Валерий Гергиев чудес не обещает

Но намерен превратить приморскую столицу в центр культурной жизни АТР

12 апр. 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №3916 (52) от 12 апр. 2016
523cca924c9cb7a5290014832747da29.jpg

Два народных артиста на одной сцене – да каких! Увидеть в одном спектакле, как играет Константин Хабенский и как дирижирует Валерий Гергиев, – это не просто удача, это редкое везение. И юных владивостокцев – детей из школ искусств и кадетского училища, приглашенных на благотворительный концерт оркестра Мариинского театра, можно действительно считать везунчиками.

Симфоническую сказку Сергея Прокофьева «Петя и волк» Валерий Гергиев и Константин Хабенский провезли по многим городам России. В Год Прокофьева это один из самых важных для театра проектов.

Сказка с удовольствием

– Я стараюсь получать удовольствие от того, что делаю, и «Петя и Волк» не исключение, – сказал на пресс-конференции Константин Хабенский. – У Мариинского театра особая программа, посвященная этому произведению: раз в месяц они приглашают известных, знаменитых людей из разных сфер жизни – от искусства до спорта, которые выступают вместе с оркестром и читают своего «Петю и волка», и у каждого эта сказка имеет свое звучание. Мне было приятно принять участие в таком проекте, тем более после того, как сказку читал Евгений Миронов, подхватить за ним эстафету. Не скажу, что это просто, ведь надо знать музыкальную партитуру, вовремя вступать в процесс, вливаться в него. Здорово, когда в зале много детей: они живо и непосредственно реагируют на происходящее…

– Я очень рад возможности побывать снова во Владивостоке. У меня было ощущение, что сегодня в зале были абсолютно счастливые слушатели. Величие Сергея Прокофьева еще и в этом: он умел писать для детей, не только для взрослых, – добавил Валерий Гергиев. – Проект «Петя и волк» мы будем продолжать, и не только в этом году, но и в дальнейшем. Сказка обладает удивительной магией, ее воспринимают и взрослые, и дети…

Мы с оркестром Мариинского театра уже в пятый раз во Владивостоке и трижды в этом году еще приедем.

Моя цель – чтобы здесь, на нашей Приморской сцене (мы иногда называем ее «Мариинкой-4», но не по важности, а просто по счету, по тому, как появлялись в нашем театре здания), все чаще выступали известные, знаменитые артисты, причем не только из России. Также мне хотелось бы, чтобы на этой сцене появлялись лучшие спектакли. Я многого жду от работы Алена Маратра, который ставит у вас «Волшебную флейту» Моцарта. Причем это не перенос нашего спектакля из Санкт-Петербурга, а новая, приморская так сказать, постановка. Уверен, он найдет новые краски и идеи с учетом специфики именно Приморской сцены и спектакль будет иметь долгую счастливую сценическую жизнь.

Замечу, что вся наша работа в Санкт-Петербурге сегодня строится с учетом того, что происходит здесь, во Владивостоке. Поверьте, это большой труд множества людей. Надеюсь, что скоро вы и мы увидим результаты этого труда.

Академия Вагановой. Владивостокский филиал

Нет ничего удивительного, что большую часть пресс-конференции Валерий Гергиев говорил о Приморской сцене Мариинского театра. Эта тема волнует и самого маэстро, и общественность. Поэтому любой вопрос в итоге сводился к тому, какое будущее ждет нашу оперу и наш балет.

– Как получилось, что так совпало: вы и Сергей Прокофьев?

– Я бы ни за что не стал ставить себя даже рядом с таким титаном… Это один из моих кумиров. И правда, Мариинский театр знаменит изучением и живым исполнением большого количества произведений Прокофьева. Даже по исполнению такой, казалось бы, простой вещи, как «Петя и волк», можно понять, что перед вами оркестр, который знает, как нужно играть Прокофьева. Это впитывается в поры, если хотите, когда коллектив, оркестр десятилетиями изучает, играет произведения композитора. И возникает особый дух исполнения…

– Но мы не только этого русского композитора любим – много играем Мусоргского, Чайковского, Римского-Корсакова… И возможности наши позволяют нам исполнять русскую музыку, показывать, к примеру, «Войну и мир» или оперу «Игрок» по Достоевскому в разных частях планеты. Кстати, думаю, что «Игрока» мы привезем во Владивосток в этом году, – говорит Гергиев.

Очень надеюсь, что во Владивостоке (при этом, поймите, я избегаю каких бы то ни было обещаний) в обозримом будущем уровень оркестра Приморской сцены усилиями Павла Смелкова, главного дирижера, достигнет если не таких же, то сопоставимых с оркестром Мариинского театра высот. Наша задача – обеспечить приезд сюда лучших режиссеров, певцов, сюда будут переходить лучшие спектакли – балетные, оперные – из Мариинского театра. Хотя возможности здешней труппы оперной и особенно балетной (и это сразу было ясно) не соответствуют нашим требованиям, но мы знали об этом с самого начала. Через несколько лет мы должны подтянуть уровень местных исполнителей, да так, чтобы разницу заметили и профи, и зрители. Но буду все же осторожен, чтобы через год меня не спросили, мол, а вот вы обещали… Но те, кто взялся за работу на Приморской сцене, отвечают в первую очередь передо мной, поэтому я надеюсь, что результаты их работы будут ощутимо успешными.

