Кому должна платить фирма за рекламу на вашем доме?
Как собственникам жилья получать доход от размещения коммерческой информации на фасаде своего дома
Просветительский проект в области ЖКХ продолжает работу во Владивостоке. Темой очередного занятия муниципальной школы «Управдом» стали объекты наружной рекламы – рекламные конструкции, щитовые установки, медиафасады, устанавливаемые на стенах многоквартирных домов. Почему это доходное дело не всегда приносит дивиденды самим жителям многоэтажек?
О правилах, действующих в этой сфере, слушателям «Управдома» рассказала главный консультант отдела регулирования размещения объектов наружной рекламы департамента информационной политики администрации Приморского края Полина Титоренко.
– Установка и эксплуатация рекламных конструкций с использованием общего имущества собственников многоквартирного дома – фасадов, стен подъездов и прочего – должна быть согласована с самими собственниками. Каким образом? Обязательно собирается общее собрание собственников, которое принимает решение о предоставлении коммерческой структуре права на установку рекламной конструкции на фасаде дома, – объясняет Полина Витальевна. – Собрание должно выбрать лицо, которого оно наделяет правом заключить с владельцами конструкции договор от имени всех собственников. А после заключения договора (это означает подтверждение согласия собственников на установку объекта) владельцы конструкции обязаны обратиться в уполномоченный орган – департамент информационной политики администрации Приморского края, который выдает разрешение на ее установку. В пакете необходимых документов обязательно должны быть протокол общего собрания собственников многоквартирного дома и договор, заключенный от их имени.
Однако не секрет, что нередко рекламные конструкции устанавливаются на фасадах жилых домов без согласия их собственников. Как выявляются такие факты?
По словам Полины Титоренко, специалисты департамента проводят мониторинг объектов наружной рекламы, после чего организуют рейды и составляют акты о незаконно установленных рекламных конструкциях. Их владельцам выдается предписание о демонтаже.
– В соответствии с законодательством о рекламе мы должны удостовериться, что согласие собственников жилья не было получено в установленном законом порядке, – отмечает консультант. – Мы запрашиваем информацию в организации, управляющей домом (УК либо ТСЖ), после чего департамент направляет в администрацию Владивостока документы о необходимости демонтировать конструкцию. Если же УК или ТСЖ подтверждают согласие собственников, а разрешение департамента на установку объекта отсутствует, выдается предписание о демонтаже представителю собственников. То есть собственники в этом случае несут такую же ответственность, как и владелец рекламной конструкции.
По окончании теоретической части занятия спикер, приглашенный организаторами школы, традиционно ответил на вопросы слушателей.
Бегущая строка – под запретом
– Что считается рекламной конструкцией?
– Вывеска, на которой указан только профиль деятельности коммерческой структуры. Например, «Магазин «Продукты» – это не реклама, это просто вывеска.
Если же на информационном материале указаны бренды, предлагаемые в конкретном магазине, цены, безусловно, мы признаем это рекламной конструкцией.
В соответствии с постановлением администрации края запрещено размещение световых конструкций (вывесок с использованием бегущих строк, электронных табло или иных мерцающих элементов). То есть данные объекты не являются вывесками – это однозначно рекламные конструкции, направленные на привлечение внимания потребителей.
– Если конструкция размещена не на фасаде, а в окне, ее владельцу нужно платить за размещение?
– Судебная практика по этому вопросу неоднозначна. Есть решения судов о том, что если используется только непосредственно имущество одного собственника, то есть окно, то согласие всех собственников не нужно. Но если конструкция хоть на миллиметр заходит на фасад дома (а это уже общее имущество) или крепится к стене, то требуется согласие всех собственников многоквартирного дома. Если же в этом случае разрешение на установку не получено, департамент выдаст предписание на демонтаж.
– У нас на фасаде краской написано название ремонтной мастерской. Самой мастерской давно уже нет, она съехала, а народ продолжает идти. Кто должен ликвидировать надпись? Мы спросили нашу УК, нам ответили: мы это не писали, значит, не отвечаем за устранение надписи...
– Они лукавят. Управляющая организация отвечает за все, что крепится на фасадах, пишется на стенах и развешивается в подъездах многоквартирных домов. Но этот вопрос точно не входит в полномочия департамента, так как здесь не была использована рекламная конструкция.
Не светите мне в окна своей рекламой
– У нас в лифтовых кабинах установлены рекламные щиты, а на них рекламные листовки суши-баров, пиццерий и прочего. Законно ли это?
– Это не объект наружной рекламы, в связи с чем вопрос не может быть адресован департаменту. Но, повторюсь, за все, что размещено на фасадах, внутри подъездов, в лифтовых кабинах, несет ответственность управляющая организация. Узнайте, поступают ли деньги за эту рекламу на счет вашего дома.
