Шансонье с гармошкой

Почему самобытный музыкант из Чугуевки, восхищавший французов, американцев и известных российских режиссеров, неинтересен родному Приморью?

12 авг. 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3785 (119) от 12 авг. 2015

В середине июля в поселке Южно-Морском, что под Находкой, прошел фестиваль бардовской песни «Горизонты Высоцкого», посвященный легендарному актеру, поэту и певцу. Среди прочего там планировалось выступление лауреата 1-го Всероссийского фестиваля имени Владимира Высоцкого – шансонье из поселка Чугуевка Дмитрия Пучкова.

Увы, приезду музыканта на песенный праздник помешали неотложные дела. Но корреспонденту «В» удалось встретиться с Дмитрием накануне Дня памяти Владимира Высоцкого, который отмечается в России 25 июля.

«Так могут петь только русские»

Выпускник Уссурийского культпросветучилища, талантливый гармонист, автор песен и исполнитель Дмитрий Пучков для Владивостока темная лошадка. Его имя не встретишь на афишных тумбах, его песен нет в ротациях местных радио-станций. Даже на радио «Шансон». Хотя в 1990 году, еще во времена СССР, он записал именно в жанре шансон альбом собственных песен «Обращение», имевший немалую популярность на территории Приморья.

А 27 февраля 2009 года Пучков очень удачно дебютировал на сцене Приморской краевой филармонии: на концерте американского джазового квартета The Neighborliness он исполнил вместе с американцами под гармонь русскую «Песню о друзьях» а-ля шансон. Публика, потрясенная его проникновенным пением, что называется, до глубины души, провожала Дмитрия долгими аплодисментами. Когда овации стихли, солист и саксофонист The Neighborliness Джон Уинн, пожимая руку довольному гармонисту, публично признал, что «русские песни могут петь только русские». А кто бы сомневался!

Некоторое время спустя, 1 апреля 2009-го, шансонье с гармонью успешно выступил (опять-таки на сцене краевой филармонии) в совместном концерте с вокально-инструментальным ансамблем «Форт Росс» под управлением Виктора Александрова. Их программа «Корабли постоят» была посвящена Владимиру Высоцкому, которого Дмитрий боготворит и чьи песни самозабвенно поет, аккомпанируя себе на гармошке.

По иронии судьбы в тот же день во Владивостоке гастролировал Филипп Киркоров. И, как рассказывали работники билетных касс, билеты на «ненавистника розовых кофточек» расходились со скрипом. Между тем на концерте Дмитрия Пучкова и ВИА «Форт Росс» был аншлаг. Что вполне объяснимо. Во-первых, не секрет, что интерес к персоне скандального «короля поп-сцены» в наших краях давно пропал, из-за чего его концерты неоднократно срывались («В» об этом рассказывал). Во-вторых, местные таланты пусть и не были такими звездными, как Филипп Бедросович, зато пели в Большом зале филармонии и цена билета на программу «Корабли постоят» не превышала 200 рублей. А билеты на шоу Киркорова стоили от 2 до 6 тысяч рублей. И выступал он… в цирке! Наверное, в честь Дня смеха. Комментарии, как говорится, излишни…

Прошли годы, с той поры о Дмитрии Пучкове ни слуху ни духу. Будто бы и не было тех памятных выступлений.

– Никуда я не делся, как жил в своей Чугуевке, так и живу до сих пор, – говорит Дмитрий. – Здесь прошло мое детство, хотя родился в городе Тейково Ивановской области… Почему не выступаю во Владивостоке? Потому что не приглашают. Наверное, организаторам концертов проще и выгоднее ангажировать иностранную звезду за большой гонорар, чем позвонить мне в Чугуевку и оплатить дорогу… Я с гармошкой не расстаюсь с пяти лет. Неплохо пою и играю на гитаре. Эта любовь к музыке у меня от отца, он был классный гармонист. Сколько себя помню, всегда мечтал стать артистом. И как только мне исполнилось 18 лет, взял гармонь и поехал в Москву. Я знал, что у меня в жизни что-то получится, так как был уверен в своих силах.

Лучший вуз – Арбат

В Москве Дмитрию посчастливилось сняться у режиссера Вадима Абдрашитова в массовке фильма «Слуга». На съемочную площадку он попал по объяв-лению, которое случайно услышал по радио: мол, нужны фактурные статисты. Он пришел – и ему сразу доверили роль гармониста. Фильм имел огромный зрительский успех. Но Пучков не увидел себя на экране, поэтому первый личный контакт с кино его разочаровал.

Потом три года он постигал актерское мастерство. Но не в аудиториях ВГИКа или Щукинского училища, а… на Старом Арбате и в подземных переходах столицы. Это были перестроечные времена, когда уличные музыканты были в опале. Случалось, что милиция забирала у парня гармошку-кормилицу, но позже возвращала. Иногда в «обезьянник» попадал и он сам. Из плена выручали друзья.

– Ни одно музыкальное или театральное училище не дало бы мне столько, сколько дал Арбат. Я считаю, что творческие училища – это печать, рамки. Там всех учат по одной кальке без оглядки на публику. А Арбат научил меня работать со зрителем, быть раскрепощенным на сцене. Благодаря московским улицам и переходам и началось мое восхождение на музыкальный Олимп, начался мой рост как артиста, – вспоминает Дмитрий.

Однажды, в 1991-м, когда он музицировал на Арбате, к нему подошли французы и предложили поработать в русском ресторане на юге Франции, в Тулузе. Все расходы французы брали на себя. Отказаться от такого предложения мог только сумасшедший.

