Хлеб-соль для инвесторов

Масштабные проекты в столице Приморья ждут иностранный капитал

13 май 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3733 (67) от 13 май 2015
75adde9f11d16a2ae0fc3e43a74d2ad0.jpg

Форум инвестиционного сотрудничества между Приморским краем и провинцией Хэйлунцзян состоялся на минувшей неделе во Владивостоке.

Символично, что мероприятие проходило в кампусе ДВФУ на острове Русском, а его пленарная часть – в том же зале, где заседали лидеры стран – участниц саммита АТЭС-2012 и где впоследствии проходили другие не менее важные политические и экономические мероприятия, в том числе и международные. Здесь же на август нынешнего года запланировано проведение Восточного экономического форума, где будут обсуждаться новые условия инвестирования в российский Дальний Восток. Это связано с вступлением в силу федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития в РФ», а также с присвоением Владивостоку статуса порто-франко. Как известно, создание в Приморье ТОР «Михайловская» и «Надеждинская» уже одобрено правительством РФ.

Главный вектор – транспортный коридор

Российско-китайский инвестиционный форум проходил во Владивостоке уже третий раз. В этом году он оказался самым многочисленным. На остров Русский прибыло около 400 представителей официальных, общественных и деловых кругов Приморья и провинции Хэйлунцзян. Что показательно, соотношение участников встречи было примерно один к четырем и перевес был не на российской стороне.

Возглавлял китайскую делегацию первый секретарь комитета компартии Китая провинции Хэйлунцзян Ван Сянькуй. До этого он длительное время работал губернатором этой же провинции. Поэтому господин Ван не со страниц «Жэньминь жибао» знает об отношениях между Россией и Поднебесной. Вместе с ним, помимо бизнесменов и общественных деятелей, во Владивосток прибыл отряд китайских журналистов, в том числе и корреспонденты четырех телекомпаний. Замечу, что представителей приморских СМИ на форуме было гораздо меньше.

Численное доминирование китайцев по всем фронтам свидетельствовало об их интересе к мероприятию и Приморью в частности. Чего, собственно, гости и не скрывали.

– Перед нами стоит задача – создание транспортного коридора, объединяющего Европу и Азию. Развитие логистики здесь, в Приморье, может стать важной частью этого процесса. Надеемся, что край будет усиливать работу по созданию трансграничного транспортного коридора «Приморье-1», – заявил Ван Сянькуй, выступая на форуме. При этом он подчеркнул, что будущая транспортно-логистическая составляющая – главный вектор развития российско-китайского альянса на уровне сопредельных регионов. Среди других ориентиров в партнерских отношениях между нашими территориями китайская сторона выделяла гуманитарные связи и деловое сотрудничество как на государственном, так и на частном уровне.

Налаживая на форуме контакты с российскими предпринимателями, деловые люди из провинции Хэйлунцзян спешили застолбить место на приморской земле, не дожидаясь, пока в наши края – после создания во Владивостоке безналоговой зоны – потянется бизнес из центральных областей Поднебесной. И эта стратегия весьма дальновидна: кто рано встает, тому Будда дает. Или Дао с Конфуцием – в зависимости от вероисповедания.

В свою очередь, заместитель министра по развитию Дальнего Востока Максим Шерейкин, присутствовавший на форуме, рассказал, что отныне крупные инфраструктурные проекты на всем Дальнем Востоке поддерживаются государством. Он заверил, что налоговые льготы на этих территориях будут не хуже, чем, к примеру, в особых экономических зонах Китая или в других странах АТР. А работа с инвесторами, по его словам, будет проходить в режиме «одного окна», без бюрократических проволочек.

Мы это уже проходили

Жители Приморья помнят, с какой помпой в начале 90-х зарождались свободные экономические зоны (СЭЗ) в Находке и соседнем Партизанском районе. Там государство планировало ввести льготный налоговый и таможенный режим для развития международных экономических отношений. В строительство инфраструктуры СЭЗ было инвестировано 464,5 млн рублей. Плюс 120 тысяч долларов ушло на разработку технико-экономического обоснования и бизнес-плана реконструкции аэродрома «Золотая Долина». Документы заказывали в Соединенных Штатах. А на реализацию всего проекта был предоставлен кредит в размере 5 млрд рублей.

