Виталий Веркеенко: От бюджета сохранения к бюджету развития
Глава Владивостока о новых детсадах, реформе общественного транспорта, дорожном ремонте и будущем приморской столицы
Глава Владивостока Виталий Веркеенко выступил перед депутатами городской думы с первым ежегодным отчетом об итогах работы администрации в 2017 году.
В докладе мэр озвучил основные итоги, цифры, факты, привел анализ деятельности в таких сферах жизни города, как бюджет, муниципальная собственность, развитие предпринимательства, архитектура и дизайн городской среды, пассажирский транспорт, строительство и ремонт дорог, благоустройство, образование, международное сотрудничество, туризм и другие.
Бюджет
Одна из важнейших задач городских властей – пополнение городской казны. Бюджет Владивостока в 2017 году составил 13,12 миллиарда рублей.
«Для того чтобы осознать эти цифры, я часто привожу такой пример: если разделить бюджет Владивостока на всех жителей города, а это 636 тысяч человек, то получится около 1,5 тысячи рублей в месяц на человека, – подчеркнул глава Владивостока. – Тогда как для полноценного развития этот показатель обеспеченности должен быть как минимум в 20 раз выше. И это при условии, что уже создана необходимая транспортная, инженерная и социальная инфраструктура. Необходимо перейти от бюджета сохранения к бюджету развития».
Глава Владивостока напомнил, что основное пополнение бюджета города происходит за счет налога на доходы физических лиц (в местный бюджет отчисляется 15 процентов НДФЛ), поэтому крайне важно, чтобы в городе развивались и открывались новые предприятия, а работающие граждане получали белую зарплату. Поэтому вопросы легализации заработной платы постоянно на повестке дня работы администрации.
Еще один важный путь увеличения средств в городской казне – повышение эффективности управления муниципальной собственностью. Так, в 2017 году по этой статье в бюджет поступило более 653 миллионов рублей.
При этом на сегодняшний день арендаторы муниципальной собственности задолжали городу около 7 миллиардов рублей. Кроме того, зачастую арендные ставки для коммерческих предприятий не соответствуют рыночным, но есть и такие случаи, когда цена завышена в разы. Чтобы изменить ситуацию, будет проведен мониторинг в этой сфере, по итогам которого для коммерческих компаний ставки могут быть увеличены и, наоборот, снижены для предприятий с социальной нагрузкой.
Благоустройство
Задачей номер один назвал Виталий Веркеенко благоустройство города.
По его поручению в приморской столице в этом году продолжится реализация приоритетного проекта по формированию комфортной городской среды.
«Опыт обновления городской среды и инфраструктуры Владивостока отметил президент России в своем послании Федеральному собранию, – сказал мэр. – В прошлом году во Владивостоке стартовала федеральная программа «Формирование комфортной городской среды». В этом году мы продолжим ее реализацию – сразу по семи проектам. Важно, что приоритеты выбрали сами жители».
Отметим, что финансирование программы в этом году сокращено. Из планируемых 160 миллионов рублей Владивосток получит порядка 90 миллионов. В связи с сокращением бюджета одни объекты получится благоустроить уже в этом году, по другим работа только начнется.
Напомним, что по итогам рейтингового голосования, прошедшего 18 марта, территориями-лидерами во Владивостоке стали следующие общественные пространства: пешеходная тропа «Берег здоровья», зона отдыха «Площадь Спортивная Гавань» (общественный туалет), территория между набережной Цесаревича и ул. Светланской, включая территории скверов Невельского, Пушкина и Матросского сквера, общественная территория «Сопка Бурачка», территория в районе МБОУДО «Владивостокский городской дворец детского творчества», общественная территория (ул. Енисейская, 23–24, адресная привязка: ул. Русская, 5) и парк (о. Попова, на пересечении улиц Заводской, Подгорной, Садовой).
Образование
Виталий Веркеенко отметил, что в планах администрации Владивостока построить пять новых детских садов и две школы.
Возведение дошкольных учреждений начнется уже в этом году. Новострои в будущем обеспечат местами более тысячи малышей в возрасте от полутора до шести лет.