В Тулузе Дмитрию подфартило еще раз: на него обратил внимание известный шансонье Жак Ишлин. Он вместе со своими музыкантами зашел поужинать в русский ресторан, где в это время наш герой наяривал на гармошке. Песни Владимира Высоцкого, конечно же, тоже были в репертуаре. Жак и его друзья, покоренные игрой и пением Дмитрия, забыли об ужине и тут же устроили джем-сейшен. Благо инструменты в ресторане имелись.

Потом Ишлин организовал русскому гармонисту выступление в самом большом концертном зале Тулузы. У Пучкова был 40-минутный сольный блок в сборной программе из трех коллективов. Надо ли говорить, что французы – фанаты аккордеона – принимали его на ура.

– Успех во Франции закрепил во мне уверенность, что я на правильном пути, – признается Дмитрий.

Ревность Калигулы

Вернувшись в Москву, Пучков вновь попадает на Арбат и… получает приглашение сняться в исторической драме «Цареубийца».

В эту картину Дмитрий попал тоже случайно. Однажды в гостях у друзей он спел несколько песен для увеселения публики. На его счастье, среди гостей оказалась помощница режиссера Карена Шахназарова. Гармонист ей понравился, и она пригласила его на киностудию. При первой же встрече Карен Георгиевич сказал: «Будем снимать!»

На этот раз Пучкову дали роль одного из чекистов, охранявших обреченного Николая II и его семейство в доме Ипатьева.

Съемки проходили во Владимире в 1990 году. Партнерами Дмитрия на съемочной площадке были Олег Янковский, Армен Джигарханян и знаменитый английский актер Малколм Макдауэлл, прославившийся ролью кровожадного и сексуально озабоченного римского императора Калигулы в одноименном фильме Тинто Брасса (в СССР этот фильм был запрещен).

– Сначала меня пригласили в массовку, а потом перевели на эпизодическую роль. И дали учить текст. У меня были реплики с самим Макдауэллом! Они есть в фильме. Эти встречи с мэтрами кино я буду помнить всю жизнь. Особенно когда Макдауэлл на меня обиделся, – говорит Дмитрий. – А ведь я сначала отказался от съемок: был все еще под дурным впечатлением после фильма «Слуга»…

Как вспоминает Пучков, Макдауэлл приехал во Владимир со своей девушкой. Его пассия в съемках не участвовала, но следовала за ним буквально по пятам. Она была хороша собой и очень общительна с мужчинами, Калигула ее ревновал буквально ко всем, с кем она даже обменивалась взглядами. Актеры, зная слабость Макдауэлла, старались избегать контактов с его подругой. А Пучков в такие тонкости посвящен не был и однажды в присутствии британца сделал комплимент красавице. Мол, вы такая прекрасная и милая, что любой мужчина сочтет за честь быть рядом. Сказано это было по-русски, но стоявший рядом Макдауэлл все понял. Актер изменился в лице, у него испортилось настроение… После этого он неделю не общался с Дмитрием.

– Потом Малколм оттаял и, когда съемки закончились, мы расстались друзьями. Я думаю, если бы мы сейчас встретились, нам было бы о чем поговорить, – смеется шансонье.

«Мурка» для настоящих индейцев

После «Цареубийцы» Дмитрий Пучков сыграл гармониста в фильме Ивана Дыховичного «Прорва». Роль была эпизодической, но яркой, запоминающейся. Кадры с музицирующим Дмитрием использовались даже в рекламном ролике фильма, а его фото с гармонью в обнимку попало на страницы одного из номеров журнала «Экран» за 1992 год.

В 1999-м судьба вновь преподнесла Пучкову сюрприз: режиссер Григорий Константинопольский утвердил его на роль (конечно же, гармониста) в своем фильме «8 с половиной долларов». Произошло это тоже случайно.

– Как-то я пришел на киностудию Горького просто пообедать: там отличная и недорогая столовая для артистов. Меня все знали, поэтому проблем с проникновением не было, – рассказывает Дмитрий. – Возле одного из павильонов стояли индейцы и курили. Я у них спросил: что за фильм здесь снимается?

– Не знаем, – отвечают «краснокожие», – у нас какой-то режиссер непонятный. То бандитов снимает, то индейцев, то какую-то стрельбу.

Тогда я у них опять спрашиваю, мол, может, и я в этих непонятках сгожусь со своей гармошкой?

– Все может быть, – задумчиво ответили индейцы, посасывая «трубки мира». – Сходи поинтересуйся.

Индейцы привели Дмитрия в кафе при студии, где отдыхали Федор Бондарчук, Игорь Верник и Григорий Константинопольский. Бондарчук дал отмашку: «Давай, человек, показывай, на что горазд!»

Дмитрий спел три блатные песни, особо популярные на Арбате. После чего Константинопольский произнес классическую фразу:

– А «Мурку» можешь?

Дмитрий спел «Мурку».

– Все, мы тебя снимаем! – подвел черту под смотринами Бондарчук. И вся компания переместилась на съемочную площадку.

Нужно добавить, что на дворе было 1 апреля, поэтому Дмитрий поначалу воспринял приглашение на роль как розыгрыш. Но «шутка» растянулась на две с половиной минуты экранного времени: Пучков поет «Мурку», под которую танцуют индейцы. А почему бы и нет? «Настоящему индейцу завсегда везде ништяк».

Самое интересное, что в сценарии сюжета с гармонистом не было…

Справка «В»

«8 с половиной долларов» – комедия о том, как модный режиссер рекламных роликов Гера Кремов (Иван Охлобыстин) снимает серию «высокохудожественных шедевров» на тему «жвачка баблгам – лучший друг индейца». Деньги на съемки Гере дали бандиты. Часть суммы он прокутил и теперь ломает голову, как бы ему выкрутиться. Впоследствии этот фильм стал культовым.

  

Автор: Сергей КОЖИН