И бронепоезд крепок, и пушки современны
Министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу отменил распоряжение своего предшественника Анатолия Сердюкова о ликвидации находящихся на вооружении армии четырех специальных дивизионов бронепоездов — «Байкал», «Терек», «Амур» и «Дон».
В военном ведомстве утверждают, что экипажи поездов готовы в любой момент выполнить оборонительные и наступательные задачи, которые перед ними поставит командование. К примеру, в период контртеррористической операции на Северном Кавказе с 2002 по 2009 год была создана целая группировка бронепоездов, которые были приписаны к железнодорожным войскам. Они отлично зарекомендовали себя в Чечне и Дагестане, когда требовалась охрана составов с боевой техникой и военнослужащими, чтобы избежать их подрыва боевиками.
Кроме того, бронепоезда оказались незаменимы для прикрытия саперов, участвовавших в разминировании железнодорожного полотна. Когда подрывники находили фугас под рельсами, его, как правило, взрывали на безопасном для поезда расстоянии, а поврежденный участок меняли на новый, поскольку в экипаж каждого поезда входила и ремонтная бригада, способная в считаные часы восстановить разрушенное полотно.
На территории Восточного военного округа также находится дивизион из трех бронепоездов. Он расположен на закрытой территории депо в Биробиджане – областном центре ЕАО.
Корреспонденту «В» однажды довелось побывать в расположении этой воинской части. Один из офицеров тогда рассказал, что мобильные и хорошо вооруженные бронированные поезда были востребованы в прошлом и пригодятся в будущем для выполнения специальных задач. Несколько десятилетий подряд они успешно несли службу на Дальнем Востоке, где на огромных и незащищенных пространствах охраняли мосты и железнодорожные перегоны вдоль советско-китайской границы от Хасана до Борзи.
Внутрь самого бронепоезда автора этих строк не пустили, но было и так видно, что в старых бронированных вагонах с башнями и бойницами установлено современное вооружение в виде зенитных установок, автоматических гранатометов и крупнокалиберных пулеметов. Как уверяли военные, при необходимости вооружение можно поменять и на более мощное – от дальнобойной артиллерии до реактивной системы залпового огня.
Броня вагонов защищает находящихся там бойцов от попадания 30-миллиметровых снарядов и пуль из автоматов и пулеметов. Имеется платформа с танковой башней для ведения кругового обстрела. Кроме того, используется оборудование, способное при помощи сильнейшего радиоэлектронного сигнала блокировать взрыв дистанционной бомбы, заложенной на железнодорожных путях.
Конечно, во время масштабной современной войны бронированный поезд никакой оборонительной или наступательной функции выполнять не может. Однако он идеально подходит для уничтожения террористических и бандитских групп, вражеских десантов, которые действуют в районах железнодорожных путей, для эвакуации раненых, для проведения операций по разминированию и для охраны мостов.
Автор: Николай КУТЕНКИХ