Тревожный звонок для рыбацкой отрасли

Квоты на добычу получат те, кто соблюдает правила безопасности мореплавания?

9 апр. 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3716 (50) от 9 апр. 2015
8a058cf4a46f25d3175fdc017fefc2f9.jpg

Минувший вторник, 7 апреля, на Сахалине и в Приморье стал днем траура по рыбакам, погибшим в начале месяца при крушении большого автономного морозильного траулера «Дальний Восток» в Охотском море. И дело даже не в том, что четверть экипажа была с приморской пропиской. А в том, что наш край был и остается рыбацким регионом: ежедневно тысячи приморцев трудятся на морском промысле. И каждый пятый килограмм общероссийских уловов добыт или переработан нашими предприятиями. Поэтому очень важно сделать правильные выводы из нынешней трагедии.

Гибель самого безопасного и экономически выгодного с точки зрения эксплуатации рыбацкого судна обнажила много проблем. Расследование причин катастрофы в Охотском море взяли на контроль первые лица государства. Свой анализ подготовила и газета «Владивосток».

Океан ошибок не прощает

– БАТМ «Дальний Восток», можно уже уверенно говорить, погиб из-за потери остойчивости, – рассказал «В» руководитель регионального штаба поисково-спасательной операции временно исполняющий обязанности губернатора Сахалинской области Олег Кожемяко. – Причиной ее потери стала неправильная балластировка. Балластировка в общих чертах – это рациональное размещение различных грузов (от топлива и припасов до уловов и механизмов), обеспечивающее остойчивость судна, то есть способность противостоять кренящему моменту и не опрокидываться. На БАТМе израсходовали топливо из большинства топливных танков, но в эти резервуары не приняли забортную воду для сохранения балластировки и остойчивости. А затем произошла выборка тяжелого трала с грузом порядка 80 – 100 тонн минтая. Судно приподнялось носом и накренилось – таким образом увеличилась парусность (величина поверхности, на которую действует ветер), зачерпнуло в открытые иллюминаторы цеха переработки забортной воды. И спустя некоторое время опрокинулось.

Гастарбайтеры в море – мировая практика

Больше всего погибших оказалось из числа иностранных граждан. «В» задался вопросом: а почему для работы в море привлекают иностранцев? К примеру, сегодня на краборыбоперерабатывающей плавбазе «Всеволод Сибирцев» трудится 57 иностранных моряков. Поэтому редакция газеты адресовала этот вопрос руководителю компании-судовладельца Александру Ефремову.

– Подобная практика общепринята не только в мировом рыболовстве, но и во всем морском флоте развитых стран. К примеру, группа компаний «Доброфлот» привлекает иностранцев из Индонезии. Сама по себе идея трудоустройства индонезийцев и граждан других азиатских стран для работы в море не нова и обусловлена глобальными тенденциями специализации в разделении труда. Индонезия, Малайзия и Филиппины географически имеют самую протяженную прибрежную полосу, что неизбежно формировало их традиции, которые, в свою очередь, определили их предрасположенность к профессиям моряков и рыбаков. Трагедия, которая произошла в Охотском море с БАТМ «Дальний Восток», подняла на поверхность вопрос обоснованности привлечения иностранных рыбаков на флот. Некоторые эксперты сомневаются в их профессионализме. Мне не хотелось бы, чтобы реакция на трагедию в Охотском море привела к эмоциональным и поспешным решениям в данном вопросе. Как это зачастую бывает в российской контрольно-надзорной практике, поспешность и кампанейщина могут значительно отбросить решение уже давно назревшей проблемы нарастающего кадрового голода. Я не берусь экспертно оценивать вопрос эффективности борьбы за живучесть интернациональных экипажей, но предполагаю, что все же это вопрос навыков и обучения. Для меня очевидно другое – развитие мировой рыбной отрасли и российского рыболовства сегодня невозможно без привлечения иностранных моряков и рыбаков в соответствии с трудовым и миграционным законодательством, – отметил Александр Ефремов.

