Сроки сдачи дорог никто не отменял

Во Владивостоке продолжается реконструкция дорожного полотна и пешеходных зон. Правда, не так быстро, как хотелось бы. Но на то есть причины

2 авг. 2017 Электронная версия газеты "Владивосток" №4174 (113) от 2 авг. 2017
e7cd0c0641716c80a860267355f00d75.jpg

С приходом лета бригады муниципального учреждения «Содержание городских территорий» и других подрядных организаций начали масштабный ремонт дорог и пешеходных зон приморской столицы.

Вооруженные тяжелой строительной техникой, каждый день они снимают пришедший в негодность асфальт, укладывают сотни тонн свежего асфальтобетона, меняют бордюрные камни, ликвидируют ямы и провалы. Ремонтные работы на объектах дорожной инфраструктуры города не прекращается даже ночью. Если, конечно, позволяет погода.

Из-за ремонта дорожного полотна зачастую образуются пробки, нервирующие водителей автомобилей и пассажиров общественного транспорта. Надо отдать должное, жители Владивостока стоически переносят эти неудобства, понимая, что проблемы на дорогах – явление временное. Но многих настораживают ситуации, когда все разрыто, а рабочих и техники на объекте не наблюдается…

Охватить как можно больше трасс

О текущих ремонтных работах на дорогах столицы Приморья корреспонденту «В» рассказал заместитель главы администрации Владивостока – начальник управления дорог и благоустройства Леонид Вильчинский.

– В этом году мы впервые приступили к реализации федеральной программы «Безопасные и качественные дороги», рассчитанной на обновление муниципальной улично-дорожной сети. Мы эту программу называем БКД, – говорит вице-мэр. – По требованию Росавтодора и краевого департамента дорожного хозяйства в нее включены основные магистрали и опорная уличная сеть краевого центра с условием, что мы будем двигаться дальше. Программа будет работать до 2020 года. В числе основных ее задач – приведение к установленным нормам как можно большего процента улично-дорожной сети. А также сокращение количества мест концентрации дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с помощью барьерных ограждений, дополнительных дорожных знаков, светофоров, – подчеркнул Леонид Платонович. С оговоркой, что в рамки программы БКД не входят внутриквартальные проезды, которые также необходимо привести в нормативное состояние.

Кстати, интерес программы БКД к аварийности на городских автомагистралях вполне обоснован. Только в этом году во Владивостоке, по данным Госавтоинспекции, зафиксировано около 70 очагов ДТП. То есть на этих участках дороги систематически происходят либо столкновения автомашин, либо наезды на пешеходов. По словам вице-мэра, для снижения аварийности в очагах ДТП необходимо реализовать комплекс мер. Например, где нужно, установить барьерные ограждения, а некоторые места оборудовать дополнительными дорожными знаками иди даже установить светофоры.

Новые бордюры будут, но не везде

– Программа «Безопасные и качественные дороги» реализуется на условиях софинансирования из федерального, краевого и муниципального бюджетов. Мы включили в программу комплексный ремонт дороги на улицах Светланской, Верхнепортовой, Выселковой, Фадеева, частично на улице Гоголя, на Народном проспекте. Сюда входит замена покрытия дорожного полотна, тротуаров, устройство барьерного ограждения и замена бордюрного камня там, где это требуется. На улице Светланской и Народном проспекте мы убираем трамвайные рельсы, которые мешают движению автомобилей, зачастую создавая аварийные ситуации. Правда, в прессе появились обращения граждан с вопросом: зачем на Светланской менять бордюры, если они еще хорошие? На Светланской мы не меняем бордюры. Здесь при ремонте дороги мы оставляем 90% старого бордюрного камня. Мы его просто перестраиваем, потому что бордюры расшатались от времени. Новые будут установлены на улицах Фадеева, Верхнепортовой, Выселковой и частично на улице Гоголя, – пояснил Леонид Вильчинский.

