Как притягателен ночной Владивосток…

Тысячи огней на магистралях, архитектурная подсветка зданий – визитная карточка вечернего города у моря

19 авг. 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3789 (123) от 19 авг. 2015
bfe54a63d2b2559926a7eb8bcaf7d2eb.jpg

В течение последних восьми лет в электрическом хозяйстве приморской столицы происходили процессы, которые в корне изменили ночной облик города и вывели систему его освещения на совершенно новый уровень.

Умножение света

Электрическое хозяйство Владивостока переступило через важную черту – пройден порог «достаточности». По поручению главы города Игоря Пушкарева силами МУПВ «Владивостокское предприятие электрических сетей» должное освещение появилось во всех микрорайонах города, подсвечены все жилые массивы. Массовый «заказ на свет» удалось выполнить, и теперь специалисты ВПЭС, в чьем ведении вся тепловая и электрическая инфраструктура приморской столицы, перешли к активному использованию художественной стороны света в скверах, парках, на набережных и к контурной архитектурной подсветке зданий.

Сначала немного статистики. Электрическое хозяйство города впечатляет. В зависимости от времени года сети наружного освещения в сутки потребляют от 38 тысяч кВт (летом) до 65 тысяч кВт (зимой). Сегодня в ведении специалистов ВПЭС находится более 45 тысяч светильников, 412 пунктов питания, 700 километров кабельных и воздушных линий.

За счет ввода в эксплуатацию новых объектов городской инфраструктуры и передачи их на баланс предприятия названные выше цифры ежегодно увеличиваются. Хозяйство огромное и требует постоянного контроля, слежения и стабильности 24 часа в сутки, семь дней в неделю.

Более 45 тысяч светильников – это достижение не одного года. Еще в не столь далеком 2007 году их количество едва ли превышало 3 тысячи. Однако в 2008 году избранный главой Владивостока Игорь Пушкарев распорядился начать системную и масштабную работу по введению в строй новых сетей и замене старого, изношенного оборудования – от установки светильников, опор, перетяжки кабелей, замены голых проводов на самонесущие изолированные (СИП) до пунктов питания и ввода новой системы автоматизации.

Внушают уважение не только масштабы, но и темпы введения нового оборудования. В год запускалось по 4 – 5 тысяч светильников. Таким образом, их общее количество за восемь лет возросло более чем в десять раз. Что абсолютно показательно.

В своем деле ВПЭС лучшее

Развитие электрической сети Владивостока, увеличение эксплуатируемой базы и потребляемой мощности невозможно представить без проведения политики экономии, энергоэффективности, без внедрения современных технологий.

Гордость Владивостока – система автоматизации уличного освещения. Это уникальный проект. С его помощью диспетчеры могут видеть, как работает практически все электрическое хозяйство города: фонари, пункты питания и т.д. – в режиме реального времени. Это оптимизирует работу ремонтных бригад. Система следит за мощностью объектов. Если где-то она падает, значит, число рабочих светильников на линии уменьшилось. На место направляется мобильная бригада специалистов, которые проверяют конкретный участок, смотрят, нет ли обрезов, выявляют проблемную опору и исправляют неполадки.

Ведется контроль пофазных нагрузок и, что немаловажно, визуальное наблюдение за доступом в пункт питания, дабы людям посторонним, имеющим отнюдь не благие цели, не удалось очутиться внутри до того, как их встретит наряд охраны.

Включение всей системы освещения города теперь происходит одновременно. Все скверы, фасады, улицы зажигаются (и гаснут), включается подсветка фонтанов с разницей в одну-две секунды.

В апреле 2013 года владивостокская система автоматизации была представлена на Международной промышленной выставке-ярмарке в Ганновере (Hannover Messe, Германия). Причем Владивосток был приглашен на ганноверскую выставку принимающей стороной, Германией, как победитель Общероссийского конкурса по системам автоматизированного управления наружным освещением.

Во-первых, эта система – не план на бумаге, не реклама того, что можно сделать, а реализованный проект. Во-вторых, нововведение принесло вполне конкретные результаты в области функциональности, надежности, энергетической эффективности наружного освещения. Наверное, именно поэтому данный инновационный продукт вызвал большой интерес как у зарубежных экспертов, так и у членов делегаций других российских городов, промышленных предприятий. На выставке владивостокским стендом заинтересовались представители Москвы, Красноярска, Чебоксар и других городов. Удивление организаторов и участников вызвало то, что такой инновационный продукт появился не в столице страны, а именно у нас, во Владивостоке.

Ворота в Азию

Уличное освещение, подсветка водных объектов города, их развитие и эксплуатация – только часть работы ВПЭС. Есть и другая сторона, обращенная к эстетике. Владивосток – это окно в Азию. Сделать улицы просто светлыми мало. Их надо сделать еще и интересными, внести «электрическую лепту» в создание культурного образа приморской столицы, чтобы ее жителям и гостям было приятно и комфортно гулять здесь не только днем, но и ночью.

И в этом отношении Владивостоку есть что предложить. Это и подсветка самых высоких деревьев на въезде в город – в районе остановки «Заря». Это и сияющая тысячами стробоскопов вышка на Орлиной сопке. Кстати, стробоскопов в ней больше, чем в Эйфелевой башне.

Ночной подсветкой радуют знаменитые архитектурные сооружения города: старинные здания Главпочтамта, «Серой лошади» и другие.

Сейчас актуальность приобретает контурная подсветка домов. Недавно подобным образом был освещен район Чуркина. Затем внимание специалистов ВПЭС переключилось на противоположный берег бухты Золотой Рог. В прошлом году – к 155-летию города – контурная подсветка появилась на Первой Речке, на улицах Баляева, Жигура и других. Таким образом, соблюдена эстетическая справедливость. Если раньше только жители центра могли наблюдать красивую контурную подсветку Чуркина, то теперь и жители Чуркина могут любоваться ночной иллюминацией центра. И то и другое прекрасно видно с моста через Золотой Рог. Многие жители взяли за правило совершать ночные автомобильные прогулки по городу, освещенному «художественным» электричеством.

У энергетиков Владивостока есть видимый и невидимый фронт работ. Если говорить о первом, то ночной Владивосток должен смотреться не хуже Токио или Гонконга. Если о втором, то электрические сети должны работать надежно и качественно, как швейцарские часы, чтобы обычный потребитель даже не задумывался, кто и как обеспечивает его электричеством.

     

Автор: Сергей ПЕТРАЧКОВ