И тут пришло озарение...

Многие гениальные изобретения были сделаны дилетантами

22 март 2017 Электронная версия газеты "Владивосток" №4101 (40) от 22 март 2017

Ровно 105 лет назад, 20 марта 1912 года, русский изобретатель-самоучка Глеб Котельников официально зарегистрировал первый в мире парашют. Правда, сделал это он не на родине, а во Франции: армейские бюрократы в России не оценили значимость его гениальной разработки. Но самое интересное в этой истории то, что Котельников не был профессиональным авиатором. Он был... актером. И даже подглядел одну из важных деталей своего изобретения в театре.

Надо сказать, это не единственный пример, подтверждающий тот факт, что для того, чтобы изобрести что-то нужное, наличие профильного диплома не всегда обязательно. Главное – быть любознательным и иметь свежий взгляд на вещи. Сайт «Моя планета» рассказывает о том, как непрофессионалам удалось сделать удивительные и полезные изобретения.

Ранцевый парашют: актер Глеб Котельников

В начале XX века в крупных городах России часто проводились показательные полеты первых отечественных самолетов, во время которых авиаторы демонстрировали свое искусство в управлении летательными аппаратами. Актер Глеб Котельников, с детских лет любивший технику, регулярно ездил на Комендантский аэродром в Петербурге, с восторгом наблюдая за полетами. Во время одной такой «авиационной недели» совершавший полет известный летчик Мациевич, сорвавшись с сиденья, вылетел из машины. Потерявший управление самолет перевернулся несколько раз в воздухе и упал на землю вслед за пилотом. Это была первая потеря русской авиации.

Глеб Евгеньевич стал свидетелем страшного события, произведшего на него тягостное впечатление. Уже вскоре актер и просто талантливый русский человек принял твердое решение: обезопасить работу летчиков, построив специальное спасательное приспособление, способное безотказно функционировать в воздухе.

Спустя некоторое время его квартира превратилась в настоящую мастерскую. Кто в тогдашних условиях мог всерьез подумать, что какой-то актер в состоянии изобрести спасательное средство, над разработкой которого уже несколько лет бились ученые из Англии, Германии, Франции и Америки?

После ряда неудачных опытов Котельников случайно увидел в театре, как одна дама доставала огромную шелковую шаль из маленькой сумочки. Это навело его на мысль о том, что тонкий шелк может оказаться наиболее подходящим материалом для складывающегося парашюта. Первый ранцевый парашют РК-1 был похож на современные устройства: круглый купол, металлический ранец с пружинами, вытяжное кольцо.

27 октября 1911 года Глеб Евгеньевич подал в Комитет по изобретениям заявку на патент. И тут его постигла крупная неудача. Не желая вдумываться в математические расчеты конструктора, комиссия забраковала замечательное устройство, наложив резолюцию «За ненадобностью».

Несмотря на это, Котельников не упал духом. Зарегистрировать парашют ему удалось во Франции 20 марта 1912 года. Кроме того, он твердо решил добиваться на родине проведения официальных испытаний. Первое испытание провели на земле с помощью автомобиля. Привязали к машине парашют и разогнали ее. На скорости выдернули кольцо. Купол раскрылся мгновенно. Сила торможения оказалась такой, что заглох мотор у автомобиля. Последующие испытания – с помощью манекенов и людей – проходили успешно. В ходе Первой мировой войны парашюты Котельникова стали использоваться русскими войсками.

У современных парашютистов есть традиция – привязывать ленточки для затяжки парашютов к деревьям у могилы Котельникова на Новодевичьем кладбище.

Лейкопластырь: закупщик Эрл Диксон

Еще одно полезное изобретение придумано человеком, далеким от какой бы то ни было науки. В 1920-е годы некто Эрл Диксон работал в компании Johnson & Johnson закупщиком ваты. На изобретение лейкопластыря его вдохновила жена-домохозяйка, которая постоянно ходила в синяках и порезах – домашнее хозяйство давалось ей нелегко. Пальцы миссис Диксон были замотаны бинтами, которые то и дело намокали. Тогда Эрл нарезал из марли кусочки, наклеил их на липкую ленту, проложил по всей длине ленты тканевую полоску и смотал все это дело в рулон. Первый в мире лейкопластырь был готов.

Диксон показал изобретение боссам Johnson & Johnson – те были потрясены простотой и функциональностью и в 1924 году запустили фабричное производство лейкопластыря. А через 15 лет его начали стерилизовать. Продажи лейкопластыря принесли Johnson & Johnson ежегодную прибыль в десятки миллионов долларов, а Эрл Диксон вскоре стал вице-президентом компании.

