Эта музыка будет вечной
По произведениям композитора из Владивостока учат детей вся Россия и ближнее зарубежье
Недавно в Москве вышел диск детских песен «Пойте с нами» для детских эстрадных студий и театров песни, а в издательстве «Композитор» в Санкт-Петербурге – сборник «Звезды в рюкзаках». И у нас с вами есть повод для гордости: это работы приморского композитора и музыканта Владимира Синенко.
Владимир Синенко – из той категории людей, которых в любые времена уважительно называли подвижниками. Он преподает в Приморском краевом колледже искусств и ведет уроки музыки в обычной владивостокской средней школе. Согласитесь, здорово, когда учитель вашего ребенка – член Союза композиторов России. А еще он сотрудничает с театром ТОФ и пишет музыку, в том числе для хорового исполнения. Когда возникла необходимость (после ухода из жизни педагога детской школы искусств № 2 Николая Хлыбова, создателя прославленного хора «Мальчиши»), Синенко возглавил коллектив и, по сути, сумел спасти его от распада. Он влюблен в музыку и твердо уверен: человек, в душе которого живут гармония и чистые звуки, обязательно будет счастлив…
Душа просит этих песен
Нужно сказать, что вышедшие недавно диск и сборник песен далеко не единственные у Владимира Синенко. Во Владивостоке уже выходили его произведения – девять сборников. Но все это были издания местного уровня. Они, кстати, разошлись довольно быстро. Кроме того, многие песни Синенко растиражированы в Интернете, что-то увозили с собой его друзья, отправляясь в гости или перебираясь на жительство в западную часть России. Поэтому композитор стал часто получать неожиданные благодарности из разных концов страны. В результате у него и родилась идея выпустить сборник в одном из центральных издательств. На предложение из Владивостока откликнулось питерское издательство «Композитор».
– Работа затянулась на три года, потому что мне нужно было получить разрешение на публикацию от каждого поэта, на чьи стихи написаны песни, чтобы не были нарушены авторские права, – рассказывает Владимир Синенко. – Я связывался с вдовой Михаила Пляцковского Лидией Ивановной, с другими авторами и получал разрешения. Когда же все было готово, сборник вышел быстро. В него вошли песни, написанные в разные годы. Многие из них любимы музыкальными руководителями, хормейстерами, часто исполняются детскими коллективами. К примеру, песню «Птица-музыка» на стихи Михаила Пляцковского поют многие, даже детский хор в украинской Одессе, она вошла в хрестоматию по музыке для российских школ в качестве учебного материала для 5-го класса.
В сборник, признается композитор, отбирал только любимые, самые дорогие душе песни. Сейчас он работает над созданием нового сборника, который увидит свет в московском издательстве.
В ответ на вопрос, насколько «Звезды в рюкзаке» оказались востребованными, Владимир Иванович улыбается:
– Очень! Тираж расходится хорошо. Кто-то покупает, потому что видит песни, которые хорошо подходят для детского хора. Кто-то берет, потому что знает и ценит мое творчество. У меня были заказы из Казахстана, Белоруссии. Хормейстер из Петропавловска (есть такой город в Казахстане) написала: «Мы постоянно поем ваши песни, детям очень нравится их исполнять». Часто заказы присылают мои бывшие студенты, которых жизнь разбросала по всей России. Одна такая студентка пишет: «Я скучаю по вашим песням, душа просит. Помню, как мы их пели, и такое светлое чувство наполняет меня…» Это очень приятно.
Детскому хору постоянно требуется обновлять репертуар, петь много, петь разные песни. Поэтому сборник – дело нужное. Тем более что еще несколько лет назад нотных сборников практически не издавалось, руководителям приходилось обновлять репертуар по принципу «где-то услышал, где-то нашел, ноты подобрал», – объясняет Владимир Синенко. – В последнее время интерес к хоровой культуре, в том числе благодаря и таким проектам, как сводный детский хор под руководством Валерия Гергиева, стал возрождаться. Кстати, в хоре, который выступал на Олимпиаде в Сочи, пели и двое ребят из «Мальчишей». Это так вдохновляет! Я горжусь, что три года руководил этим хором, мне очень нравится и нынешний его руководитель Алла Андреева.