Самый большой детский сад на 350 мест будет реконструирован на улице Постышева, 7а. Еще один на 240 мест будет построен в микрорайоне Снеговая Падь. Он станет четвертым дошкольным учреждением в самом молодом жилом районе Владивостока. Новый детский сад появится и во Фрунзенском районе на улице Станюковича, 31а. Проектом предполагается семь групп на 150 детей.
Четвертый детский сад на 230 мест появится на улице Маковского, 157а. Пятым станет объект на Тихвинской, 3 в Первомайском районе. Он рассчитан на 120 воспитанников.
«Путевками в дошкольные учреждения во Владивостоке обеспечены все дети от 3 до 7 лет. Для решения этой проблемы администрация проделала большую работу. В прошлом году в городе завершилась реконструкция еще одного муниципального детского сада на 14 групп и 280 мест. А вот в школах Владивостока с каждым годом все больше ощущается нехватка мест. Так, проблема остро стоит в самом молодом микрорайоне города – Снеговая Падь», – рассказал Виталий Веркеенко.
Глава города добавил, что специалистами мэрии спроектированы две новые школы для этого микрорайона на 825 учеников каждая, строительство профинансируют из федерального бюджета в рамках социального развития регионов Дальнего Востока.
Общественный транспорт
«Убежден, что транспортная отрасль – одна из важнейших для гармоничного развития города, – подчеркнул мэр. – За 2017 год все виды городского пассажирского транспорта во Владивостоке перевезли 102 миллиона пассажиров. Эта цифра еще раз подтверждает правильность обозначенного приоритета».
Согласно подсчетам, 95,5 миллиона пассажиров воспользовались в прошлом году автобусным сообщением, 6,3 миллиона – электротранспортом. Это два троллейбусных, один трамвайный маршрут и фуникулер. 79 тысяч пассажиров обслужил морской транспорт.
В течение 2017 года администрация Владивостока проводила оперативные проверки соблюдения перевозчиками условий договоров, применяя штрафные санкции за выявленные нарушения. В прошлом году сумма штрафов, наложенных на перевозчиков и поступивших в городской бюджет, составила более 772 тысяч рублей.
«С начала этого года сумма штрафов уже составила 820 тысяч – мы ужесточили требования к соблюдению условий договора, – сообщил Виталий Веркеенко. – Но только лишь путем рестрикций, безусловно, эту проблему не решить. Владивостоку необходима кардинальная модернизация системы общественного транспорта, самого принципа организации пассажирских перевозок. Автобусы во Владивостоке должны быть новыми, чистыми, оборудованными системами видеонаблюдения и спутникового слежения, обязательно с безналичной системой оплаты проезда. Этот стандарт должен распространяться на все виды транспорта, чтобы можно было предусмотреть абонементы, «сквозные» билеты и льготный проезд. И мы уже работаем над этим: обновляем автоматизированный диспетчерский центр, чтобы контролировать работу общественного транспорта в режиме онлайн, устанавливаем в автобусах оборудование системы ГЛОНАСС, разрабатываем формат единой транспортной карты, готовим конкурс на определение подрядчика для внедрения системы безналичного проезда и так далее».
Глава города уверен: все доходы от работы общественного транспорта должны идти в муниципалитет, который, в свою очередь, будет платить коммерческим и муниципальным перевозчикам за пройденные километры, а не за количество перевезенных пассажиров. За счет гарантированных денежных потоков предприятия смогут развивать свой бизнес, в том числе и обновлять техпарк.
Необходимо обновлять автобусный парк и городу. Сейчас доля муниципального транспорта в общем количестве автобусов, ежедневно выходящих на городские маршруты (это около 600–700 единиц), составляет около 10 процентов. Тогда как должна быть не менее 30. Для этого в мэрии ведут переговоры с производителями по разработке лизинговых программ для обновления автобусного парка в краевом центре.
Также в выступлении глава города подчеркнул о значимости электрического транспорта во Владивостоке: «Отдельно отмечу электротранспорт Владивостока. Популярный, эффективный, значимый. А, кроме того, это изюминка города. 15 трамваев, 10 троллейбусов и фуникулер за год перевезли 6,3 миллиона пассажиров. Электрический транспорт в городе нужно сохранять и развивать, рассматриваем использование его на выделенных линиях, чтобы не мешать автомобильному движению».