Начинание погубил дефолт, разразившийся 17 августа 1998 года. Именно после него правительство России объявило об упразднении налоговых и таможенных льгот, а все СЭЗ были объявлены убыточными, их финансирование прекращено. Сегодня о тех прожектах государственного масштаба напоминает гостиница «Сюань-Юань», построенная в Находке бизнесменами из КНР в 2000 году. Как говорится, невзирая на…

Проекты ждут реализации

Между тем повышенное внимание официальных лиц и представителей бизнеса из провинции Хэйлунцзян к Приморскому краю не случайно. Напомним, что этот регион КНР самым первым (еще в июне 1995 года) подписал соглашение об установлении дружеских связей с Приморьем. Благие намерения упали на плодородную почву и дали плоды. Сегодня в крае работает более 300 фирм, компаний и предприятий с китайскими инвестициями. Многие из них имеют многолетнюю и успешную историю.

Дружественный Китай – важнейший партнер нашего региона в сфере торгово-экономических отношений. На долю этой страны приходится без малого половина внешнего торгового оборота Приморья. И роль провинции Хэйлунцзян, имеющей сухопутную границу с Россией протяженностью 2981 километр, здесь неоспорима. Это своеобразная платформа, на которой, как пазлы, состыковываются интересы российского и китайского бизнеса. И прежде всего в приграничном Суйфэньхе. Китайцы, кстати, именно этот город называют «трамплином для инвестирования в развитие российского Дальнего Востока».

Глава Владивостока Игорь Пушкарев, выступая перед гостями форума, подчеркнул, что столица Приморья очень заинтересована в развитии отношений с Китаем и провинцией Хэйлунцзян.

– Мы предлагаем для инвесторов несколько проектов. Первый – это строительство кольцевой автомобильной дороги, которая является продолжением транспортного коридора «Приморье-1». Эта дорога позволит увеличить грузооборот порта, освоить новые территории и привлечь еще больше инвестиций. Проект предлагается на основе государственного и частного партнерства. Второй проект – это создание на острове Русском многофункционального комплекса – культурного, научного, общественного и выставочного центра, где будет выставляться продукция российских и китайских предприятий, – рассказал мэр Владивостока.

Игорь Пушкарев уверен, что реализация этого проекта позволит сделать Владивосток площадкой для представления и дальнейшей поставки товаров, продукции, технологий и проектов на территорию страны. Сейчас такой площадки на Дальнем Востоке России нет. Это уникальный проект – с выходом к морю, с причалом, с возможностью доставлять грузы морским транспортом.

Еще один из приоритетных проектов для инвестиций, озвученных главой города, – создание гостиничного комплекса, в котором Владивосток чрезвычайно нуждается. Его строительство будет способствовать увеличению туристического потока в регион.

По словам Игоря Пушкарева, все вышеназванные проекты, включая ТОР на острове Русском, очень важны для жителей края. И город готов максимально в них участвовать, создавая все условия для привлечения инвесторов. В данном случае особые надежды при реализации проектов возлагаются на закон «О Свободном порте Владивостока», который президент России должен подписать в ближайшее время.

– У нас есть потребность в жилищном строительстве. В городе несколько больших микрорайонов, где предусмотрено комплексное строительство жилья примерно на 120 тысяч человек. Мы с радостью и нетерпением ждем инвесторов-строителей. Хочу сказать, что у нас давние и прочные связи с нашим ближайшим соседом – Китаем. И наши отношения развиваются поступательно, увеличивается количество совместных проектов, открываются новые представительства китайских компаний. Я надеюсь, что сегодняшний форум станет мощным импульсом для реализации более крупных проектов на территории Владивостока, – подчеркнул глава города в обращении к китайским бизнесменам.

Эффект будет

Светлана Бараник – генеральный директор компании, работающей с Китаем с 2011 года. По мнению бизнес-леди, на форуме собрались деловые люди, поэтому эффект от мероприятия будет. С ней солидарен Максим Захаренко, директор компании, специализирующейся на продаже земель сельскохозяйственного назначения.

– Думаю, что задел на форуме был положен неплохой. Я вижу большой плюс в том, что между китайской стороной и российской становится меньше посредников – тех, кто наживается на бизнесе, не дает его развивать. Я здесь встретился с китайскими предпринимателями, с которыми пытаюсь наладить деловые отношения, и только сейчас выяснилось, что между нами три посредника. И каждый хотел получить свою маржу. Китайцы очень удивились цене на предлагаемый мною товар: она была очень низкой. Оказалось, что посредник зарабатывал на нас гораздо больше, чем мы. И это не шло на пользу бизнесу, однозначно. Я думаю, что форум внесет ясность в отношения между партнерами, по крайней мере, в сельском хозяйстве, – считает Максим Захаренко.

Как отразятся решения, принятые на прошедшем форуме, на инвестиционном климате Приморья, покажет ближайшее будущее. Но то, что диалог российских и китайских бизнесменов на острове Русском состоялся, – факт неоспоримый.

 

Автор: Сергей КОЖИН