– Конструкции каких размеров можно разместить на фасаде многоквартирного дома?
– Размеры указаны в постановлении администрации края № 268 от 15.06.2016 года. Насколько мне известно, администрация Владивостока проводит в этом плане активную работу: сотрудники мэрии выезжают на места, отслеживают наличие вывесок, конструкций, их соответствие установленным требованиям. Что касается предельных размеров рекламных конструкций, то законодательством этот вопрос не урегулирован. Это может быть как 70 % фасада, так и весь боковой фасад. Единственное, что утверждено на территории Владивостока, так это типы и виды допустимых и недопустимых рекламных конструкций. Максимальный размер щитовой установки над зданием – не более 35 квадратных метров. Панно брандмауэрное может превышать эти размеры.
– Чтобы получить разрешение на установку конструкции, вам, вероятно, представляют проект конструкции. Кто проверяет качество установки и проверяют ли его вообще? Ведь большие конструкции могут быть просто опасными для жизни.
– Честно говоря, в отношении проверочной деятельности по качеству крепления в законодательстве пробел. У департамента нет таких контрольных функций. Единственное, что мы можем, это выдать предписание. В частности, и в том случае, если рекламная конструкция не соответствует заявленным размерам. Впрочем, любой гражданин может обратиться в контролирующие органы, например в прокуратуру, если он считает, что какая-то конструкция представляет опасность для здоровья и жизни людей. Или даже если просто реклама, расположенная на фасаде дома напротив, светит вам в окна.
Где деньги, Зин?
– Существует ли тариф на размещение рекламных конструкций? Сколько требовать денег за размещение рекламы на фасаде своего дома?
– Законодательством тарифы не регламентированы. Сумма зависит от договоренности представителя собственников, например управляющей организации, и владельцев конструкции.
– Наш дом просто завешан рекламой. Когда мы поинтересовались у очередного коммерсанта, размещающего свою рекламу, есть ли у него разрешение, он ответил, что заключил договор с нашей УК. Однако ни общего собрания, ни соответствующего решения собственников не было. То есть договор между УК и владельцем конструкции является недействительным, верно? И управляющая компания незаконно получает деньги?
– Повторюсь: использование вашего общедомового имущества возможно только с вашего согласия. Если на ваш дом вешают рекламу с вашего согласия, то персонально вам, собственникам, деньги за размещение никто не отдаст. Возможны единичные случаи, когда кто-то из собственников создает юридическое лицо, на счет которого и поступают деньги за аренду фасада. Но тратиться они могут исключительно на нужды дома.
– Наша управляющая компания судилась с коммерческой организацией из-за незаконно размещенной рекламы на фасаде нашего дома. Суд обязал коммерсантов выплатить 300 тысяч рублей. На чей счет должны быть переведены деньги – на счет дома или на счет УК?
– Если судилась управляющая компания, то и деньги должны быть выплачены ей. Но поскольку действовала она в интересах собственников, всех жильцов, то и средства должны быть потрачены на дом – на текущий ремонт, благоустройство или другие нужды. И по факту выполнения работ УК обязана представить вам отчет о потраченных рекламных деньгах.
Справка «В»
Напомним, что муниципальная школа «Управдом» была создана в 2012 году по инициативе главы Владивостока Игоря Пушкарева с целью повышения правовой грамотности населения в сфере ЖКХ. В рамках этого проекта горожане получают необходимую информацию по управлению многоквартирными домами, содержанию общего имущества, организации капитального ремонта, повышению энергоэффективности своих домов.
На каждом занятии идет живой, заинтересованный диалог, решаются самые актуальные вопросы ремонта и содержания жилищного фонда. Школа собрала и объединила огромное количество неравнодушных собственников жилья, рачительных хозяев. Их во Владивостоке становится все больше. Это один из главных результатов работы «Управдома».
В 2014 году открылась первая в России школа «Молодой управдом» для горожан в возрасте до 35 лет. Своей целью организаторы ставят массовое знакомство молодых жителей приморской столицы с системой управления домами и вовлечение их в этот процесс.
Благодаря растущему уровню грамотности горожан в сфере ЖКХ и в жилищном законодательстве они все активнее участвуют в различных государственных и муниципальных программах по ремонту жилья. Ежегодно в десятках домов Владивостока ремонтируют кровли, фасады, меняют электропроводку, системы отопления, водоснабжения и канализации, устанавливают новые лифты.
Муниципальная школа «Управдом» работает на бесплатной основе. Принять участие в этом образовательном проекте могут все желающие. Для этого нужно подать заявку на электронный адрес: shevchenko@vlc.ru, прислать свои пожелания и вопросы, а также контактные данные.
Автор: Лика ТКАЧЕНКО