«Стряхнуть пыль с Пушкина»
Что получается, когда молодые артисты приглашают классика стать своим современником
«Ну ладно тебе… Ну что ты… Вставай, слышишь», – говорит Сальери Моцарту и тщетно старается поднять его с залитого водой пола… Дон Гуан ломится в закрытую дверь: а вдруг за нею Каменный гость?.. Под рефрен провокационного «Театрального рэпа» («Не дружи с нами, мальчик, не ходи в театр») уходит со сцены Скупой рыцарь… Да, читатель, таких «Маленьких трагедий» вы еще не видели. Но, право же, увидеть это стоит.
Спектакль «Пушкин. Размышления» поставили по знаменитому произведению Александра Сергеевича Пушкина молодые актеры Владивостока и студенты театрального факультета академии искусств Дарья Чураева, Ольга Рузманкина, Екатерина Мудрая, Ирина Женихова, Наталья Федоткина, Анастасия Якунина, Николай Тирищук, Влас Булатов, Герман Авеличев, Леонид Доценко. А в качестве режиссера выступил выпускник академии Марк Букин.
Как рассказывает Марк, спектакль создавался скорее методом коллективного творчества, чем режиссерской диктатуры. Творческая молодежь пообещала «стряхнуть пыль с Пушкина» и выполнять свое обещание взялась всерьез. Постановка получилась современной, экспериментальной, неожиданной, уж точно не рассчитанной на консервативный или заскорузлый вкус. Тем, кто привык ходить в театр на классику, чтобы насладиться шикарными костюмами и декорациями, париками и фижмами, на спектакле «Пушкин. Размышления» делать нечего…
– Идея спектакля возникла просто, – объясняет Марк Букин. – Я люблю Пушкина, это мой любимый автор, и мне всегда хотелось поставить именно его произведение. Кроме того, собралась отличная команда – люди, которые хотят работать и никогда не скажут: «Ой, я устала»… Отличный материал совпал с отличными людьми – так все и получилось.
С самого начала мы решили, что возьмемся за «Маленькие трагедии», поставим все четыре: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы». Авторы спектакля – мы все. То, что вы видите, – территория свободы. Это поиск – мой и актеров, бесконечный поток этюдов, мы что-то меняем на ходу, я не могу сказать точно, что сделают ребята на сцене в следующую минуту, потому что, хотя и есть у спектакля некое заданное направление, в целом это свободное плавание, возможность для вариаций. Мы создаем такое космическое поле, в котором уже не разобраться, что тут Пушкин, что Букин, что актеры… Наш спектакль – не диктатура, а коллективное творчество. Причем это относится и к сценографии, и к музыкальному оформлению. Я уже не помню, кто что принес, что предложил.
– Вы не боитесь говорить о том, что намерены «стряхнуть пыль с Пушкина»? ведь современное общество очень трепетно стало относиться к классике.
– Нет, не боюсь. Да, есть тенденция из классиков делать бронзовые статуи, святые мощи. А они были живыми, нормальными людьми, они любили жизнь! И мы не хотим говорить с классиком как с
Иоанном Крестителем, мы хотим видеть его как еще одного участника спектакля. Пушкин – он здесь, на сцене, с нами рядом, и мы можем с ним ругаться, спорить, соглашаться, любить его, главное – общаться!
Что же происходит на сцене? Этюды, импровизации, пластические постановки перемежаются со стихами великого русского поэта. Что поразительно, это смотрится удивительно органично! Кажется, «Маленькие трагедии» только и ждали, чтобы в них перестали видеть очерки из истории прошлых веков, чтобы слова Скупого рыцаря, Дон Гуана, Сальери зазвучали современно, актуально…
Интересно, что первые показы спектакля «Пушкин. Размышления» прошли на сцене академии искусств, а уже потом, выслушав мнения зрителей – коллег и преподавателей, Марк Букин и актеры решились перенести постановку на сцену театра молодежи и показать ее широкой публике. Шаг, что и говорить, смелый. Ведь театральные эксперименты понимают далеко не все. Но… волков бояться – в лес не ходить.
– Все просто, – убежден режиссер. – Пушкин не нуждается ни в каком осовременивании, он актуален всегда. В осовременивании, в иных подходах, иных приемах нуждается театр! Это наша твердая позиция. Мы старались сделать «Маленькие трагедии» такими, чтобы это были истории не про замшелое прошлое, а про сегодняшний день, про то, что волнует людей сегодня.
– Перед началом каждого спектакля вы проводите тренинг?
– Да. Перед каждой репетицией – час тренинга. Эту методику я получил от режиссера Павла Макарова, с которым мы работали над постановкой «Молоток».
– На кого рассчитан спектакль?
– На тех людей, которые готовы открыться, обнажиться и стать вместе с нами, образно говоря, голыми на сцене, раскрыть и обнажить душу.
Основной посыл спектакля – можно все. Нет правил, нет рамок. Это территория свободы. А чтобы свобода стала возможной, нужно стать голым, нужно снять с себя эти маски, ложь, лицемерие, эгоизм, содрать все это – и не бояться!
На сцене мы постоянно кого-то играем. А когда же у актера будет шанс сыграть себя? Выйти на сцену и быть честным, не надевать маску, не проживать чужую жизнь, прожить свою. В этом главная мысль спектакля. Театр – это игра, и это ключевое слово. Не надо к нему относиться убийственно серьезно. Давайте играть, как играли в детстве! Это было весело, классно, круто, в этом был драйв, кураж, свобода.
Спектакль «Пушкин. Размышления» будет идти на сцене театра молодежи и в январе, и в феврале. Так что шанс посмотреть на то, как молодые артисты говорят с Пушкиным и со зрителями на современном театральном языке, еще есть. Не упустите его.
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