Гимназия расширяет возможности

Чего ждать от слияния учебных заведений

14 апр. 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №3918 (54) от 14 апр. 2016
0a8acbb773f97946e99ee3dc72b9d71b.jpg

Гимназия № 1 – знаковое учебное заведение Владивостока. Она расположена в историческом здании; здесь работают прекрасные педагоги; выпускники гимназии стабильно получают высокие баллы на ЕГЭ, а ученики занимают призовые места во всероссийских и международных конкурсах; в ней учатся дети со всего города – от Тихой до Садгорода. В скором времени гимназию ожидают серьезные перемены. 

Как сообщили в управлении по работе с учреждениями образования администрации Владивостока, уже подготовлены и находятся на стадии подписания документы, согласно которым в ближайшем будущем гимназия № 1 и средняя школа № 75 Владивостока (расположена на ул. Нерчинской, 32) станут одним общеобразовательным учреждением. С какой целью это делается, корреспонденту «В» рассказали в самой гимназии.

В тесноте, да не в обиде?

– Необходимость такого шага назрела давно, – объясняет Елена Артеменко, директор гимназии № 1. – С введением федеральных образовательных стандартов, с вступлением в силу нового закона об образовании нашей гимназии не хватает площадей для выполнения всех требований закона. Как известно, в течение нескольких лет все школы России должны перейти на обучение в одну смену. У нас такой возможности нет физически.

Поэтому мы обратились к администрации Владивостока, в управление образования, с просьбой присоединить нам еще одно здание, поскольку наше не в состоянии принять детей в одну смену.

История нашей гимназии показывает: дети в ней всегда учились в две смены. И учеников было много: 1000 и больше. Но сегодня соответствовать новым требованиям мы не можем. Ресурсы исторического здания, в котором мы находимся, для дальнейшего развития закончились. Мы все, что могли, уже используем. Если раньше достаточно было промежутка между первой и второй сменой, чтобы провести работу факультативов, дополнительные занятия, то сегодня требования федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) предполагают до 10 часов внеурочной деятельности, которую мы обязаны обеспечить всем школьникам. А ведь уже начиная с пятого класса у наших учеников полноценная неделя с шестью уроками. И по сути, никакого перерыва между сменами нет, точнее, нет свободных кабинетов. Первая отучилась – пришла вторая, а все факультативы, все проекты и другие мероприятия проходят в библиотеке, в рекреациях, в актовом зале… И нам просто необходимо, чтобы дети учились в первую смену, а вторая половина дня у них была посвящена внеурочной деятельности – исследовательской, проектной. Это ненормально, когда ученик уходит из школы в 19.30, отсидев шесть уроков, а потом еще готовится к классному часу, обсуждает с одноклассниками проект. Утром заняться внекласcной работой он не может, потому что во всех кабинетах идут уроки первой смены.

Сегодня мы готовы сделать гимназию школой полного дня, учиться только в одну смену, а вторую половину посвящать реализации идей по ранней профилизации детей, по проектной деятельности. И для этого необходимо, чтобы ребятам было где собраться.

Нам как воздух необходим комфортный режим работы. И детям, и педагогам. Как сказала одна моя коллега: «Я учитель японского языка высшей категории с 15-летним стажем, обожаю свой предмет, неужели вы думаете, что я мечтаю заниматься в лаборантской среди скелетов?». А это так и есть: чтобы разделить класс на пять групп по языкам, мы вынуждены проводить занятия в непрофильных кабинетах. Между тем не так много школ в России, где одновременно изучают пять языков…

Мы хотим поставить современные лингафонные кабинеты, но для этого класс должен быть только лингафонным и не использоваться для уроков химии, например, или истории.