Так вот, издательства тоже поняли направление движения и стали выпускать больше детских сборников. Кроме того, одно из московских издательств уже давно целенаправленно выпускает компакт-диски детской серии «Пойте с нами». Они удобны тем, что там есть и плюсовки, и минусовки. И значит, руководителям хоров, детских коллективов можно, к примеру, на выездах, на выступлениях на открытом воздухе не волноваться по поводу того, как организовать музыкальное сопровождение, где взять инструмент. Просто включил диск – и пошла музыка, а хор поет. Очень удобно…
К слову, все 13 оркестровок на диске приморского композитора высококачественные – это студийные записи многих песен, которые он считает лучшими. Некоторые из них записаны театром детской песни «Талисман» из Москвы.
Научить музыке – научить любви
Как учитель музыки, Владимир Синенко знает, насколько востребованны такие диски. Ведь уже больше 30 лет он ведет уроки по программе «Музыкальная гостиная», которую разработал сам. Кстати, дороги, которые привели композитора в педагогику, – это тоже история подвижничества.
– В среднюю школу № 7 я пришел в 1985 году, меня туда направили от студии «До-ре-ми», чтобы организовать октябрятский и пионерский хор, вокальную группу старшеклассников, – вспоминает Владимир Иванович. – Это была интересная работа, и я взялся за нее с радостью. Работать с октябрятами вообще было одно удовольствие – малышня всегда более отзывчива. Мы даже организовали музыкальный театр!
В 1986-м я окончил институт и был призван в армию. Служил в военном оркестре в Улан-Удэ. Дети писали мне письма, скучали… Так что после армии я вернулся туда без колебаний. И через пару лет задумался о преподавании музыки в школе, о приобщении детей к музыкальной культуре. Так и появилась программа «Музыкальная гостиная», рассчитанная на начальную школу. Она не подменяет собой уроки музыки, входящие в основную школьную программу, по сути, это внеурочные занятия, посещают их дети только по желанию. Впрочем, скажу сразу, что желающих немало.
Когда я над ней работал, самое сложное было вот в чем: не дублируя программу Кабалевского, по которой работают все школы, научить детей слушать музыку, говорить о музыке, рассуждать о ней, определять характер композиций, узнавать композиторов.
По этой программе к 4-му классу мы проходим уже очень серьезные темы, много говорим об исторических эпохах, о композиторах и произведениях разных времен, слушаем их. И вы знаете, сначала я боялся немного: будет ли интересно, понравится ли ребятам… Понравилось.
Вот в этом году мы с четвероклашками слушали григорианский хорал. Я думал: поймут ли? Это же Средневековье, так далеко от современных детей. Тем более запись сделана в храме, слышна акустика. А ребята слушали и восхищались: как красиво! Так что понимают, чувствуют!
Главная цель моей программы – не просто научить детей петь, чем часто грешат обычные уроки, а приучить их к классической музыке, научить понимать ее и разбираться в ней. Почему часто дети отторгают классику? Потому что не понимают. Просто не приучены.
Еще в 1-м классе мы много слушаем Чайковского, Грига, известные произведения Моцарта, Бетховена – тот же «Турецкий марш», «К Элизе». Эта музыка не просто красивая, она понятная, она ложится на душу. Потом постепенно начинаем слушать более серьезные произведения, доходим до Брамса, Генделя…
Вообще, у меня уроки включают семь-восемь разных блоков: слушаем музыку, обсуждаем и рассуждаем, поем. Мы много поем песен Крылатова, Шаинского, Чичкова. И с 1-го класса ребята говорят о том, что услышали, описывают свои эмоции, ощущения от музыки, ее характер. Знакомимся с инструментами народов мира, а потом и с инструментами симфонического оркестра. Родители мне рассказывали: ребенок прибегает и говорит, послушай, как по радио красиво звучит тромбон! Мама не знает, что такое тромбон, а он знает!
В том и задача программы – заинтересовать музыкой, показать, что она может приносить радость. Не хвастая, скажу, что дети, которые у меня занимаются, с огромным удовольствием слушают классику…
У кого-то может возникнуть вопрос: зачем сегодня детям уроки музыки, не лучше ли отдать эти часы, скажем, языку, математике или химии?
– Музыка – тот урок, который воспитывает душу, – убежден Владимир Синенко. – Математика, химия – это прекрасно, но музыка никогда не помешает. У меня есть множество примеров, когда мои ученики не связали свою жизнь с музыкой, но сделали ее частью жизни. Например, Саша Еременко. Отлично учился на информатике, с этим предметом жизнь и связал, но при этом играет на фортепиано и не собирается бросать. Другой пример – Роман Гнездилов из «Мальчишей». Он и футболом занимался, и пел в хоре. И продолжает петь. Оставаясь при этом спортивным парнем. Музыка еще никогда не была лишней, поверьте.
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