Только шашка казаку...
Фотограф из Краснодара выясняла, что же такое Уссурийское казачество
Необычный выставочный проект до конца недели работает в центре современного искусства «Заря» – «Я – казак». Проект стал итогом пребывания в ЦСИ фотографа и художника из Краснодара Алины Десятниченко.
Во время пребывания во Владивостоке она сосредоточилась на изучении жизни и культуры представителей Уссурийского казачьего войска.
В ходе исследования фотограф посещала казачьи общины и поселения, участвовала в сборах, парадах, репетициях торжественных мероприятий, фиксируя происходящее на камеру. Выставка предлагает один из возможных образов казачества сегодня, отражающая, с одной стороны, каким оно хочет себя представить, а с другой – каким восприняла его автор проекта.
– Я уже больше 10 лет живу в Краснодаре, где и заинтересовалась феноменом казачества в нашей стране, – поясняет Алины Десятниченко. – В Краснодарском крае общественность именно на казаках пытается строить свою идентичность. Хотя исторически казаков на Кубани всегда было не более 15 процентов и появились они там не раньше других народов, населяющих этот регион России.
Тема казачества интересна еще и тем, что в советское время преемственность поколений в этом этносе (или сословии, историки даже не могут определиться, что же такое – казаки) была нарушена, традиции исчезли, казачество искоренялось в периоды репрессий и так далее. И когда в 90-е годы зашла речь о восстановлении казачества, то сразу было интересно, откуда же возьмутся знания о том, как был устроен быт, какие были традиции…
В Краснодаре казак в форме, патрулирующий город вместе с полицейскими, – привычное явление. Мне было интересно, когда я подавала заявку на проект в «Заре», посмотреть, как обстоят дела с самоидентификацией казаков в Приморье, ведь здесь они появились совсем недавно, по меркам истории – вместе с началом освоения и заселения Уссурийского края, то есть в последней трети XIX века. За такое короткое время (учитывая тот факт, что искоренять казачество начали в первой трети XX века) невозможно обзавестись собственными традициями, уникальным укладом жизни.
Во время общения с героями проекта поняла, что в Приморье возрождение казачества шло своим, особенным путем. Вот об этом – среди прочего – рассказывает мой проект.
Алина целый месяц ездила в гости в казачьи семьи, общалась с историками и собирателями фольклора, побывала на хуторах и в станицах Приморья, и везде она делала снимки и записывала видео. А еще…
– Мне всегда везет на интересные истории, факты, – говорит Алина. – Например, один из казаков рассказал, как уже в постперестроечное время его родители стали перестраивать дом предков и нашли казачьи шашки, зашитые, спрятанные в стене. Это очень типично, кстати, я не раз слышала такие истории. И, по большому счету, такие предметы, которые удалось сберечь, и сохраняют истинный дух казачества. Но ведь не всем семьям так повезло, поэтому во многом возрождение казачества строится на книгах, фильмах, даже поп-культуре, и получается, что каждый возрождает нечто свое по своим же представлениям.
Не менее интересно исследовать и то, как соприкасаются возрождение традиций и современная жизнь. Например, казаки мне с гордостью рассказывали, что они своих сыновей с 4 лет в седле учат держаться, возят их на конеферму, чтобы учились верховой езде. А на эту самую ферму они добираются на крутом внедорожнике.
Или такой еще момент: если у нас в Краснодаре станица – это реальный географический объект, то у вас это, скорее, казачье объединение. А хутор – просто фермерское хозяйство, и по слову «хутор» его ни на какой карте не найдешь.
Общаясь с казаками, я делала фото и видеосъемку. В итоге проект и состоит из фотовыставки по типу мозаики, где все снимки складываются в единую картину, и видео, в котором мои собеседники – подводный археолог Генрих Костин, отец Елисей (Большой Камень), Максим и Валерия Захарченко, руководитель ансамбля «Казачья воля» Наталья Немирович-Данченко (Фокино) – отвечают на вопрос «что делает казака казаком». Все вместе, на мой взгляд, и создает общую картину.
Если, посмотрев выставку, зритель задумается над тем, что же такое казаки, в чем проявляются сущность, идентичность этноса, народа, начнет интересоваться темой глубже, я буду считать, что моя работа выполнена.
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