Кто там наблюдает за лесом? И за кем наблюдает лес...
«Наблюдающий лес» – так называется персональная выставка японской художницы Митико Цуды, которая открылась в ЦСИ «Заря». На ней представлены видеоработы из серии «Yeu & Mo», а также инсталляция «Ты вернулся бы туда, чтобы снова меня увидеть на следующий день».
Экспозиция «Наблюдающий лес», как до этого и выставка «Взламывание», является своего рода спутником другого большого проекта – выставки русского кинетического искусства «Вечный двигатель», действующей в ЦСИ «Заря» с февраля. В малом зале центра «Вечный двигатель» сопровождают проекты современного искусства, сочетающего в себе науку и творчество.
Отметим, что это первая в России выставка 37-летней художницы, получившей степень мастера искусств и доктора философии в Токийском университете искусств и работающей сегодня с видео и новыми медиа. По словам кураторов ЦСИ «Заря», представленные произведения Митико Цуды являются уникальным примером лаборатории по изучению движущегося объекта и его восприятия зрителем, в котором эксперимент ставится одновременно над изображаемым, над субъектом, временем действия и над системой, в которой существует эта коммуникация.
Исследование художницы-философа оперирует инструментами одновременно двух дисциплин: перформанса, для которого ключевым моментом является непосредственный опыт пребывания тела во времени и пространстве, в некой заданной ситуации, и медиаискусства, которое концентрируется на фиксации и передаче информации (в нашем случае – об опыте данного тела).
Какие чувства возникают, когда на нас направлены объективы камер? Если они снимают нас против нашего желания, не стремимся ли мы к тому, чтобы стать объектом, а не субъектом чьего-то пристального внимания? Исследование Митико Цуды может указывать на то, что наше представление о самих себе размыто репрезентацией нас самих в медиа; но также и на то, что медиаполе, которое кажется агрессивным, таящим угрозу лесом, является не чем иным, как отражением нас самих. Однозначного ответа на то, как трактовать работы Цуды, не существует, однако, как и в ситуации с настоящей, вызывающей тревогу лесной чащей, у субъекта есть два варианта: либо он смотрит, либо смотрят на него.
Автор: Отдел новостей «В»