Затронул Виталий Веркеенко в своем выступлении и вопрос морского прибрежного транспорта: «Морские перевозки – важное для Владивостока направление, учитывая количество его островных территорий. На этом направлении работают два коммерческих перевозчика, и для того, чтобы город не стал заложником обстоятельств, нам необходимо обновить парк морскими судами круглогодичного использования. Серьезное внимание нужно будет уделить модернизации морской береговой инфраструктуры. Этому вопросу долгое время не уделялось должного внимания. Считаю, что развитие этой составляющей стратегически важно для Владивостока».
Экспресс-маршруты на Русский
«В апреле 2019 года завершается действие трехлетнего контракта с коммерческими перевозчиками, – пояснил глава. – Мы до этого времени серьезно пересмотрим маршрутную сеть города, в том числе по просьбе студентов ДВФУ планируем ввести экспрессы. На наш взгляд, во Владивостоке есть маршруты для этого».
В управлении транспорта администрации города пояснили, что, скорее всего, шаттлы будут работать на маршруте «ВГУЭС – ДВФУ» или «Изумруд» – ДВФУ», делая всего несколько остановок. Таким образом, время, за которое можно будет добраться до острова, намного сократится. Отметим, что над решением проблемы пассажирских перевозок с острова Русского была организована рабочая группа, в которую помимо специалистов муниципалитета и коммерческих перевозчиков вошли студенты ДВФУ. Учащиеся проведут исследование, определят количество нуждающихся в ежедневном перемещении в кампус и в обратном направлении, представят полученные данные в управление транспорта, и уже после изучения этих данных будет принято решение об изменении в графиках движения. Следующая встреча со студентами пройдет 20 июня.
Пешеходы и автомобилисты
Виталий Веркеенко в отчете подчеркнул, что администрация города намерена сделать Владивосток более комфортным для пешеходов. Для этого сейчас прорабатываются пешеходные связи, которые бы соединили скверы и парки в центре города. Параллельно ведется работа по созданию уличной парковочной сети и строительству многоуровневых парковок. Так, сейчас три земельных участка специалисты готовят к аукционам для дальнейшего заключения контрактов на строительство парковок в рамках концессий.
Глава города добавил, что власти намерены ужесточить наказание за парковку в неположенных местах.
«Сегодня штрафы за такие нарушения уполномочены выписывать сотрудники ГИБДД, и все деньги потом уходят в федеральный бюджет. Если в городе будет организована улично-дорожная парковочная сеть, она позволит эти полномочия забрать администрации Владивостока. Кроме разгрузки магистралей и комфорта пешеходов мы получим дополнительные средства в бюджет города», – подчеркнул Виталий Веркеенко.
Автоматически фиксировать нарушения помогут мобильные парконы. Кроме того, в дальнейшем в городе планируется строительство перехватывающих парковок не только в центре, но и в отдаленных районах. Все это позволит решить проблему самого автомобильного города России комплексно.
Ремонт дорог
По словам Виталия Веркеенко, в 2017 году во Владивостоке отремонтировали 349 тысяч квадратных метров дорог. На эти цели было направлено 2,3 миллиарда рублей из федерального, краевого и городского бюджетов. Помимо трасс были обновлены десятки лестниц, построены новые подпорные стены и частично восстановлены системы ливневой канализации.
В этом году по приоритетному федеральному проекту «Безопасные и качественные дороги» будет отремонтировано 10 улиц, еще десятки участков городских трасс отремонтируют в рамках текущего и планового ремонта.
«Считаю необходимым повысить качество выполнения работ и контроль над работой подрядных организаций. Муниципальные средства должны расходоваться рационально и эффективно», – сказал Виталий Веркеенко.
В этом году в краевом центре обновится более 20 километров городских дорог. Ремонт проведут как на основных магистралях, так и на внутриквартальных проездах. Так, будут комплексно отремонтированы улицы Русская (от автовокзала до пересечения с проспектом 100 лет Владивостоку), Некрасовская (односторонний участок от фуникулера до Гоголя), восстановят асфальтобетонное покрытие внутриквартальных проездов на улицах Тухачевского, Амурской, Чапаева, на просп. «Красного знамени», 94–104, благоустроят проезды к детским поликлиникам № 4 (ул. Окатовая, 16) и № 6 (ул. Полярная, 6). Улицы Карьерную, Адмирала Кузнецова, Коммунаров, Бестужева, Прапорщика Комарова, Порт-Артурскую, Русскую, Светланскую отремонтируют по проекту «БКД». В ходе работ будут отремонтированы не только дороги, но и пешеходные зоны.
