Дети не знают слово «толерантность». Они просто дружат

Особенные малыши стали ходить в обычный муниципальный детсад

23 нояб. 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №4041 (177) от 23 нояб. 2016
0753456e5feb2cfd67632c4d762ad725.jpg

Во Владивостоке с 2013 года при муниципальных учреждениях образования открываются и работают группы кратковременного пребывания для детей с ограниченными возможностями.

Небольшая предыстория. Несколько лет тому назад, работая над материалом о детях с синдромом Дауна, автору статьи постоянно приходилось слышать от родителей, как сложно, практически невозможно решить вопрос социализации их детей. Жалобы матерей сводились практически к одному: в городе нет мест, где бы их дети могли общаться со своими сверстниками. Даже частные образовательные центры, работающие по эффективным педагогическим методикам (кому, как не им, казалось бы, заняться этой проблемой), не были готовы к таким детям.

Доступная среда со стажем

В качестве сравнения родители описывали, как выстроена работа с детьми-инвалидами в Соединенных Штатах (в контексте «вот как надо»).

В обычном саду (не муниципальном) организованы группы для особенных детей. Где на двоих-троих ребятишек приходится по одному воспитателю. В школе также есть особенный класс: на одного ученика – по одному учителю. Обучение проходит в параллелях: у одного ребенка, допустим, идет урок истории, у другого – математики. Потом учителя меняются и обучение продолжается.

На какие деньги организуется подобное обучение? На гранты. К слову, система грантов именно для поддержки инвалидов действует и в нашей стране.

В американских школах у таких детей не только предметное обучение. Существует и профессиональная подготовка. Пример: парня с тяжелейшей формой ДЦП (он не разговаривает, не двигается, правда, все понимает) учат трудиться. У него на подголовнике кресла кнопка, которая подключена к шредеру (бумагорезке). Девочка с синдромом Дауна закладывает бумаги в автомат, а мальчик затылком нажимает кнопки и запускает машину. То есть парня приучают к механическому труду. При этом он должен отслеживать последовательность действий (тренировка внимания): включить аппарат только после того, как девочка положит в него бумаги и отойдет. И что совсем немаловажно – эту кнопку специально сделали для него. Понятно, что он работает не для того, чтобы себя прокормить. Главная задача этих занятий – дать человеку возможность почувствовать себя полноценным. В дальнейшем ему подберут работу, которая может быть абсолютно бессмысленна и никому не нужна, но он будет ее выполнять. Кстати, многие адвокатские конторы предпочитают нанимать именно таких работников – они не умеют читать, просто выполняют механический труд, при этом тайна уничтожаемых документов сохраняется.

Отметим, что к этой системе американское общество шло долгих 50 лет. И отношение, которое сегодня получают люди с ограниченными возможностями, – должное уже для многих поколений.

Мы же, похоже, только в начале пути. У нас только сейчас начинается процесс социализации инвалидов, только сейчас пошли разговоры, что место детей с ограниченными по здоровью возможностями – в обычных садах, в обычных школах. Но пока общество воспитывает в себе милосердие, заботу о социализации детей-инвалидов конкретно во Владивостоке на себя взял муниципалитет.

Полезное соседство

– Создание компенсирующих групп не относится к полномочиям органов местного самоуправления. Но, имея специалистов на базе муниципального Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, мы смогли в рамках муниципальной программы «Доступная среда» создать группы кратковременного пребывания для детей с ограниченными возможностями, – рассказывает начальник отдела дошкольного образования управления по работе с муниципальными учреждениями образования администрации Владивостока Наталья Птахова. – Такие группы работают в нашем городе с 2013 года. Сегодня их пять: одна в муниципальном детском саду № 29, четыре – в муниципальном Центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Сейчас в пяти группах занимаются 40 малышей. С ними работают педагоги-психологи, дефектологи, логопеды. Для каждого ребенка разрабатывается индивидуальная адаптированная программа дошкольного образования в соответствии с возрастом.

О том, как идет социализация детей с ограниченными возможностями, журналисты «В» решили удостовериться лично.

В детском саду № 29 создана специальная коррекционная группа для пребывания особенных детей – выделены и оборудованы помещения, где ребята занимаются со специалистами (занятия идут индивидуально), играют, общаются между собой. Но вот, честно говоря, побывать в ней нам не удалось – зашли и тут же вышли: малыши, которых привели «на встречу с журналистами», устроили скандал, требуя, чтобы их вернули к одногруппникам.

Поясню: формат социализации в этом детском саду строится таким образом, что коррекционные дети обособленно занимаются только первые месяцы, пока идет процесс адаптации. Потом их переводят в обычные группы. Кто-то продолжает ходить на 3-4 часа два раза в неделю (таков режим посещений для коррекционных групп), кого-то переводят на режим обычных детсадовцев, то есть на полный 12-часовой день.

