Сети, которые нами манипулируют

Возможно, понять, рыбка ты или ловец, поможет искусство на стыке с наукой

13 сент. 2017 Электронная версия газеты "Владивосток" №4198 (137) от 13 сент. 2017
f51e44b48dedb345a53177ab0ab7aebb.jpg

«Сеть» – так называется необычная инсталляция, которую представила публике резидент центра современного искусства «Заря» Ольга Киселева. Работа выполнена в жанре сайенс-арт и стоит на пересечении искусства и науки. Сама автор – виднейший представитель этого течения в искусстве, использующего научные знания и технологии. В данный момент Ольга Киселева является профессором Сорбонны и директором Международного института искусства и науки этого престижного вуза. 

– Ольга, вас называют мастером сайенс-арт. Расскажите, что это такое.

– Сегодня искусство не является инструментом, который делает мир красивым, нет. Оно является инструментом, который этот мир улучшает – делает его гармоничнее, правильнее, справедливее, чище. И для этого искусство опирается на разные методы. Но оно может обращаться и к другим дисциплинам, чтобы помочь найти решения или формы для высказывания или для того, чтобы проверить справедливость высказывания. Когда художник своей работой дополняет какое-то научное открытие или показывает, как может та или иная технология изменить мир в лучшую или худшую сторону, вот это и есть сайенс-арт.

– Во Владивостоке ваши работы выставлялись не раз в галерее «Арка». А как вы стали резидентом «Зари»?

– Я действительно тесно связана с Владивостоком. 12 лет назад познакомилась с Верой Глазковой, она привезла мои работы сюда. С тех пор я полюбила Владивосток, он стал моим городом, хотя родилась и выросла я совсем в другой части России – в Санкт-Петербурге. Кроме того, Вера участвовала во многих арт-ярмарках в Европе, поскольку «Арка» – галерея мирового уровня, поверьте мне, и представляла мои работы на этих ярмарках. Меня вообще с тех пор и до сего дня многие в Европе ассоциируют с Владивостоком, считают, что я отсюда!

И когда Вера рассказала мне об открытии ЦСИ «Заря», я очень обрадовалась, было приятно, что в моем городе (Владивосток, повторюсь, мой город!) появилось такое культурное пространство. Я написала кураторам «Зари», что с удовольствием приняла бы участие в работе ЦСИ как резидент, создала бы проект. Мы с ними долго сопоставляли графики, но через два года все наконец сложилось.

– «Сеть» – это проект, воплощенный специально для Владивостока?

– Да. Хотя я уже давно работаю над темой моря. У меня идет исследовательский проект в Японии на ту же тему. Конечно, хотелось поговорить о море и во Владивостоке. Именно Владивосток крепче, чем даже Санкт-Петербург, связывает меня с морем: здесь я ныряла, купалась, открыла эту стихию для себя.

Так и возникла идея проекта – морского, но в то же время многозначного. В русском языке слово «сеть» обозначает очень разные понятия: и рыболовные снасти, и социальные сети, и компьютерные. В других языках это совершенно разные слова, причем даже неоднокоренные. Мне захотелось исследовать структуру, форму и значение для общества понятия «сеть», в частности, построение социальных сетей и использование рыбаками разных видов сетей. Оказалось, что между ними и правда много общего! Вот на полу здесь рисунки построения разных социальных сетей, там есть ячейки, кластеры, как в рыболовных снастях, которые используют, ловя рыбу ряжевыми и кастинговыми сетями.

– Вы бы хотели, чтобы те, кто пришел взглянуть на ваш проект, задумались о его многозначности?

– Разумеется. Я вообще больше работаю над темами, так или иначе связанными с социумом, с обществом.

Глядя на инсталляцию «Сеть», можно задуматься о том, кто же тут рыбка, а кто ловец, ведь мы сами и строим сети, и попадаем в них. Можно задуматься о том, что сегодня мы благодаря разным гаджетам все более свободны и независимы, но и одновременно все больше запутаны в сетях, причем не только социальных. Вот сети транспортные – разве мы не зависим от них? Они нами буквально манипулируют. Как? А вот так: я живу в Париже, откуда в Токио ежедневно вылетает 15 рейсов, а во Владивосток – ни одного. И в итоге в Токио я бываю чаще, чем во Владивостоке, хотя он ближе. А телефонные сети, мобильные? Попробуйте выйти из дома без телефона… И так далее, и так далее.

К слову, в планах у меня расширить исследование на эту тему и даже выпустить книгу – академический труд. Так что проект «Сеть» в каком-то смысле первый шаг…

– Какова судьба ваших инсталляций?

– Если говорить о «Сети», то мы уже пару дней спорим с кураторами о том, увезу я ее с собой или она войдет в коллекцию ЦСИ «Заря». Проект уже хотят показать в Токио и Париже.

– Вы будете участвовать во Владивостокской биеннале визуальных искусств. Какие ваши работы увидят зрители?

– В рамках основной программы биеннале будет показан проект «Арктические конкистадоры». Он реализован в сотрудничестве с Barents Observer («Баренц обсервер») – организацией, которая занимается мониторингом экономического развития региона Баренцева моря и того, как это развитие влияет на экологическую ситуацию Севера. «Арктические конкистадоры» показывают, какие разные компании имеют свои интересы и присутствуют в этом, казалось бы, безлюдном и пустынном регионе. Там не только ведут добычу нефти, там даже «Кока-кола» присутствует! Работа эта, кстати, хранится в фонде искусств королевы Норвегии.

А второй проект я начала сейчас в сотрудничестве с Приморским океанариумом. Его специалист Ольга Шевченко занимается микроводорослями – удивительными организмами, которые одновременно и растения, и животные. Мало того, их формы являются прообразом многих форм, которые мы используем в жизни. И мы сделали 3D-модели микроводорослей и теперь хотим сформировать из них скульптуры, которые показывают возможности их использования в повседневной жизни. Эти скульптуры (внимание!) будут размещены прямо в аквариумах океанариума.

– Вы не были во Владивостоке более 10 лет. Каким он показался вам после столь долгой разлуки?

– По атмосфере город все такой же, какой жил в моих воспоминаниях, теплых и нежных. А вот если говорить о мостах… Даже не о том, что они красивые, их отовсюду практически видно. А о том, что, когда проезжаешь по ним, вдруг открываешь такие панорамы, которых раньше не видел. И ты понимаешь структуру города, начинаешь видеть его будущее! А еще я увидела, насколько Владивосток похож на Сидней. Острова, бухты, мосты, разные, отдельно функционирующие, но составляющие все же единое целое, красоту города. Сидней, конечно, больше, но и Владивостоку есть куда расти.

Справка «В»

Работы Ольги Киселевой были представлены в парижском Музее современного искусства, Музее современного искусства Рейна София в Мадриде, Центре Помпиду, Музее современного искусства KIASMA в Хельсинки, MOMA в Нью-Йорке, Музее современного искусства Гуггенхайм в Бильбао, ГЦСИ в Москве и Нижнем Новгороде, Русском музее в Санкт-Петербурге, а также на многих международных выставках и биеннале. 

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