после окончания мореходки он попал на китобоец «Шторм». Так начался долгий и трудный путь матроса 1-го класса Юрия Сергеева к заветному капитанскому мостику. 

Китобоец числился в составе второй дальневосточной флотилии Далькитозвертреста. Помимо «Шторма» в нее входили китобойные суда «Муссон», «Шквал», «Пурга», «Пассат», «Циклон», «Ураган», «Буран», «Вьюга» и «Тайфун». В шутку эту флотилию называли «дивизионом плохой погоды».

Капитаном «Шторма» была маленькая, худенькая женщина с каким-то особым зорким взглядом – Валентина Яковлевна Орликова, вспоминает Юрий Георгиевич (кстати, единственная в мире женщина – капитан китобойного судна). Еще одним наставником начинающего моряка стал гарпунер Юрий Александрович Финаев, вместе они охотились за китами на «Шторме» два года.

Трудились так, что признаны героями 

В 1951-м, после окончания курсов штурманов малого плавания, организованных Главприморрыбпромом, Юрий Сергеев получил назначение на китобоец «Авангард» третьим помощником капитана. Судно входило в китобойную флотилию «Алеут». В том промысловом сезоне экипаж «Авангарда» занял в соцсоревновании третье место. В ноябре 1952-го Юрий Георгиевич получил повышение, став вторым помощником капитана.

– В марте 1953 года умер Сталин. В стране траур. Я тоже печалился, беспокоился, как будем жить дальше, – вспоминает Сергеев. – Увидев меня в таком настроении, боцман Стефан Артемович Удодов сказал: «Юрий Георгиевич, не отчаивайтесь. В Москве найдутся управители. А нам надо трудиться, чтобы зарабатывать себе на хлеб». Я тогда не придал значения его словам. Но прошли годы, и сейчас я поражаюсь мудрости простого боцмана. 

В 1952-м гарпунером на «Авангарде» был Анатолий Петрович Кобыльников, большой труженик, но при этом обладатель непростого характера. Юрий Георгиевич до сих пор помнит, как нелегко было им найти общий язык. Впрочем, те сложности давно уж быльем поросли. А Кобыльников позже перешел в китобойную флотилию «Слава» и был удостоен звания Героя Соцтруда…

В апреле 1953 года, когда «Авангарду» пришло время выходить в рейс, товарищи из органов госбезопасности сняли с судна старшего помощника Николая Петровича Гайнулина. Замены ему в кадровом резерве не было, и тогда капитан временно поставил на должность старпома Сергеева. Промысел прошел успешно. Экипаж «Авангарда» занял в соревновании первое место, перевыполнив план на 150 процентов. 

В январе 1954-го Юрий Георгиевич поступил на курсы штурманов дальнего плавания, а через год, по окончании учебы, его назначили старшим помощником капитана китобойца «Трудфронт». За три года его работы на этом судне экипаж занимал передовые места в соревновании. Добрыми словами вспоминает ветеран гарпунера Илью Григорьевича Коновалова, капитана Андрея Станиславовича Домбровского. В 1957 году Коновалову присвоили звание Героя Соцтруда, капитан Домбровский был награжден орденом Ленина, а старпом Сергеев – медалью «За трудовую доблесть». Вручая ему награду, первый секретарь Приморского крайкома КПСС Терентий Штыков сказал: «Молодец, хорошее начало, действуй так же дальше!»

Это напутствие оказалось пророческим: в марте 1959-го Юрий Сергеев стал капитаном китобойца «Авангард». Правда, ненадолго. Уже в конце июня он принял дела у капитана дизель-электрохода «Комсомолец Украины». 

– Принял дела, надо было начинать работу. Первое – искать китов, это обязанность капитана. Второе – установить деловой контакт с экипажем, в первую очередь с гарпунером. Третье – изучить маневренные элементы судна, – рассказывает Юрий Георгиевич. – Швартоваться приходилось почти ежедневно и порой в тяжелую погоду, да не в порту, а в открытом для всех ветров море. Что мне облегчило работу? То, что гарпунером был Дмитрий Яковлевич Береко, с которым я работал на «Авангарде», помощниками гарпунера – Иван Непряхин и еще несколько матросов с «Авангарда» и «Трудфронта». Этого было достаточно, чтобы быстро установить хороший контакт со всем коллективом. 