Да наши учителя просто мечтают, когда они уже переедут в школу № 75, где у них будет свой кабинет, будет возможность реализовать все имеющиеся идеи и проекты, не задерживаясь при этом в школе до позднего вечера…

– У нас нет (его изначально не было) спортивного зала, – вступает в разговор заместитель директора школы Лариса Букина. – Когда-то под него переделывали актовый зал и тогда столкнулись с другой проблемой: не стало актового зала. Актовый зал расположен на четвертом этаже, нашему зданию 115 лет. Где нам заниматься физкультурой, учитывая все требования ФГОС? Да, наши дети ходили в Дом физкультуры, но это не выход. У нас нет спортивной площадки, есть пятачок возле школы. Дети занимаются физкультурой в рекреациях. Для нас это очень болезненный вопрос: мы можем не получить лицензию, если не предоставим ребятам возможность полноценно заниматься физкультурой три часа в неделю.

Поглощение во благо

Словом, проблем, связанных с нехваткой помещений, у гимназии накопилось немало и они требовали решения. Причем не в отдаленном, а в самом ближайшем времени. Тем более что именно это учебное заведение (по логике вещей) должно легче всего переносить перемены. Ведь за гимназией № 1 закреплен микрорайон, как и за любой другой школой. Гимназия расположена в самом центре города, где не так много жилых домов. Сегодня, к примеру, здесь с 1-го по 11-й класс обучается только 157 детей, которые пришли именно по месту жительства. Остальные – это учащиеся, живущие в самых разных микрорайонах Владивостока. Поэтому, когда решение проблемы было найдено, коллектив гимназии № 1 отнесся к нему с энтузиазмом и собрался существовать в двух корпусах.

– Самое ближайшее к нам здание, подходящее по всем параметрам и построенное именно как здание школы, – это школа № 75. На сегодняшний день там обучается не так много детей, чуть более двухсот, а само здание огромное, мы можем его использовать на общее благо. Хочу уточнить, – говорит Лариса Букина, – что речь идет не об объединении, а о поглощении одного учреждения другим. В данном случае о поглощении гимназией № 1 школы № 75. В свое время это была наполненная и сильная школа. Но сегодня, увы, она не пользуется популярностью в образовательном сообществе, хотя там работает очень хороший педагогический коллектив. Но вот так сложилось. Кстати, мы посчитали, что детей, которые живут в микрорайоне, закрепленном за школой № 75, но учатся у нас, тоже около 160.

В соответствии с законом мы готовы предложить и учащимся, и педагогическому коллективу школы № 75 продолжить сотрудничество с нами, то есть перейти к нам учиться и работать.

На данный момент мы просчитываем, каким образом будем согласовывать программы, чтобы ребятам, которые, допустим, 9 лет учились по одним программам, дать возможность завершить обучение в привычном режиме. Легко перестроить на гимназическое обучение, например, 2, 3, 6 или 7-й классы, а вот стоит ли переводить на эту систему 4-й или 9-й – выпускные? Все это сейчас обсуждается, ищем решения.

Предстоит и серьезная работа с педагогическим коллективом школы № 75. У каждого из педагогов свои пожелания – нам придется притираться друг к другу.

– Когда у нас появится второе здание, мы получим возможность учиться в одну смену, – отметила Елена Артеменко. – Положительные перемены тут же ощутят все ученики. Старшеклассники, к примеру, смогут многие исследования, лабораторные работы по физике, химии, биологии проводить в школе. Сегодня у них такой возможности нет, потому что лаборантские заняты. И таких примеров масса, но мало кто из родителей задумывается над этим, к сожалению. Многие привыкли жить по накатанной и не думают о завтрашнем дне, а мы понимаем, что если сейчас не сделаем шаг вперед, то завтра будет поздно. Как не задумываются, например, те же мамы с папами, что наша центральная дверь выходит прямо на дорогу и поэтому постоянно закрыта, а дети идут в школу через боковой вход.

Школа № 75 идеально нам подходит. Это здание строилось как школа, его не надо перепрофилировать или приспосабливать. Сейчас она не заполнена учениками на 100 процентов, многие кабинеты там пустуют.