Как выяснил «В», азиатские моряки, работающие в России, как правило, уже имеют опыт работы в иностранных рыболовецких компаниях – США, Австралии, Республики Корея, Китая. Согласно российскому закону, до отхода в море они проходят полное медицинское обследование, участвуют в теоретических и практических тренировках, а чаще всего обучаются в учебно-тренажерном центре моряков «Нарвал», для чего привлекаются переводчики. И только на основании документального подтверждения прохождения всех перечисленных выше процедур оформляются все необходимые для работы в море документы. Зарубежных моряков при этом необходимо страховать по двум программам – страхования от несчастных случаев и болезней и страхования ответственности судовладельца. В связи с изменением порядка привлечения иностранной рабочей силы с 1 января 2015 года, предусматривающего обязательный экзамен по русскому языку, истории и основам законодательства РФ, индонезийские работники проходят обучение в аккредитованном учебном центре.

Впрочем, гастарбайтеры на рыболовецких судах – это не ново. Еще в годы Советского Союза для работы на плавбазах и траулерах в морях Тихого океана всегда набирали сотни и тысячи рыбопереработчиков из Белоруссии, Украины и Молдавии. Сейчас от такой практики (в силу географии) отказались в пользу азиатских государств.

Тему безопасности мореплавания поднимут на рыбацком форуме

– Это тревожный звонок для всей рыбацкой отрасли, особенно с учетом ранее произошедших чрезвычайных и обычных происшествий в море. И вот с этим надо серьезно разбираться, – считает вице-губернатор Приморья Сергей Сидоренко. – Необходимо комплексное обновление промыслового флота, включая капитальный ремонт работающих сейчас траулеров с возрастом под 40 – 50 лет. Поверьте, таких немало в рыбацких организациях Дальнего Востока. В этом году Приморье вновь примет у себя традиционный конгресс рыбаков. Основной повесткой дня станет обсуждение вопросов выделения квот на вылов морских биологических ресурсов. Уверен, что на встрече рыбаков будет поднят вопрос увязывания темы «квоты под киль» с наличием современных судов и соблюдением правил безопасности мореплавания.

ЧОПы осваивают море

– Рыбацкая профессия давным-давно утратила романтику, – считает президент Ассоциации рыбопромышленных предприятий Приморья Георгий Мартынов. – Поэтому в море идут с одной целью – заработать деньги. Но даже хороший заработок не привлекает большого количества желающих поработать в море. Кадровый голод давно является одной из основных проблем отрасли. Особенно на Дальнем Востоке.

И если руководящий состав экипажей (штурманы, механики, начальники радиостанций, мастера добычи и обработки) еще удается сохранить, то с плавсоставом (матросы, мотористы, электрики, переработчики) просто беда. Добывающие предприятия берут кого попало, даже с уголовным прошлым. Дошло до того, что на суда крупнотоннажного флота в штат стали принимать специалистов охраны или безопасности экипажа.

Справка «В»

Ночью 2 апреля в Охотском море затонул БАТМ «Дальний Восток». У оказавшихся в море членов экипажа практически не было шансов на спасение: продержаться в холодной воде при температуре плюс 1-2 градуса без гидрокостюма можно лишь несколько минут.

Трагедия произошла в северной части Охотского моря. Большой автономный траулер-морозильщик с сахалинской пропиской находился в этом районе на промысле минтая и переработке рыбы. Судно под российским флагом с портом приписки в Невельске принадлежало компании «Магеллан». На борту находилось 132 человека, в их числе 78 россиян с Сахалина из Приморья, а также 54 иностранца – переработчики из Латвии, Вануату, Бирмы и Украины. 63 моряка выжили, остальные погибли или числятся пропавшими без вести. Поисково-спасательная операция продолжается.

 

Автор: Николай КУТЕНКИХ