Не вышел из пике
Завтра, 29 июня, на окраине села Варфоломеевка Яковлевского района будут преданы земле останки двух боевых летчиков – командира авиационной эскадрильи капитана Александра Леонова и стрелка-радиста старшины Мирона Конычева.
На братской могиле поднимется фронтовой обелиск с венчающей его красной звездой со слегка округленными лучами-гранями.
Летчики 9-й воздушной армии Дальневосточного фронта погибли 76 лет назад, летом 1942 года, и были не упокоены со времен Великой Отечественной войны. Они испытывали «летающий танк» – так назывался самолет Пе-2, принятый на вооружение в самом начале войны.
В сентябре 1941 года авиаполк в составе 22 летных экипажей базировался в таежной глубинке Приморья – на аэродроме у села Варфоломеевка. Здесь летчики с самолетов СБ (второе название этих скоростных самолетов – АНТ-40) переучивались на управление Пе-2.
Этот пикирующий бомбардировщик накануне войны сконструировал талантливый авиационный инженер Владимир Петляков, разбившийся на одном из своих «летающих танков» в 1942 году.
28 июня 1942 года Пе-2 под управлением комэска Александра Леонова с аэродрома Варфоломеевка вылетел для тренировки бомбометания. На высоте 3000 метров при вводе в пикирование начались проблемы с винтом левого мотора, обороты которого превысили допустимый уровень. Полет был прекращен, после чего на земле заменили винтомоторную группу.
На следующее утро капитан Леонов вновь вылетел для испытания замененной материальной части в воздухе. По наблюдению с земли, в первом заходе на пикирование с высоты 3000 метров самолет сразу же вышел из пике и встал в горизонтальный полет. Тут же начались проблемы. В течение 10–15 секунд с самолета сорвало колпак летчика (стеклянный купол). Сразу же появилось облако дыма, и пикирующий бомбардировщик воспламенился. Штурман самолета старший лейтенант Иван Коробов выпрыгнул с парашютом, остался жив и с ожогами 2-й степени был доставлен в Новосысоевский военный госпиталь.
Комэск капитан Александр Леонов также выпрыгнул с парашютом, но зацепился за крыло самолета и погиб в небе. Стрелок-радист старшина Мирон Конычев остался в самолете, который перешел в отвесное пикирование и врезался в землю. Несгоревшие части боевой машины и моторы ушли в болотистый грунт на 7–8 метров.
Поиском этого Пе-2 и восстановлением имен членов экипажа занимались бойцы поискового объединения «АвиаПоиск». В ноябре 2017 года на месте катастрофы среди обломков были найдены останки летчиков, парашют и пулемет Мирона Конычева, а также его планшет с документами. В канун нынешнего Дня Победы после многих месяцев кропотливой работы удалось идентифицировать самолет и имена всех трех летчиков.
– Долгое время мы работали в Центральном архиве министерства обороны, общались с его сотрудниками, но никаких зацепок получить не удалось, – рассказал корреспонденту «В» командир «АвиаПоиска» Ярослав Ливанский. – Мы уже перестали верить в удачный исход и морально подготовились хоронить экипаж как безымянный. Но, к счастью, в архиве в последний момент нашли документы, где подробно изложены обстоятельства катастрофы и имена всех членов экипажа «Пешки».
Сведений о захоронении останков летчика и стрелка-радиста в архиве не содержится. Отсутствуют биографические сведения о старшине Мироне Конычеве. Известно только, что он окончил Школу младших авиационных специалистов в 12-й авиабригаде в 1937 году. Спасшийся штурман Иван Коробов дослужился до звания майора, участвовал в войне с Японией, был награжден орденом Красной Звезды и медалью «За боевые заслуги» и умер в возрасте 37 лет. Капитан Александр Леонов родился 21 октября 1908 года в сибирском селе, участвовал в боях на озере Хасан в августе 1938 года.
Поисковые работы и увековечивание погибших летчиков велось благодаря выделенному гранту президента России на развитие гражданского общества в рамках реализации проекта «Навечно в небе».
Автор: Николай КУТЕНКИХ