Райское место. Сервис адский

Зачем турфирмы пытаются выжать из клиентов все валютные соки

10 янв. 2018 Электронная версия газеты "Владивосток" №4261 от 10 янв. 2018

Пхукет – одно из самых популярных туристических направлений мира. Приморцы тоже часто выбирают этот тайский остров для отдыха. Чтобы сэкономить, люди прибегают к услугам турфирм. Правда, экономия иногда оборачивается неприятными сюрпризами, и в итоге отпуск может быть если не испорчен, то сильно омрачен навязчивым сервисом, организационными неурядицами, небрежностью и беспардонностью представителей туристических компаний.

 

Корреспондент «В» на себе испытал почти все возможные минусы подобных поездок. Надеемся, этот материал поможет малоопытным путешественникам не обжечься, прибегая к услугам туроператоров.


Плюс – единственный 


А зачем вообще к их услугам прибегать? Причина проста: так действительно выходит дешевле. 


Перелет до Пхукета – самая затратная часть путешествия. В среднем билеты туда и обратно на одного человека обойдутся в 40–45 тысяч рублей. Да и логистика на острове специфичная. Добраться от аэропорта до отеля – задача как минимум затратная. Особенно когда не разбираешься в местной системе общественного транспорта. Даже знание английского языка вас не спасет, потому что для свободного общения требуется, чтобы этим языком владели не только вы, но и ваш собеседник. 


Тайцы в этом смысле народ неразговорчивый. Знают английский далеко не все. А те, кто знает, говорят на нем с неповторимым азиатским произношением. То есть весьма неразборчиво. Чем лучше таец владеет иностранным языком, тем быстрее он тараторит, расстреливая вас очередями слов, прошедших через мясорубку азиатского артикулирования, то есть напрочь перемолотых и скомканных. Коммуникации это ничуть не способствует. 


По своему опыту берусь утверждать: лучше всех на английском говорят русские и немцы. Наш ломаный английский самый понятный, подробный и отчетливый, учитывающий каждый звук в слове, даже если он глухой, непроизносимый… 


В общем, снять проблему дороговизны перелета помогают чартерные рейсы. Причем турфирма доставляет вас из аэропорта прямо до гостиницы, а в конце путешествия – от гостиницы до аэропорта. Это самый большой плюс. И, пожалуй, единственный.


Какого чартера!


Законодательство позволяет чартерным рейсам иметь временной люфт в 12 часов. И компании используют эту возможность на полную катушку. Иными словами, ваш рейс могут задержать на полдня или же, наоборот, пустить его раньше без каких-либо штрафных санкций. 


Наш чартер задержали на 9 часов, чем был убит первый из 11 дней отдыха. Более того, все эти 9 часов пассажиры находились в зоне вылета без возможности выйти на свежий воздух и в полном неведении, где самолет. Только диспетчер по громкой связи каждый час нарушал тревожную тишину, чтобы в очередной раз передвинуть время вылета. 
Недостаток информации будит сарафанное радио. Выглядит это так: один пассажир делает вслух предположение, что самолет мог сломаться, второй, услышав это, передает его слова дальше как свершившийся факт, третий приукрашивает его деталями, четвертый сгущает краски. В итоге получается совсем мрачная и лишенная надежд история о том, что никто никуда сегодня не летит.


Другой минус чартеров – российские туристы, настроенные исключительно на безудержное веселье, которое непременно должно стартовать с аэропорта. За время ожидания рейса несколько пассажиров успели напиться, протрезветь и снова выпить. 


Слева от нас сидела парочка – муж с женой. Глава семьи попал в аэропорт уже беспробудно пьяным. Спать на стуле было неудобно, периодически он ворочался, пытаясь придать телу комфортное положение, и постоянно норовил использовать мое плечо либо как подушку, либо как опору, разочарованно посапывая после очередной неудачи… 
Есть правило: если рейс задерживается дольше 4 часов, пассажиров обязаны бесплатно накормить. Тут снова отличились наши туристы, которые со скрываемой доселе прытью набросились на мешки с обедами. Кто-то урвал по три-четыре контейнера, кто-то по пять-шесть. Наша очередь за обедами не продвинулась и до середины, когда все мешки были опустошены. 


– Как такое может быть, ведь количество обедов равно числу пассажиров! – удивлялся сотрудник авиакомпании.


  Я вернулся к своей спутнице с пустыми руками и громко посетовал:


– Что за народ! Все уже растащили, ничего не осталось.


  Слева от нас послышались шепот и возня. 


– Мой муж нечаянно взял на один обед больше, – сказала жена соседа, который на тот момент уже пришел в себя и с азартом уплетал халявный плов. 


Она передала нам контейнер. Еще один контейнер нам достался от другой парочки, где парень так же «случайно и без задней мысли» захватил лишний обед.


  Еще один недостаток чартеров: вам могут изменить не только время вылета, но и аэропорт. Домой мы возвращались не с Пхукета, а из воздушной гавани в провинции Краби, которая находится в трех часах езды от острова. 


Хамство обыкновенное 


Чартеры имеют объективные недостатки, вызванные самой природой дешевых авиаперелетов. С такими минусами можно смириться. А вот того, что турфирмы относятся к своим клиентам как к дойным коровам, простить нельзя. 


