Тряпичная душа царя Ирода

На выставке без названия всеобщая дружба народов и персонажей

26 окт. 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №4026 (162) от 26 окт. 2016

Лиричные, почти прозрачные краски батиков, яркие, фактурные гобелены – вот первые экспонаты, которые встречают посетителей этой выставки, почти что классические. И вдруг – огромная ростовая кукла Царя Ирода! А следом за нею – еще куклы, эскизы, декорации. Дух захватывает! Впрочем, на выставке художника, более 15 лет отдавшего работе в Приморском театре кукол, так ведь и должно быть – необычно, ярко, волшебно.

Выставка Людмилы Тимофеевой в музейно-выставочном комплексе ВГУЭС не имеет названия. Точнее, она называется «Без названия». И в этом оксюмороне есть что-то очень привлекательное.

Если в душе ты ребенок...

– Замысел очередной персональной выставки Людмилы Тимофеевой, художника удивительно разнопланового и творческого, – показать зрителю наиболее интересные работы разных лет, – объясняет куратор выставки искусствовед Ольга Зотова. – Это своего рода приглашение в творческую мастерскую, где рождаются идеи и создаются произведения искусства, где хранятся десятки листов с набросками, эскизами, рисунками. Потому и не старались мы уложить весь этот материал в прокрустово ложе концепции, что побудило дать выставке несколько лукавое имя. «Без названия» – как будто не сформулировал, о чем хочешь сказать. На самом деле нет формулировки для художника, для которого не существует границы между жизнью творческой и обыденной.

Полтора десятка лет работает Людмила Тимофеева в театре кукол. А до этого был опыт сотрудничества с театрами разных городов Дальнего Востока, но именно в том пространстве, где создается волшебство (театр кукол – самое волшебное место, разве нет?), и расцвел ее талант.

Самые яркие детские спектакли – «Рождество Христово», «Кентервильское привидение», «Чудесная история Сим Чхон», «Садко», «Чудеса на старой мельнице», «Буратино!» – и постановки для взрослой аудитории, к примеру «Панночка», были оформлены ею. А то, какие декорации, каких кукол придумала Людмила Александровна для этих и других спектаклей, можно увидеть на выставке. Увидеть – и изумиться! Ведь театральная кукла – это готовый образ, причем яркий, говорящий сам за себя. И в то же время кукла не может быть аляповатой или гротескной, если на то нет надобности… А представьте себе, что это значит – создать произведение искусства, которое будет работать по пять спектаклей в месяц!

– Чтобы создавать кукол и декорации к спектаклям театра кукол, обязательно нужно в душе быть ребенком, – уверяет Людмила Тимофеева. – Наш главный режиссер Виктор Бусаренко именно такой. Идеи декораций, оформления – его, он выдвигает свои пожелания, рассказывает, каким видит спектакль, какого типа куклы нужны: ширменные, перчаточные и так далее. Ну а я уже стараюсь прислушаться. Когда начинаю работу над куклой, над образом, отталкиваюсь и от пожеланий режиссера, и от литературного первоисточника, если он есть, и от пьесы. Вот во всем этом синтезе и рождается кукла.

Когда я только придумываю образ, работаю над эскизом, просьбы и пожелания актеров вообще не учитываются. А вот когда кукла уже почти готова, то есть у нее уже есть форма, вот тогда не просто иду навстречу актерам, а учитываю все их просьбы и капризы – ведь им потом с этой куклой работать часами.

Да, наверное, театральным художникам живется чуть сложнее, чем нетеатральным коллегам… Моя работа – рисовать и рисовать, искать, думать, реализовывать собственную и режиссерскую идею. Конечно, в театре есть свои нюансы: к примеру, надо обязательно успеть к дате сдачи спектакля. Но я всегда чувствую плечо своих коллег…

Самый удачный день

– Людмила Александровна, вы, конечно, учитываете тот факт, что спектакли театра кукол ориентированы на детей...

– Разумеется. Куклы для малышей должны быть понятными, а вот в спектаклях для ребят постарше можно и пофантазировать. Как в спектакле «Садко», например, там полет фантазии не ограничен…

В театре кукол я сделала около 30 спектаклей, многие из них действительно стали значимым явлением. Когда предложили сделать выставку, особенно некогда было раздумывать, из чего ее формировать, что показывать. Надо было успеть уложиться в сроки. Единственное, что решила сразу: хочу показать не только театральные работы, но и то, что делаю вне театра, – батик, гобелены. Точнее, делала. Когда начала плотно работать в театре кукол, времени на батик и гобелены стало не хватать. Но я нашла старые работы и добавила их в экспозицию. А театральные решила показать самые ударные, из любимых спектаклей.

Да, все куклы на выставке – именно те, которые участвовали в постановках, и я очень рада, что в нашем театре находят возможность хранить кукол, когда спектакль уже снят с репертуара, хотя у нас и места совсем мало, и вообще это непросто...

Тому, что Приморский краевой театр кукол сохраняет свои фонды, архивы, сегодня радуются все посетители выставки «Без названия». Рассматривают эскизы декораций, вспоминают те спектакли, которые уже не идут на сцене театра, например, удивительную, прекрасную, очень музыкальную и волшебную постановку «Кентервильское привидение» или мистическую, пронзительную до дрожи некукольную «Панночку». Кто-то принимает решение сводить внуков или детей в театр, а кто-то – привести их на выставку, ведь наверняка детворе будет интересно взглянуть на кукол вне театра…

– Тот день, когда к нам пришла работать Людмила Тимофеева, можно вполне назвать одним из самых удачных, – говорит главный режиссер театра кукол Виктор Бусаренко. – Она удивительно чуткий, талантливый художник, и нынешняя выставка раскрывает всю многогранность ее таланта. Здесь царит атмосфера творчества, даже волшебства, и это ощутит каждый, кто зайдет в зал…

       

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