Главное – удачное общение

К слову о толерантности. Даже учитывая столь краткое пребывание особенных детей в обычных группах, родители здоровых малышей были против такого соседства. «Мы не хотим, чтобы наши дети видели таких детей». «Эти дети ничего хорошего нашим не принесут». А кто-то даже высказывал опасения, что вид их нормальных детей будет угнетать малышей-инвалидов.

Дети же оказались гораздо толерантнее и добрее своих родителей. Легко приняли сверстников, играют с ними, помогают им, по необходимости ухаживают за ними.

– И с нетерпением ждут дни посещений (а это понедельник и среда) коррекционных детей, – рассказывает об отношении малышей друг к другу заведующая детским садом № 29 Жанна Еронько.

Впрочем, мы и сами стали свидетелями популярности особенных ребят у детсадовцев: мальчик с синдромом Дауна Максим (он в саду с сентября) постоянно в окружении девчонок, те не оставляют его ни на минуту.

– Тот еще бабник, – шутит его отец.

– Цель нахождения ребят с ограниченными по здоровью возможностями в детских садах общеразвивающей направленности – это прежде всего их социализация, – поясняет Жанна Викторовна. И перечисляет: – Сережа – у него тоже синдром Дауна – проходил полтора года в коррекционную группу (разумеется, с периодическим посещением обычной группы). С сентября, получив путевку, перешел на полноценный 12-часовой «рабочий день». Отличия его от сверстников сейчас уже практически не проявляются. Он общается, играет с другими детьми. Вполне самостоятелен. Во всяком случае, способен себя обслужить: одеться (с некоторой помощью), убрать за собой посуду, помочь накрыть на стол…

Возможно, со временем перейдет на 12-часовой день и Максим (девчачий любимчик). Единственная девочка в этой компании – Даша (также с синдромом Дауна) посещает коррекционную группу уже два года и тоже вполне может перейти на полноценный «рабочий день». Но конкретно в этом случае нужно преодолеть мамины страхи. Сейчас совместно с мамой разрабатывается алгоритм перевода девочки на обычный режим посещения сада.

Говорят о прогрессе в развитии своих детей и родители.

– Изменения не просто есть. Они лавинообразные, – радуется Анастасия, мама Сережи. – И это замечают все, кто с ним общается. Он стал более самостоятельным, общительным. Сын у нас не разговаривает, но у него появилась потребность нам что-то объяснять. Появился стимул к самостоятельности – дома он рассчитывает на маму, в саду рассчитывать не на кого, кроме как на себя, а это имеет огромное значение в обучении самообслуживанию. Наконец, здесь у Сережи реализуется потребность в общении. Именно общение, нахождение среди сверстников, наверное, даже в большей степени, нежели коррекционная работа специалистов, стали причиной столь бурного развития, – уверена мама.

Незначительная, но интересная деталь: особым детям (во всяком случае, тем, с родителями которых мы общались) вообще не свойственны капризы на тему «не хочу идти в сад».

– Когда Сережа по каким-то причинам остается дома, он устраивает нам скандалы! Идет в прихожую, достает верхнюю одежду, одевается и таким образом демонстрирует, что он уже готов, – ведите в детсад, – улыбается мама мальчика.

Выпускники – особая гордость

Прежде чем принять коррекционных детей, детсадовские педагоги прошли дополнительное специальное обучение. Впрочем, и сейчас для них организуются мастер-классы и семинары, позволяющие воспитателям учиться дальше. Сама заведующая год назад защитила диссертацию на актуальную для сада тему – социализация детей с ограниченными возможностями.

Несмотря на небольшой опыт работы с коррекционными детьми, у сада № 29 есть уже свои особенные выпускники – две девочки, одна из которых в этом году поступила в обычную общеобразовательную школу.

– Мы поддерживаем контакт с мамами наших выпускниц, – рассказывает Жанна Викторовна. – И знаете, у нас есть повод ими гордиться.

Напомним: во Владивостоке действует муниципальная программа «Доступная среда», разработанная по инициативе главы города Игоря Пушкарева. Ее задача – создать в городе максимально комфортные условия для маломобильных граждан. В столице Приморья оборудуют пешеходные дорожки тактильной плиткой, устанавливают звуковые светофоры, пандусы, закупили автобусы, предназначенные для перевозки колясочников, и т.д. Городские власти оказывают общественным организациям инвалидов помощь в виде грантов и финансовых выплат в рамках муниципальной целевой программы, поддерживают их мероприятия. Для особенных детей проводятся интересные акции, например, мастер-классы в проекте «Хрустальный мир» (в этой году такой мастер-класс закончился большим праздником для ребятни) и другие.

  

Автор: Лика ТКАЧЕНКО