В чем проявляется это отношение? Да почти во всем. Мы столкнулись с ним в день прилета в автобусе, развозившем туристов по гостиницам. 


Заряженный позитивом гид-оптимист потребовал от нас улыбаться и сообщил, что 9-часовая задержка рейса – это пустяк и что надо брать пример с тайцев, живущих по принципу сабай, то есть без забот, как Тимон и Пумба. Потом он сообщил, что завтра назначена важная встреча с администратором Семеном, который отвечает за нашу группу. На этой встрече нас должны посвятить во все тонкости местного законодательства, объяснить запреты и правила. В общем, явка обязательна.


Встреча состоялась в 12 часов дня в одной из гостиниц. Собралось около 15 туристов. Администратор Семен был в рубашке с логотипом турфирмы и синих офисных штанах, чем напоминал продавца-консультанта в магазине бытовой техники. Он представился и зачем-то сообщил, что «под одеждой он такой же человек, как и все мы», словно был одет не в костюм по брендбуку, а в плащ супермена. 


Все три часа, что длилась встреча, Семен настойчиво рекламировал различные экскурсии и предлагал их немедленно покупать. Позже мы узнали, что цена экскурсии через турфирму почти в два раза выше той, что предлагают местные гиды.


– Но у нас качество, – заверял Семен. – Я отвечаю за наш продукт. Я профессионал.


– Можно мы уже пойдем? – с тоской протянула женщина с дальних рядов. – Уже третий час вас слушаем…


– И че? – возразил Семен, возмущенный «неблагодарностью» туристки. – Вам тяжело сидеть и слушать, что ли? Я вообще-то работаю. И вы ни от кого, кроме как от меня, этого не узнаете. 


Затем он продолжил перечислять экскурсии и заверять, что лично отвечает за каждый тур, попутно смешивая с грязью местных гидов. О чем Семен не сказал, так это о том, где лучшие местные рестораны и дешевые магазины, какие лекарства брать в аптеке от головной боли, простуды, отравления и о прочих мелочах жизни.


На вопрос, как дешевле всего добраться до аэропорта, был ответ: вызывайте такси через гостиницу. Такси стоит 1,5 тысячи рублей, а автобус, о котором Семен умолчал, 350. На вопрос, как взять машину или скутер в прокат, был ответ: лучше не берите, потому что вас непременно обманут. И т.д. и т.п. И вообще, по заверению Семена, туристы в свободное от платных экскурсий время должны находиться в отеле и беречь себя и свои кошельки.


Особенности уборки за слонами


Черт нас дернул купить экскурсию у администратора Семена. Стоила она сто долларов с человека. Это был однодневный тур по островам на спидботе. 


Неприятности начались еще за день до поездки, когда мы заметили, что Семен пробил нам чек на чужое имя. Чек служил билетом. Согласно ему людей забирали на экскурсию прямо из отеля. Человек, указанный в нашем чеке, мало того что носил другие имя-фамилию, так еще и жил в другой гостинице. 


Мы позвонили Семену и ввели его в курс дела.


– Ничего страшного, по запарке бывает, – успокоил и простил сам себя профессионал. – Экскурсия указана верно?


– Верно, – ответили мы.


– Тогда придите в тот отель и назовитесь чужим именем. 


Всего-то дел. 


Семен, отвечавший за «качество продукта», пообещал, что предупредит нашего гида о неурядице. Однако в назначенный день никто никого не предупредил. Пришлось на месте и самостоятельно разруливать ситуацию. Нам еще повезло. Одной парочке вообще «пробили» не тот тур, и вместо алкогольной вечеринки на катере, которую они заказывали, парню с девушкой пришлось вместе с нами слоняться по островам. Деньги им возвращать отказались. 


– Чего ж вы не проверили чек? – сказал гид, повертев головой от досады на «бестолковых» туристов.


Сам тур состоял из пяти островов. Добирались мы туда на быстроходном катере, рассчитанном от силы на 35 человек. Турфирма запихала в него 46 пассажиров плюс гид и непосредственно экипаж. Мест внутри катера хватило не всем. «Лишним» пришлось ютиться на носу судна. При быстром движении катер высоко подбрасывало в воздух. Вместе с ним вверх летели и туристы. Только бдительность и цепкость рук позволяла им оставаться на борту. Фонтаны забортной воды, которые окатывали катер при столкновении с большой волной, держали всех «экстремалов» в тонусе.


Что касается гида: это был довольно непоследовательный оратор, который, взявшись рассказывать биографию короля Рамы IX, начал прыгать по смежным темам и ушел так далеко от стартовой точки, что под конец мы слушали речь об особенностях ухода и уборки за слонами.


Вывод мы сделали однозначный: чтобы не омрачить отдых, нужно свести общение с турфирмой к минимуму, потому как оно сведется к выкачиванию у туристов денег на «качественный продукт». 


С другой стороны, для малоопытных путешественников, первый раз находящихся за границей, услуги турфирм могут оказаться полезными. Но учтите, что экскурсии, которые предлагают небольшие местные конторы, намного уютнее (как правило, туда набирают 8-10 человек), приятнее и экономнее.

   

Автор: Сергей ПЕТРАЧКОВ