Не приглашайте полицейских на ринг

Лингвистическая экспертиза угрозу не подтвердила. Но срок дали

21 авг. 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3791 (125) от 21 авг. 2015

Нарушение правил дорожного движения и словесная перепалка с инспекторами дорожно-патрульной службы (ДПС) обернулись для водителя… колонией-поселением. Хотя все могло закончиться административным штрафом.

Эта история, случившаяся в Находке, – наглядная иллюстрация известной поговорки о том, что от «тюрьмы и сумы» никто не застрахован. Некоторые имена и фамилии изменены. В основу публикации легли материалы уголовного дела и Приморского краевого суда.

Трое против одного

Первого июня 2014 года около шести часов вечера в районе улицы Владивостокской сотрудниками ДПС был остановлен автомобиль «Мицубиси-Паджеро» с тонированными стеклами. Причем лобовое стекло также было покрыто светоотражающей пленкой. Замер светопропускаемости передних стекол, произведенный здесь же специальным прибором, показал превышение допустимой нормы. За это нарушение правил дорожного движения полагался административный штраф в 500 рублей.

Кроме того, выяснилось, что у водителя «Мицубиси-Паджеро», Виктора Малашенко, не было при себе технического паспорта на машину и водительского удостоверения. По его словам, он забыл их в другой машине. Действительно, кого из нас хоть единожды не подводила память. Тем более если у вас не один автомобиль, а два или даже три. Как кому повезет в жизни. Но за отсутствие документов водителя отстраняют от управления транспортным средством, а автомобиль задерживают до выяснения обстоятельств.

Далее, судя по показаниям старшего инспектора ДПС Пшенникова, допрошенного на суде в качестве потерпевшего, произошло следующее.

– Водителем «Паджеро» оказался ранее мне знакомый Виктор Малашенко. Я знал его как опытного спортсмена, много лет занимавшегося единоборствами. И как неоднократного победителя соревнований. Когда Малашенко опустил стекло водительской двери, я ему представился, объяснил причину остановки и попросил предъявить необходимые документы. После чего водитель «Паджеро» повел себя неадекватно, стал громко высказывать свои претензии по поводу остановки машины и по поводу моих требований. При этом он нецензурно выражался. Я неоднократно просил Малашенко успокоиться, вести себя корректно. И продолжал настаивать, чтобы он вышел из машины. Ни я, ни другие сотрудники ДПС, дежурившие вместе со мной, никаких противоправных действий к Малашенко не применяли, – рассказал потерпевший.

При этом он забыл указать, что ситуацию вокруг «Мицубиси-Паджеро» фиксировал на видео мобильного телефона один из инспекторов ДПС. Позже эта запись появилась в социальных сетях. Ее и сегодня может посмотреть любой желающий и сравнить увиденное в Интернете с показаниями старшего инспектора ДПС Пшенникова. Кроме того, эта видеозапись не была представлена в суде.

Между тем у гражданина Малашенко иная версия случившегося. Он подтверждает, что был остановлен сотрудниками ДПС, когда передвигался на « Мицубиси-Паджеро» с затемненными стеклами. И на тот момент у него не было при себе водительского удостоверения и техпаспорта на автомобиль.

Из показаний в суде Малашенко В.С.:

– Пока я разговаривал с Пшенниковым, к моей автомашине подошли еще двое сотрудников ДПС. Они стали предлагать мне выйти из «Паджеро», но я отказался. При этом водительская дверь была открыта, и один из полицейских схватил меня за ногу, а Пшенников попытался надеть на меня наручники. Я вышел из машины и объяснил полицейским, что документы сейчас подвезут. Меня возмутила попытка вытащить меня из машины, поскольку я никакого сопротивления инспекторам не оказывал. Подтверждаю, что разговаривал громко, на повышенных тонах, потому что нервничал. Я был один, а инспекторов – трое. Предложил Пшенникову встретиться вечером в спортзале, где тренируюсь и я, и некоторые сотрудники полиции. Но он отказался.