Как видим, перспективы обновления автомагистралей города радужные. На тротуарах главной улицы Владивостока будет заменена разрушенная брусчатка. Подрядчик ремонта на улице Светланской – компания «Федералстрой». После замены брусчатки здесь демонтируют трамвайные рельсы по аналогичной технологии, применяемой на Народном проспекте. После чего дорогу покроет новый слой прочного и долговечного щебеночно-мастичного асфальтобетона. По такой же технологии уложен асфальт на улице Суханова. Но сейчас у «Федералстроя» проблемы с закупом брусчатки из-за финансовой необеспеченности. Поэтому у бригады простой. Будем надеяться, что временный. Как только работы по тротуарам будут выполнены, ремонтники возьмутся за реконструкцию проезжей части дороги.

В то же время, как уверил Леонид Вельчинский, срок сдачи объекта (октябрь 2017 года) сдвигаться не будет. В противном случае к подрядчику будут применены штрафные санкции.

Кстати, жители Владивостока частенько интересуются, куда увозят трамвайные рельсы, демонтированные на Народном проспекте. Как пояснили «В» специалисты городской администрации, рельсы не продают и не сдают на металлолом. Их забирает владелец – Трамвайно-троллейбусное управление. На Народном проспекте также работает компания «Федералстрой», у которой не хватает людских и технических ресурсов, чтобы одновременно работать на двух объектах. Но подрядчика заменить нельзя – контракт не позволяет.

Подрядчиков не выбирают

Важный вопрос в реализации федеральной программы «Безопасные и качественные дороги» – контроль качества выполненных работ. И здесь, как уверил вице-мэр, будет непрерывный тройной контроль со стороны администрации Владивостока, департамента дорожного хозяйства края и Росавтодора. Специалисты этой федеральной структуры будут производить выборочные проверки. Прежде всего под око ревизоров попадет уплотнение основания асфальтобетона по его физико-механическим свойствам. А также установка бордюрного камня в бетонное ложе, чтобы он встал горизонтально.

В этом году подрядчиками при выполнении работ по ремонту автомагистралей Владивостока стали малоизвестные организации среднего уровня «Автобан», «Промстрой-ДВ», «Строй Сити» и уже упомянутый нами «Федералстрой», которые запросили наименьшую сумму за выполнение работ. Таковы были условия конкурса. Конечно, доверить ответственные работы организациям без внятной кредитной истории – определенный риск. Но, как сказал Вильчинский, «мы подрядчиков не выбираем, их выбирает 44-ФЗ». Он имел в виду Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ.

– Кто победил на аукционе, тот и организует работы. Основной критерий аукциона – это цена. Кто дал цену ниже, тот и побеждает. Хотя я считаю, что это неправильно. Главным фактором здесь должно быть наличие у подрядчика специалистов, машин, механизмов и опыта работы, – убежден вице-мэр. – Но закон есть закон. Крупные подрядчики, которые могли бы работать лучше, отказываются выходить на аукционы по городу. К примеру, «Примавтодор» и «Трансстроймеханизация» не хотят работать в сложных условиях городской сети из-за транспортного и пешеходного трафика, большого количества подземных коммуникаций, а также стесненности условий работы. Я лично разговаривал с руководителями этих организаций, предлагал им участвовать в аукционе, но они отказались. Им проще работать в поле, на загородных трассах.

Город слово сдержал

Между тем, по словам Леонида Вильчинского, основной проблемой при ремонте дорог Владивостока стали проволочки с финансированием. Как написано выше, реализация федеральной программы «Безопасные и качественные дороги» осуществляется на условиях софинансирования из федерального, краевого и муниципального бюджетов. По условиям контракта подрядчики получают аванс в размере 15% от общей суммы договора.

Потому как сегодня асфальт, бордюры, металлоконструкции стоят больших денег, а у исполнителя работ оборотного капитала на их приобретение нет. И без аванса им не обойтись.

Свою часть софинансирования аванса администрация Владивостока выделила подрядчикам.

– Край обещает перечислить нам деньги в начале августа, чтобы мы могли их выдать подрядчику. Все требуют работы, все требуют качества и необходимой документации. Но нужно понимать и подрядчика. Сегодня нет таких организаций, которые готовы просто так, бесплатно поставить материалы.

К тому же некоторые организации не рассчитали свои силы и набрали объемов больше, чем могут закрыть своими людскими и материальными ресурсами. Отсюда простои. Мы с такими подрядчиками боремся, контролируем, заставляем их работать в три смены. И результат есть. Пока только одна организация сбилась с графика, остальные три работают по графику, – говорит Леонид Платонович.