Парк городской техники
В ближайшее время парк коммунальной техники города пополнят восемь подметально-уборочных машин для уборки дорог и тротуаров, сообщил Виталий Веркеенко в своем отчете.
Сейчас на балансе городского предприятия «Содержание городских территорий» при нормативе в 498 единиц – всего около 130, а «живых» – 68–80. В нечастые, но знаковые снегопады минувшей зимой улицы города убирали от 60 до 80 спецмашин, при этом 40 из них – трактора-щетки, малоэффективная техника. А при круглосуточной работе порядка 18–20 единиц постоянно выходили из строя.
«Летом на уборке городских территорий работают три пылесоса на 700 километров дорог. Поэтому я вышел к вам с инициативой приобрести восемь пылесосов – пять больших и три малых – для содержания города в весенне-летний и осенний период, – отметил мэр. – Кроме того, зимой эта техника трансформируется в другие типы уборочных машин. Считаю необходимым начать программу по приобретению спецтехники для летнего и зимнего обслуживания дорог. На весь город у нас одна единица техники для уборки тротуаров. Если мы говорим о переходе на концепцию «город для людей», создание дополнительных маршрутов для пешеходов, благоустройство тротуаров и их уборку, то я, безусловно, буду мотивировать, аргументировать и обращаться к депутатам за согласованием поэтапного обновления муниципального парка эффективных спецмашин».
Самая дорогостоящая техника – пылесосы. Для закупки восьми единиц в этом году необходимо 93 миллиона рублей. И закупать ее надо уже сейчас, чтобы к осени получить первую партию многофункциональных машин.
«Общий объем необходимых инвестиций на все «хотелки» – 1 миллиард рублей, – подчеркнул глава. – Но мы считаем, что 500 миллионов в течение 5 лет будет минимально достаточно для приобретения техники для санитарного содержания города».
ЖКХ
Ремонт коммунальных сетей не должен нарушать ритм жизни горожан, убежден мэр владивостока.
«На сегодняшний день изношенность коммунальных сетей составляет практически 85–90 процентов, – обозначил проблему Виталий Веркеенко. – Ежегодно на сетях ВПЭС происходит порядка 1200 аварий. Летом сетевики блокируют весь город, разрывая дороги для ремонта труб, готовясь к отопительному сезону. Аварийные очаги выявляют в процессе гидравлических испытаний. Пора перейти от работы по выявлению и ликвидации аварийных участков к профилактике. Современные технологии позволяют значительно увеличить срок службы инженерных сетей и минимизировать количество аварий, а следовательно, и разрытий дорожного полотна и неудобств для жителей города».
Ежегодно специалисты ВПЭС и ДГК ремонтируют десятки километров городских тепловых сетей. Это связано с тем, что теплосети Владивостока в основном были построены более 40 лет назад, а капитально ремонтировать их стали только в последнее десятилетие.
Напомним: одним из итогов рабочей поездки главы Владивостока на IX заседание российско-японской рабочей группы по вопросам городской среды стала реализация первого этапа мастер-плана по развитию Владивостока. Он предполагает поиск технологического решения по бестраншейному ремонту труб отопления в городе.
Виталий Веркеенко отметил, что эту технологию необходимо сертифицировать в России.
«Я настаиваю на использовании современных бестраншейных технологий, для того чтобы не нарушать ритм городской жизни, движение транспорта и благоустройство», – сказал мэр Владивостока.
Туризм
Также, по словам Виталия Веркеенко, во Владивостоке будет разработана новая программа по развитию туризма.
«Именно во Владивостоке формируются евразийские связи, и мы должны по максимуму использовать это преимущество, – сказал глава города. – Я убежден, что любые инициативы начинаются с туризма. Сначала инвесторы приезжают как гости, оценивают гостеприимность и комфорт территории, качество и насыщенность городской жизни, безопасность и безупречную работу всех служб, а затем политическую волю и готовность администрации города помогать в реализации инвестиционных проектов. Турпоток в приморскую столицу растет с каждым годом. В прошлом году Владивосток посетили около 4 миллионов человек, из которых 640 тысяч – гости из других государств. И мы работаем над новой муниципальной программой по развитию этой отрасли».
