Нам здесь жить?

Почему сироты не спешат селиться в дома, построенные для них в чистом поле

16 май 2018 Электронная версия газеты "Владивосток" №4328 от 16 май 2018
5.jpg

В Приморье повзрослевшие сироты не спешат въезжать в построенные для них бесплатные дома

Четыре дома для детей-сирот, построенные и сданные в эксплуатацию в селе Покровка Октябрьского района, сегодня стоят практически пустыми. Из 144 квартир (в каждом доме их 36) реально заселено от силы 30. Многие участники программы отказываются от бесплатной жилплощади. Да и те, кто получил ключи, не спешат с въездом в новострой.

«На жеребьевке женщина с ребенком вытянула 18-метровую квартиру, а парню без семьи достались 32 метра»

«Мы создаем какие-то резервации для не особо благополучных и благонадежных категорий населения»

 

В особенностях сложившейся ситуации попытался разобраться корреспондент «В».


Автобусы сюда не ходят


Добраться до «сиротских» домов в Покровке не так-то просто, даже зная адрес: улица Северная Мелиораторов. Навигатор Google с ней пока еще незнаком и настойчиво предлагает исключительно улицу Мелиораторов. Улица Северная Мелиораторов идет параллельно улице Мелиораторов, просто съезд на нее находится немного выше, если двигаться по главной дороге. Или немного севернее, как рассудили топографы, давшие название новым объектам. Благо местные жители лучше всяких навигаторов осведомлены, что и где в селе находится, и всегда готовы прийти на помощь. 


Четыре новостройки стоят на самой окраине Покровки. Дальше начинается поле. И простирается до горизонта. Местность вокруг тоже довольно дикая. Автобусы сюда не ходят. Ближайший детский сад находится в центре села. Полчаса пешком. Родители, скооперировавшись, отвозят детей на такси. Поездка в один конец стоит 70 рублей. Ближайший магазин тоже неблизко – около километра. Закупаются провизией сразу на несколько суток.


На первый взгляд, выглядят дома вполне симпатично. Новые трехэтажные здания с зеленой скатной кровлей, пластиковыми окнами, асфальтированными проездами и детской площадкой в центре (карусель, правда, уже сломалась) по-своему даже радуют глаз. Однако в их облике есть что-то одинокое. Окна что пустые глазницы. Ни штор, ни цветов на подоконниках, ни каких-либо других примет жизни. Одно окно и вовсе залеплено газетами. Вокруг тишина и спокойствие. С одной стороны безмолвие природы. С другой – периферийная тоска.


Пломбы на дверях


Внутри зданий тоже все прилично. Стены чистые, почтовые ящики стоят совсем не тронутые. Практически из каждого выглядывают платежки, тоже никем не тронутые. В подъезде спокойно хранятся игрушки – детский велосипед и миниатюрный грузовик. 


Мария Зураишвили живет здесь с мужем и маленьким ребенком. Муж работает дальнобойщиком в Уссурийске. Квартиру Мария получила в феврале 2018-го. До этого почти восемь лет стояла в очереди.


– Квартира ужасная, – жалуется она. – Стены уже сыплются, штукатурка потрескалась, батареи зимой совсем не топили, а квитанции шли. Две тысячи за тепло платила. Еще две с половиной – за электричество. Постоянно работали два обогревателя. 


По словам представителей управляющей компании, ООО «Покров», которая обслуживает дома для сирот в Покровке, температура в квартирах зимой не превышала 8–10 градусов.


– Застройщик обещал: когда дома будут обжиты, станет теплее, – говорят в УК. – Но даже в обжитых квартирах температура поднялась максимум на один-два градуса. И все.


В квартирах, как и на лестничных площадках, установлены трехсекционные батареи. Люди спасались калориферами. Но проблема в том, что людей-то мало. На четыре дома – максимум 30 семей. Этого недостаточно, чтобы до конца заселить даже один дом.


Почему так произошло? Ведь жилплощадь дается бесплатно. Народ, казалось бы, должен радоваться государственному подарку и проявлять активность, а люди отказываются. Идешь по коридорам и то тут, то там видишь пломбы на дверях – это нераспределенное жилье. Как доказательство того, что и бесплатные квартиры могут быть малопривлекательными. 


По словам местных жителей, одна из причин заключается в том, что квартиры получают уже взрослые сироты, которые отучились, уехали во Владивосток, Артем, Уссурийск, нашли там работу, завели семьи. А в очереди они по-прежнему стоят в Октябрьском районе. Много ли найдется людей, которые, мало-мальски обустроив свою жизнь в городе, теперь ради жилья переедут на сельскую окраину? 


– Да и что потом делать с этой квартирой? – рассуждает один из жителей новостроя. – По закону человек должен прожить в ней пять лет, прежде чем станет полноценным владельцем и сможет ею распоряжаться. То есть пять лет отмечаться (два раза в год приезжает комиссия), платить за коммуналку. И все для того, чтобы стать собственником квартиры, которую потом еще и не продашь. В Покровке и так не сильно привлекательное жилье, а тут еще и на отшибе, без социальной инфраструктуры.


Воля случая


В двух из четырех «сиротских» домов проектом предусмотрено два вида квартир: 18 и 32 квадратных метра. Марии Зураишвили повезло: ей досталась квартира в 32 квадрата. Для семьи из трех человек, конечно, не дворец, но жить можно. Повернись удача иной стороной, достались бы и вовсе 18 квадратов. Квартиры разыгрывают путем жеребьевки без каких-либо оглядок на то, семейный человек или одинокий.