После «Комсомольца Украины» Юрий Сергеев командовал новыми китобойцами «Слава-12» и «Величавый». В октябре 1960 года четыре китобойных судна – «Комсомолец Украины», «Восхитительный», «Властный» и «Величавый», выйдя в очередной рейс, завершили его досрочно. По приказу руководства флотилий они прекратили промысел и взяли курс на Владивосток. Так закончилась работа Юрия Сергеева во флотилии «Алеут».

На грани жизни и смерти

Со второй половины 1959 года на Дальний Восток стали поступать новейшие китобойцы отечественной постройки. Наступила новая эра в истории китобойного промысла. На Николаевском судостроительном заводе строилась китообрабатывающая база «Советская Россия» для работы в антарктических водах, где уже курсировали китобойные флотилии «Советская Украина», «Слава» и «Юрий Долгорукий».

Осенью 1961-го «Советская Россия» вышла в свой первый антарктический промысловый рейс. В составе флотилии был и китобоец «Величавый» во главе с капитаном Сергеевым.

– Промысел прошел успешно, мы выполнили план на 106,6 процента, – вспоминает Юрий Георгиевич. – Но случилось ЧП. Во время охоты после промаха гарпун с закрепленным к нему линем пошел под корпус судна, в результате линь намотался на гребной вал и винт. Произошло заклинивание. Никакими действиями не удавалось провернуть вал ни на передний ход, ни на задний. И тут кто-то вспомнил о легком водолазном костюме в боцманской кладовой. Доставили его на корму, проверили. Внешне он выглядел нормально и, по мнению старшего механика Михаила Ерохина, знакомого с такими костюмами, был в рабочем состоянии. Михаил Васильевич предложил свои услуги – спуститься в костюме в воду и обрезать намотанный линь, освободив винт и вал.

 Китобоец находился среди льдов, ветра почти не ощущалось, море было на редкость спокойным, судно стояло не шелохнувшись. Забортная вода удивляла прозрачностью. Казалось, сама природа способствовала задуманной операции. Стармеха одели, водрузили на него шлем, вооружили фленшерным ножом, закрепили страховочный конец и опустили по его команде в воду. Но, как только он погрузился по шею, его голова как-то запрокинулась, а рука тревожно поднялась вверх. Явно что-то случилось. Не мешкая, капитан Сергеев приказал поднимать водолаза на борт.

– Нам казалось, что времени прошло совсем немного. Однако, когда Михаила Васильевича вытаскивали на палубу, тело его уже обмякло, ноги и руки не двигались. Быстро отдали болты, крепившие шлем к костюму, буквально сорвали шлем. Стармех был без сознания. Все оцепенели. Через несколько секунд Ерохин вздохнул и открыл глаза. Все облегченно выдохнули, – рассказывает Сергеев. 

Только потом выяснилось, что регенеративный баллон водолазного костюма был непригоден к эксплуатации. Внешне этого не было видно. А тогда, оценив ситуацию, капитан решил освободить винт сам. Его одели в тот же костюм, но уже без шлема, обмотали шею полотенцами, чтобы свести к минимуму доступ воды внутрь, закрепили страховочный конец и опустили в воду, не позволяя при этом погрузиться ниже плеч. С помощью длинного бамбукового шеста с закрепленным на конце фленшерным ножом он стал рубить злополучный линь на гребном валу. Ему удалось перерубить несколько витков. Когда вал стал относительно свободным и его могли провернуть вручную, капитана вытащили на борт…

Китобой вахту сдал 

Осенью 1970 года флотилия «Советская Россия» собиралась в свой десятый промысловый рейс. На тот момент Юрий Сергеев работал капитаном китобойного судна «Жаркий». Но в рейс он не пошел, взял годовой отпуск: пришло время сдавать госэкзамены в ДВВИМУ (ныне МГУ имени Невельского). Госы были назначены на май 1971-го, а 26 апреля капитану Сергееву было присвоено звание Героя Социалистического Труда. В том же году его избрали делегатом XXIV съезда КПСС.

В очередную антарктическую экспедицию Юрий Георгиевич уходил уже дублером капитан-директора базы «Советская Россия». А в 1975-м стал и.о. капитан-директора плавпредприятия. Свой трудовой путь он завершил в 1979 году на борту «Советской России» в должности главного государственного инспектора по китобойному промыслу… 

Бесспорно, детская мечта нашего героя сбылась…

Автор: Сергей КОЖИН