Но там есть прекрасный спортивный зал, можно создать несколько мини-залов для занятия танцами, тренажеры установить, сделать борцовский зал. Нужно только довести до ума уже имеющиеся площади!

Переезд растянется на годы

– Как вы предполагаете распределить: кто останется в здании гимназии, кто уйдет в школу № 75?

– Это будет поэтапный переход, – разъясняет Елена Артеменко. – В перспективе туда уйдет младшая школа и часть средней – до 6 – 7-го класса включительно. Там ребята будут заниматься полный день – с продленкой, спортивными секциями и так далее. В здании гимназии останутся старшеклассники.

Разумеется, есть проблемы. Сегодня родители, особенно начальных классов, занимающихся во вторую смену, категорически не хотят ничего менять, уходить из этого здания. Заставлять их мы не можем. Так что в целом переход может затянуться примерно на шесть лет. Мы можем предложить родителям ребят 2 – 6-го классов перейти учиться в здание на Нерчинской, 32. Те, кто не захотят, будут учиться здесь во второй смене. Но набирать в первый класс, принимать во 2 – 6-й мы будем только в здание на Нерчинской. Таким образом, через шесть лет все же постепенное разделение состоится. Что касается школы № 75, то в ней останутся уже имеющиеся 1 – 6-й классы, 8-го там просто нет, а 9 – 11-й перейдут учиться в здание гимназии.

– Насколько я понимаю, у вас большие планы.

– Огромные! – говорит Лариса Букина. – Мы так давно задыхаемся в пространстве, которое используем на все сто процентов и из которого уже ничего не можем выжать, что мечтаем, как заживем, что реализуем, когда у нас появится возможность. Например, мы сразу наберем еще один пятый класс, чего раньше ну никак сделать не могли.

В школе № 75 три спортивные площадки, представляете, какими они станут, если ими заняться всерьез? Сейчас, в связи с тем, что они не востребованы, в преображение этих площадок финансы не вкладываются. Ситуация изменится, когда придем мы. А мы умеем зарабатывать деньги на разных грантах, за последние годы мы 4 миллиона получили именно грантовой поддержки, не говоря уже о том, что наши педагоги постоянно выигрывают аппаратуру для кабинетов в разных конкурсах.

Мы мечтаем расширить после появления второго здания количество профильных классов, добавить, например, филологический и эстетический, чего сегодня просто не можем себе позволить.

Надеемся, что все получится. Это поглощение не должно пугать родителей, мы изучали опыт таких слияний в разных городах.

– Ситуация достигла максимума, – говорит директор гимназии № 1 Елена Артеменко, – историческое здание надо спасать, гимназии надо развиваться, и учредитель в лице администрации Владивостока нашел приемлемое и вполне подходящее решение. Конечно, наиболее сопротивлявшиеся переменам родители выдвигали всякие идеи типа «а пусть нам передадут вон то здание или вон то», «не принимайте новых учеников», «давайте оставим по одному классу по 25 человек» и так далее, но это даже не может быть рассмотрено. Ну, предположим, мы оставим по одному классу. И какой педагог согласится работать при такой нагрузке? Вы понимаете, какая у них получится зарплата? Или предполагается, что каждый предметник, как в сельской школе, навьючит на себя всю параллель с 5-го по 11-й класс и будет еще более нагружен, чем сегодня?

Поверьте, мы рассматривали самые разные варианты, но тот, что вступает в силу, самый оптимальный.

Вспомните, как объединялись вузы в ДВФУ, каким тяжелым был первоначальный этап, сколько людей было против – и как все пришло в норму, какими гигантскими шагами стал развиваться федеральный университет!

Да и во Владивостоке есть удачные примеры объединения: 41-го лицея и школы № 30, школы № 3 и лицея «Буревестник»… И многие востребованные школы, которые хотят развиваться, в которые родители хотят записывать своих детей, тоже стоят на пороге принятия решения о слиянии с менее популярными учебными заведениями. Чтобы в итоге образовалась школа, дающая своим ученикам все возможности для обучения по современным требованиям.

    

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