– Я присутствовал на жеребьевке, когда женщина с ребенком вытянула 18-метровую квартиру, а парню без семьи достались 32 метра, – рассказал депутат Законодательного собрания края Сергей Кузьменко во время выездного мероприятия в Покровке. – Неизвестно, будет ли этот парень вообще платить за эти 32 квадрата. А женщине с ребенком там было бы намного комфортнее.


УК интереса не проявляют


Еще одна проблема – отсутствие желания у управляющих компаний заключать договоры на обслуживание «сиротских» новостроек. По закону дом без договора с УК нельзя принять в собственность края. И дальше по цепочке: если объект не поставлен на казенный счет, то и квартиры в нем заморожены, передать жилье в чье-то личное пользование невозможно. Так произошло с двумя уже построенными домами в Покровке. По факту они были готовы еще в 2017 году, а сданы в эксплуатацию только в марте 2018-го. Искали управляющую компанию. 


ООО «Покров» получило в управление два дома на улице Северной Мелиораторов по конкурсу, но радости от этого не испытывает.


– Пока никак не выстроены отношения с застройщиком в плане гарантийного ремонта, – объясняют представители УК. – Грубо говоря, чтобы косяки застройщика устранялись за деньги застройщика. Как работает система сейчас? Прорвет трубу, например, и мы обязаны ждать, пока застройщик пришлет гарантийную бригаду из Владивостока. Мы бы могли сами устранить порыв, а после выставить счет. Но застройщик нам не верит, перепроверяет. 


Например, девушка жалуется, что у нее в квартире трещины появились. Она приходит к нам. Мы сами ничего сделать не можем, собираем комиссию, куда помимо нас и жильцов входит представитель местной администрации. Составляем акт осмотра с подписями трех сторон. Акт направляем застройщику. Застройщик не верит, собирает свою комиссию, она выезжает сюда, чтобы зафиксировать, что случай действительно гарантийный. 


К сожалению, нигде не зафиксировано, в течение какого срока осуществляется подобный вызов. Учитывая, что застройщик находится во Владивостоке, ремонт может затянуться на месяц-полтора. Мы можем, конечно, что-то латать, но мы коммерческая организация, благотворительностью не занимаемся. 


Как отметили в «Покрове», собственных средств на счетах домов нет.


– Собираемость платежей – 10 процентов, – подчеркивают в УК. – Грубо говоря, двум домам за прошлый месяц было насчитано около 90 тысяч рублей. Собрано 9 тысяч. Мы только уборщице заплатили 10 тысяч, чтобы она здесь порядок наводила. Проживающих мы не знаем. Многие заселяются, но документов на регистрацию в паспортный стол не подают. Контингент специфичный. Кто семейные, те в основном адекватные. А вот у ребят, которым 18-19 лет, одни гулянки на уме. Они не платят и платить не будут, и сделать с ними мы ничего не сможем. Официально можем в суд подать, но это время, затраты – кто их будет возмещать? Да и смысл? С каких доходов он будет нам платить, если не работает? По 100 рублей с пособия? 


Резервации и гетто 


Эти специализированные дома, населенные вчерашними детдомовцами, представители государственной власти уже начали публично называть резервациями и неблагополучными гетто. В Покровке этого пока незаметно. Но и занята здесь фактически только пятая часть жилфонда. 


– Повзрослевших сирот нужно ассимилировать среди населения, чтобы они приобретали привычки нормальных граждан. Может, я неправильно скажу, но мы создаем какие-то резервации для не особо благополучных и благонадежных категорий населения, – это слова Алексея Кузнецова, главы приморского УФССП, которые он высказал на заседании социального комитета ЗС ПК в прошлом году. 


– Необходимо перестать строить специализированные дома исключительно для сирот, а создать глобальную программу строительства социального жилья для разных слоев населения, чтобы селить там и военных, и государственных служащих, и детей-сирот. Тогда мы решим ситуацию с так называемыми сиротскими гетто, – так говорил Максим Веденев, директор департамента градостроительства Приморья, на заседании социального комитета уже в этом году. 


Проблема создания сиротских «резерваций» звучит давно. Заключается она в том, что, когда представителей данной категории граждан селят скопом, вместе, в один или несколько соседних домов, то создаются неблагоприятные условия для их социализации. Причем, как видим, одновременно обсуждается и разумное решение данной проблемы: создание социального жилья для всех категорий граждан, не только сирот, но и военных, чиновников, других льготников. Только эта инициатива, пусть она и была озвучена несколько раз на профильных комитетах и совещаниях, до состояния законопроекта (или хотя бы письменной инициативы) так и не доросла. 


Чиновники отчитываются цифрами. Результат их деятельности – это проценты того, насколько достигнут тот или иной показатель государственной программы. В итоге на задворках приморских сел появляются многоквартирные дома, которые отрезаны от социальной инфраструктуры, в которых не стремятся жить люди, в которых холодно зимой, которых избегают управляющие компании и которые даже госслужащим кажутся гетто. Единственное, для чего они идеально подходят, так это для статистики. При этом ежегодно на строительство специализированных домов для детей-сирот из краевого бюджета выделяется около 300 млн рублей.


Отметим, что сегодня в сводный список граждан из числа детей-сирот, имеющих право на получение бесплатного жилья, включено около 6 тысяч человек. Судебных решений, обязывающих наделить данную категорию лиц жильем, более 3700. В этом году планируется предоставить сиротам порядка 490 квартир. Из них 126 – в специализированных новостройках.

    

Автор: Сергей ПЕТРАЧКОВ