Необходимые документы Виктору подвезли друзья через 15 – 20 минут после остановки сотрудниками ДПС. Поэтому «Мицубиси-Паджеро» не отправили на стоянку временного задержания.

Поджог усилил подозрения

В этот же день, около 9 часов вечера, Малашенко дождался старшего инспектора ДПС Пшенникова около здания отдела полиции и вновь спросил, на каком основании патрульные вытаскивали его из машины. Они были знакомы, и эта встреча была вполне естественной. Пшенников отмолчался. Тогда Малашенко предложил ему «пойти в спортзал и вместе потренироваться, так как в спортзале, который он посещает, часто тренируются полицейские». Старший инспектор отказался от «тренировки». Он понимал, что против мастера по спортивным единоборствам не устоит. И ушел домой вместе со своими коллегами, чье дежурство к тому времени закончилось.

И здесь можно было бы поставить точку и не было бы уголовного дела, возбужденного в отношении Виктора Малашенко, если бы этой же ночью у старшего инспектора ДПС Пшенникова не сгорел личный автомобиль. Вспыхнул прямо возле дома как спичка – и потушить не успели.

Кто подпалил авто, до сих пор неизвестно. Но на следующее утро Пшенников подал рапорт, где в красках описал ситуацию с остановкой «Мицубиси-Паджеро» с тонированными стеклами. Его слова подтвердили товарищи по работе, дежурившие с ним в этот день. Они рассказали, что слышали, как Малашенко предлагал Пшенникову «снять форму и подраться». По словам полицейских, водитель «Мицубиси-Паджеро» высказывал угрозы в адрес Пшенникова: говорил, чтобы тот «ходил по улицам и оглядывался». После чего появилось заявление Пшенникова в полицию, а следом и уголовное дело, возбужденное по ч.1 ст. 318 УК РФ («Применение насилия в отношении представителя власти») в отношении Виктора Малашенко.

Суд не обратил внимания на расхождение в показаниях сотрудников полиции и не стал вникать в показания свидетелей со стороны обвиняемого, которые ставят под сомнение рассказы коллег старшего инспектора ДПС Пшенникова. На заседаниях суда Пшенников признал, что в разговоре с Малашенко он не почувствовал никаких угроз. Но понял, что они были, как только сгорела его автомашина. Тем не менее, Пшенников не смог назвать конкретных слов и выражений спортсмена, содержавших угрозу ему, его семье и имуществу.

Лингвистам на слово не поверили

Суд не принял во внимание акт лингвистической экспертизы, в которой эксперт ни слова не говорит об угрозе насилием в высказываниях Малашенко. При этом ни одной судебной инстанцией не принят во внимание вывод экспертизы о том, что «характер, срок наступления, а также исполнитель действий адресатом не конкретизирован». Иными словами, виновное лицо, в чьих высказываниях содержатся лингвистические признаки угрозы негативных действий по отношению к потерпевшему, экспертизой не установлено. Более того, никто из допрошенных на суде не говорил о конкретных угрозах со стороны Малашенко в адрес потерпевшего Пшенникова.

Также в судебном заседании не были добыты доказательства, свидетельствовавшие об угрозах применения насилия к сотрудникам полиции со стороны Малашенко. Тем не менее судья назначил Виктору наказание – 1,5 года колонии-поселения.

Кстати, на суде свидетель Частюлин, коллега Пшенникова, рассказал, что водители неоднократно предлагают сотрудникам ДПС снять форму и «поговорить по-мужски», но инспекторы уже на это не обращают внимания. До какого же состояния надо накалить человека, чтобы он предложил представителю государственной власти дуэль на кулаках! Если, конечно, не считать случая, когда водитель не дружит с головой или в стельку пьяный.

Понятно, что на дороге бывают непредсказуемые ситуации и нервы не у всех железные. Инспекторы ДПС во Владивостоке со смехом рассказывали автору этой публикации, как нарушители ПДД частенько предлагают им деньги, спиртное и даже секс за неоформление протокола. Но «выйти за угол поговорить» еще никто не предлагал. 

Автор: Сергей КОЖИН