Согласно утвержденному графику все работы на объектах должны быть завершены в октябре.

Без ливневок нет дорог

Есть определенные планы у администрации города и на ремонт ливневой канализации. Не секрет, что ливневка не справляется со своими функциями. Тому свидетельство – регулярные наводнения на улицах Русской, Спортивной, Пограничной, около входа на стадион «Динамо», на площади Луговой. Как признал вице-мэр, на глобальный ремонт ливневки нет средств, поэтому приходится выбирать локальные участки. В первых рядах на ремонт ливневой канализации улица Пограничная – со стороны Госавтоинспекции, где ливневые короба почти полностью разрушены.

Кстати, в многочисленных провалах на дорогах города почти всегда виновата ливневая канализация, забитая мусором и грязью. Она не может принять дождевые потоки, несущиеся с сопок с большой скоростью, да еще с землей и камнями. Попадая через трещины под асфальт, вода вымывает под ним основание. И все! Получается ловушка для автомобиля. Причем провалы чаще всего образуются на дорогах со старым асфальтом, покрытых по старой технологии. Дорогам с асфальтобетоном, уложенным по новой технологии, потоки воды не страшны. На улице Капитана Шефнера ливневка старая и уклоны запредельные. На этом участке дороги уже несколько раз делали ямочный ремонт, и после каждого ливня приходилось латать трассу снова.

– Там нужно капитально перекладывать всю дорогу, что мы и хотим сделать в следующем году, включив ее в нашу программу «Безопасные и качественные дороги». На улице Калинина тоже есть участок, где нужно полностью реконструировать дорожное покрытие. На улице Борисенко (от улицы Спортивной до трамвайного парка) также надо перекладывать дорогу и ливневку. Она там старая и забитая, – говорит вице-мэр.

К слову, весной на дорогах края трещины заливают битумом, препятствуя проникновению воды под асфальт. Но во Владивостоке такая технология не сработала. Автомобилисты стали жаловаться, что битум пачкает колеса и кузова автомобилей, инспектора ГИБДД сетовали, что он закрашивает дорожную разметку. И в городе от заливки трещин битумом отказались.

– Межремонтный срок дорожного покрытия асфальтобетона 5–7 лет. Потом это покрытие подлежит ремонту. Многие участки дороги надо строить заново. Но из-за нашей бедности мы эти сроки не выдерживаем. Планов у нас много, но все упирается в финансирование. Если взять деньги на ремонт только из муниципального бюджета, то в этом году он сократился на 40% по отношению к бюджету прошлого года. Исходя из этого в текущем году мы должны выполнить работ на 40% меньше. Но за счет софинансирования ремонтных работ из краевого и федерального бюджетов в этом году вышли на нормальную цифру общего бюджета.

У нас еще много проблем по внутриквартальным проездам, по подпорным стенкам, по ливневой канализации, по разбитым дорогам, и все они из-за нехватки финансирования, – вздыхает Леонид Вильчинский.

По его словам, если бы бюджет города на дорожные работы составлял хотя бы 3 млрд рублей в год, тогда можно было бы постараться минимизировать проблемы с ремонтом дорожного покрытия, подпорных стен, лестниц и ливневой канализации (кстати, по сообщению СМИ, правительство Москвы перед Новым годом потратило 3 млрд рублей только на иллюминацию. – Прим. авт.). Но бюджет у Владивостока гораздо меньше. Поэтому городские власти в данной ситуации работают в режиме пожарной команды.

Сегодня в краевом центре 200 подпорных стен требуют капитального ремонта. В год ремонтируют не более 6–8. Сколько нужно лет, чтобы отремонтировать все подпорные стены в городе, посчитайте сами. Только учтите, что во Владивостоке буквально все сопки подпирают подпорные стены. И с каждым годом количество конструкций, нуждающихся в ремонте, увеличивается. Время берет свое.

Что касается автомобильного моста на улице Руднева, по которому автомобилисты ездят с опаской, то, по словам Леонида Вильчинского, недавно была проведена диагностика, которая подтвердила: ездить по мосту можно. Да, мост требует ремонта, но угрозы обрушения нет. Эксперты даже дали добро на проезд по нему грузового транспорта в пределах до 5 тонн. Но для страховки такие машины пускать на мост не будут. 

     

Автор: Сергей КОЖИН