Обычный урок с вкусной изюминкой

Что нужно уметь учителю современной школы, чтобы его ученикам все завидовали

14 март 2018 Электронная версия газеты "Владивосток" №4295 от 14 март 2018

Неделю длился во Владивостоке учительский марафон, все это время участники конкурса «Учитель года – 2018» вели открытые уроки, давали мастер-классы, с ходу создавали образовательные проекты, участвовали в импровизированных педсоветах – словом, показывали все, что умеют, чем живут, чем способны увлечь детей.

 

– Спасибо вам за мужество и творчество! – с такими словами обратилась к ним в последний конкурсный день Людмила Крупина, начальник отдела общего образования управления по работе с муниципальными учреждениями образования администрации Владивостока. – Участие в конкурсе потребовало от вас огромных сил – мы это понимаем. И нам было приятно в очередной раз убедиться: во Владивостоке очень много отлично работающих, творчески мыслящих, следящих за передовыми образовательными технологиями педагогов. Вы еще раз доказали, что не только в тех школах, которые традиционно считаются престижными, но и в так называемых обычных трудятся великолепные учителя!
Как уже писал «В», городскому смотру педагогического мастерства предшествовали конкурсы, которые провели все муниципальные школы Владивостока. Из 59 победителей 33 решили состязаться за звание «Учитель года – 2018». 


– Даже на этапе рассмотрения документов было очевидно: каждый из тех, кто решился выйти на город, имеет в своем багаже интересные технологии, уникальные идеи, умеет работать творчески, – рассказала начальник управления образования Марина Фролова. – И жюри, куда вошли представители нашего управления, Приморского краевого института развития образования, победитель прошлогоднего краевого конкурса Валерий Думлер, его лауреат Татьяна Камянская и другие профессионалы, было нелегко определить 18 человек, которые получат право показать себя в очном этапе конкурса. 


Зачем квадрат на уроке английского?


Очные состязания прошли на базе школы № 13 с 26 февраля по 6 марта и состояли из нескольких этапов. 


Началось все с методического семинара, где конкурсанты делились опытом и рассказывали о тех инновациях и изюминках, которые они используют на своих уроках, о программах, по которым работают. Затем в течение трех дней все 18 учителей дали открытые уроки.


– Мы уверены, что каждый из вас может сделать урок-феерию, урок – взрыв креатива, – сказала, напутствуя участников, председатель жюри Лариса Букина, завуч гимназии № 1. – Однако мы просим вас дать обычный рабочий урок, но вложить в него все те приемы и изюминки, которые вы представили на семинаре. 


И конкурсанты постарались! Например, учитель английского языка школы № 28 Юлия Крутько показала урок с использованием сингапурских методик (основанных в том числе и на работах знаменитого советского психолога Льва Выготского) в области работы в группах. Учитель начальных классов школы № 8 Оксана Сафонова провела для второклашек урок-исследование на тему «В ельнике», дети с интересом рассматривали принесенные в класс ветки сосны и ели. Учитель обществознания школы № 62 Игорь Астрединов вместе с восьмиклассниками выстроил знаменитую пирамиду Маслоу на уроке по экономической теме…


По итогам этого этапа в полуфинал вышли десять человек. Каждому предстояло провести для своих коллег и жюри мастер-классы: привлекая в помощники учителей-конкурентов, нужно было подробно показать, как работает та или иная фишка из собственных педагогических приемов. 


Этот этап получился самым живым и веселым. Учитель математики школы № 37 Людмила Назарова продемонстрировала здоровьесберегающие приемы, которые она использует на своих уроках, от дыхательной гимнастики до зрительной. И по ходу дела научила коллег и членов жюри маленьким хитростям: например, если очень устал и хочется спать, а надо вникать в то, что происходит на уроке, попробуй сильно потереть уши. Бодрость вернется!


Учитель начальных классов школы № 60 Анна Кирпичникова (под ее руководством ученики активно занимаются краеведением, ходят в походы, на экскурсии, изучают историю Приморья) рассказала о том, как она использует виртуальные экскурсии. Учитель начальных классов школы № 35 Ирина Овчинникова объяснила, как приучает школьников вести читательские дневники и как это помогает им в учебе. Учитель английского языка школы № 33 Татьяна Костылева наглядно показала, как с помощью геометрических фигур – треугольника, куба – ученики легко запоминают правила использования глагола to be. А учитель биологии школы № 21 Анна Литвинова рассказала, как помогает своим ученикам вырабатывать критическое мышление и развивать умение делать осознанный выбор… 


– После всего, что я сегодня увидела и в чем поучаствовала, мне даже немного страшно, – поделилась впечатлениями Татьяна Бревнова, учительница английского языка школы № 82. – Потому что мне хочется внедрить в свою практику буквально все, что показали коллеги. Я постоянно думаю, как же использовать этот прием, куда вписать ту методику. Так хочется скорее на урок к своим ребятам!


Все только начинается


Затем состоялся импровизированный педсовет, где обсуждались предложенные жюри темы: «Что такое современные образовательные технологии» и «Традиция и инновация в современном уроке». На подготовку к тому, чтобы выразить свое мнение по теме, у участников было совсем немного времени, однако жюри оценило, как умеют мобилизоваться, как легко владеют материалом педагоги.


  В итоге в финал вышли шесть человек. Очередное испытание – представить на суд жюри разработанный всего за час (!) образовательный проект. Конкурсанты разбились на две группы. Ирина Овчинникова, Юлия Крутько и Анна Литвинова придумали образовательную онлайн-платформу для учеников обычной школы, а Татьяна Костылева, учитель английского языка школы № 33, Татьяна Бревнова и учитель химии гимназии № 2 Екатерина Дутова взялись организовать в такой же школе клуб интеллектуальных игр. 


Завершающим этапом стал круглый стол на тему «Человек в образовании: учитель, ученик, родитель». Каждый из финалистов поделился своими взглядами на современное школьное образование и его перспективы. Затем жюри выставило финальные оценки и подвело итоги. 


Итак, лауреаты конкурса уже известны, но имена их будут озвучены только 27 марта на официальной церемонии награждения. Она пройдет в рамках традиционного городского образовательного фестиваля. Победитель получит 50 тысяч рублей, занявший второе место – 30 тысяч, а третье – 20 тысяч рублей.


– Я уверена, – сказала Людмила Крупина, – что сейчас, уставшие и слегка вымотанные этой неделей, вы, дорогие участники, еще не осознаете, что на самом деле ничего не закончилось. Все только начинается. Здесь, на конкурсе, вы получили толчок к совершенствованию, к самообразованию, опыт, который невозможно переоценить. Даже если вы не вышли в финал, даже если не победили официально, на самом деле никаких проигравших в конкурсе нет. Все участники победили, и вы это скоро почувствуете. И ваши ученики тоже, им можно только позавидовать. 


Пока имена победителей держатся в тайне, но уже сейчас все финалисты городского конкурса, если пожелают, могут подавать документы на участие в краевом смотре педагогического мастерства, который пройдет в апреле. 


– В прошлом году мы возродили после долгого перерыва конкурс «Учитель года», и сразу же один из лауреатов городского смотра, Валерий Думлер, стал победителем краевого конкурса, а потом получил специальный приз и на всероссийском этапе, – отметила Марина Фролова. – Мы надеемся, что в этом году наши лауреаты и победители так же достойно представят себя и Владивосток среди учителей со всего Приморья.

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