Циркулярная пила: ткачиха Табита Бэббит

Многие изобретения появились на свет из-за желания облегчить жизнь себе и другим. Так обстояло дело и с циркулярной пилой. Ткачиха и член протестантской религиозной общины шейкеров Табита Бэббит как-то наблюдала за работой двух мужчин, распиливающих бревно обычной пилой. Она была очень внимательной к мелочам и заметила, что собственно распиливание случается тогда, когда пила двигается в одну сторону. Обратное движение – трата сил вхолостую.

Желая помочь членам своей общины, ткачиха придумала пилу, которая пилила бы беспрерывно. Первая циркулярная пила представляла собой металлический диск с острыми зубчиками, прикрепленный к прялке. Патента ни Табита, ни другие члены ее общины не получили из-за религиозных убеждений.

Шариковая ручка: журналист Биро Ласло

Венгерскому журналисту Биро Ласло по роду деятельности приходилось много писать. И, конечно, он был хорошо знаком с недостатками перьевых авторучек: они постоянно протекали, а чернила в них заканчивались в самый неподходящий момент.

В 1938 году Ласло придумал новый принцип действия ручек: густые чернила помещались в тонкий капилляр, на конце которого был шарик. Вращаясь во всех направлениях, шарик переносил чернила на бумагу. Накануне Второй мировой Ласло эмигрировал из Венгрии в Аргентину и там защитил патент. С тех пор шариковые ручки в Аргентине называются «бироме», а 29 сентября – день рождения Биро Ласло – празднуется здесь как День изобретателя.

Система управления торпедами: актриса Хеди Ламарр

История австрийско-американской актрисы Хеди Ламарр – яркий пример такого изобретательства. Красивая женщина с бровями-ниточками прославилась не только тем, что первой в кино изобразила сцену оргазма (фильм «Экстаз», режиссер Густав Махата, 1933), но еще и тем, что придумала систему дистанционного управления торпедами.

Базовые знания о том, что такое вообще торпеды и как они функционируют, невольно дал ей муж Фриц Мандл – оружейный фабрикант, бывший на короткой ноге с Гитлером и Муссолини. Фриц гордился женой и брал ее на все приемы, в том числе на военные совещания, где обсуждались системы вооружения нацистов.

Сбежав от мужа в Америку накануне Второй мировой, Хеди решила изобрести радиоуправляемую торпеду, которую нельзя перехватить. Озарение пришло во время игры на фортепиано в четыре руки. Наблюдая за тем, как синхронно движутся по клавишам руки, перескакивая с октавы на октаву, Хеди поняла, что этот же принцип подходит и к торпедам. Достаточно использовать при передаче сигнала код, который будет менять частоту, как бы прыгая по радиоэфиру, и синхронизировать передатчик и приемник. К слову, изобретение Ламарр легло в основу современных GPS, Wi-Fi и Bluetooth.

Автомобильные стеклоочистители: риелтор Мэри Андерсон

Однажды американка Мэри Андерсон ехала в трамвае. Был ветреный снежный день зимы 1902 года. Разглядеть что-то через лобовое стекло было невозможно, и, чтобы очистить его, водитель то и дело отодвигал створку (лобовые стекла в то время не были едиными, а сдвигались относительно друг друга) в сторону. Хватало такой очистки ненадолго. Пассажиры при этом ловили в открытую форточку снежные заряды.

И тут Мэри пришла в голову мысль, что можно управлять очисткой лобового стекла прямо из кабины. Идея настолько захватила женщину, что она стала рисовать устройство прямо на запотевшем стекле в трамвае. А приехав домой, засела за чертежи.

Через год стеклоочиститель Андерсон был готов. Он был сделан из дерева и каучука. Каучуковая щетка крепилась к рычагу, который находился в кабине водителя. Для того чтобы убрать снег и лед со стекла, водителю было достаточно повернуть рычаг. Предполагалось, что устройство будет работать только в зимний период, поэтому оно было мобильным – весной его можно было снимать.

К сожалению, никаких дивидендов изобретение не принесло. Автомобильные компании посчитали его нецелесообразным. Дворники, более или менее похожие на современные, были созданы в 1911 году компанией Sloan & Lloyd Barnes. К тому времени патент Мэри Андерсон уже закончил свое действие.

Автор: Отдел новостей «В»