При этом, по словам Виталия Веркеенко, развитие туризма – это прежде всего развитие предпринимательской активности, сфер общественного питания и гостеприимства, благоустройства города.
«Но хочу подчеркнуть: в парадигме не город для туристов, а туризм для города», – акцентировал глава Владивостока.
Предпринимательство
В своем отчете Виталий Веркеенко особо подчеркнул: развитие предпринимательства – фундамент для успешного развития города.
«Наша задача – поощрять предпринимательскую активность и создавать комфортные условия для инвесторов во Владивостоке, способствуя развитию конкуренции и открытию новых предприятий в городе. А это не только новые рабочие места и основа для улучшения качества жизни населения, но и налоговая база», – заявил глава города.
В прошлом году в городе отмечен рост предпринимательской активности: количество хозяйствующих субъектов на начало текущего года составило 44,6 тысячи, из которых 40 процентов занято в торговле. При этом на 7 процентов увеличилось количество индивидуальных предпринимателей – их почти 20 тысяч.
Как отметил Виталий Веркеенко, рост предпринимательской активности обусловлен, в частности, и реализацией Федерального закона «О свободном порте Владивосток».
«Пока действие этого закона имеет отложенный эффект – учитывая предусмотренные им льготные каникулы для резидентов. Но доходы от создаваемых ими рабочих мест мы получаем уже сейчас, – отметил мэр. – И пока НДФЛ платят городские предприятия. Это большая часть доходов для городского бюджета. Поэтому чем больше людей трудоустроено на предприятиях, чем выше у них белая заработная плата, тем больше средств на то, чтобы сделать жизнь в городе лучше. И нам необходимо работать над легализацией трудовых отношений с работодателями города».
Отметим, по состоянию на 1 января 2018 года во Владивостокском городском округе зарегистрировано 392 резидента свободного порта. Это две трети от общего количества.
Градостроительство
«Передача городу полномочий в сфере градостроительства позволит Владивостоку развиваться более эффективно», – убежден Виталий Веркеенко. Речь идет о возвращении администрации города полномочий в части утверждения Генплана и правил землепользования и застройки, внесения изменений в оба эти документа, выдачи разрешений на отклонение от предельно допустимых параметров при строительстве, а также в части ведения ИСОГД – информационной системы обеспечения градостроительной деятельности.
До этого такой системой занимались специалисты администрации Приморского края. ИСОГД содержит документированные сведения о развитии территорий, их застройке, о земельных участках и другие сведения, необходимые для обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверной информацией. Система включает в себя материалы в текстовой форме и в виде карт.
Напомним, что о передаче городу ряда этих полномочий в своем отчете перед депутатами ЗС ПК сказал врио губернатора Приморья Андрей Тарасенко. По словам Виталия Веркеенко, такое решение позволит городу более эффективно и гармонично развиваться.
Новое строительство
Также глава Владивостока высказал свое мнение против точечной застройки города. Приветствуя развитие строительной отрасли в целом, он особенно подчеркнул, что новые объекты не должны усложнять инфраструктурные условия территории и, главное, жизнь людей.
Глава города рассказал, что благодаря изменениям, внесенным в Градостроительный кодекс РФ, ни один застройщик не сможет теперь получить разрешение на стройку без проекта планировки территории.
«Мы приветствуем развитие строительной отрасли в городском округе, но однозначно выступаем против точечной застройки. От каждого нового застройщика, пришедшего к нам, мы будем требовать строгого соблюдения нормативов парковочных мест, процента озеленения и других параметров. При этом строительство возможно только при наличии проекта планировки территории, который содержит расчеты по социальной и инженерной инфраструктуре, хватит ли будущим жителям мест в школах и садах и так далее», – добавил глава Владивостока.
Виталий Веркеенко подчеркнул, что благоустройство города – задача номер один, и с каждым годом Владивосток становится красивее и уютнее. Опыт обновления городской среды и инфраструктуры столицы Приморья отметил и президент России в своем послании Федеральному собранию.
Автор: Михаил НЕЩЕДРИН