Очень надеюсь, что с сентября во Владивостоке при театре появится своего рода филиал академии Вагановой, при активнейшем участии наших специалистов. Это будет огромный прорыв. Ведь в балет надо приходить в 5–6 лет, с этого возраста начинать. И нам нужно растить кадры здесь, во Владивостоке. Мы говорили об открытии такого филиала в правительстве России, я предложил даже для начала использовать здание театра, чтобы вести здесь занятия… Но конечно, нам нужны будут земля, здания, чтобы создать школу и готовить кадры. И у нас есть поддержка, мы ее ощущаем. Через пять – десять лет все должны будут ощутить результаты такой работы.

Не бывает такого чуда, чтобы из ниоткуда в новом театре вдруг появилась прекрасная балетная труппа. Нужен длительный образовательный процесс, нужны десятилетия, чтобы собрать действительно сильную труппу.

Распахните залы для детей

– Валерий Абисалович, вы часто играете для детей?

– Да. Во время Пасхального фестиваля мы посещаем до 50 городов в России, стараясь приезжать туда, где мы еще не бывали, и даем 2 – 3 концерта в каждом. Так вот, один из них обязательно благотворительный, куда мы приглашаем детей.

Хочу сказать, что если нам удастся наладить во Владивостоке успешную работу филиала академии Вагановой, то на Приморской сцене появится гораздо больше детских программ. Сегодня в Питере к нам приходят классами в камерные залы и смотрят небольшие спектакли, рассчитанные именно на детей. Например, оперу «Великан», которую написал 9-летний Сережа Прокофьев. А вот на Приморской сцене для детей поставили «Бастьена и Бастьенну», ее написал 12-летний Моцарт. И когда у нас будут кадры, мы сможем здесь, во Владивостоке, поставить дело так, что будут приходить в небольшой зал 20 – 25 ребят и смотреть короткие спектакли, приобщаясь к великому искусству. Обязательно покажем на Приморской сцене балет «Бемби», кстати, который очень нравится детям Санкт-Петербурга. Привлекать подрастающее поколение в театр – это очень важно, даже важнее, чем понравиться взрослой публике. Я поставлю задачу Павлу Смелкову (главный дирижер и музыкальный руководитель Приморской сцены Мариинского театра), чтобы в перспективе каждый день несколько сот детей приходили в театр, например, на абонемент «Академия юного театрала». И такой процесс должен быть безостановочным.

Фестиваль во имя мира

– Состоится ли Дальневосточный фестиваль классической музыки?

– Разумеется. Он пройдет с 30 июля по 10 августа. Это рискованно большой срок: две недели удерживать внимание зрителя совсем непросто. Во Владивосток приедут российские, японские, южнокорейские, китайские артисты. Но будут исполнители и из Европы. Почему это важно? Вы живете в важнейшем, едва ли не самом важном для мира регионе, – в АТР. Если здесь будет по-настоящему интересное событие, оно разрастется в грандиозный фестиваль искусств – не просто музыкальный, а именно искусств, где будет и балет, и театральные постановки. И именно во Владивостоке. Для примера фестиваль «Звезды белых ночей» сегодня идет два месяца, там сотни спектаклей… А начинали когда-то с пяти дней.

Сейчас разрабатываем программу Дальневосточного фестиваля. У вас выступит великолепный Ким Ки Мин, потрясающий корейский артист балета, пригласим прекрасных японских пианистов. И разумеется, покажем в рамках фестиваля спектакли Приморской сцены. В некоторых из них выступят солисты Мариинского театра, между прочим, они не считают себя во Владивостоке уже гостями, чувствуют себя как дома. Конечно, перед артистами Приморской сцены станет задача играть на том же уровне и мы стараемся всю работу нацелить на это.

Недавно на заседании попечительского совета Мариинского театра, который вел президент России, мы едва ли не все время говорили о Владивостоке и Приморской сцене. И данные при Владимире Владимировиче обещания не можем не выполнить.

К тому же, на мой взгляд, такие фестивали, где встречаются артисты разных стран (а мы будем стараться приглашать во Владивосток артистов и из Северной Кореи), должны способствовать разрядке мировой напряженности, установлению дружбы между странами и народами. И это не красивые слова – это то, во что я верю. Языком театра добиться мира и согласия намного легче. В этом я уверен.

Справка «В»

Академия русского балета имени Вагановой – одна из старейших и уважаемых балетных школ мира. Среди выпускников академии Галина Уланова, Рудольф Нуреев, Михаил Барышников, Юрий Григорович, Джордж Баланчин…

    

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