Йога уступила штанге

Фитнес-индустрия пребывает в кризисе: ждем новых игроков и снижения цен

3 апр. 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3713 (47) от 3 апр. 2015

Пока одни спортклубы закрываются, другие открывают новые группы и оптимизируют стоимость абонементов.

Экономический спад затронул и фитнес-индустрию. Однако некоторые клубы и спортивные школы могут, напротив, выиграть от кризиса. Эксперты полагают, что рынок ждет чистка: наиболее сильные игроки смогут занять место слабых. Клиентов же ждут скидки и выгодные предложения на абонементы.

По данным поисковой системы 2ГИС, во Владивостоке функционирует 85 фитнес-клубов разной направленности. При этом примерно половина заведений балансирует на грани рентабельности, то есть проедает в убыточные месяцы то, что было накоплено в период высоких продаж. Многие клубы являются убыточными чуть ли не со дня открытия, годами существуя за счет внешних инвестиций. В такой ситуации экономический кризис грозит отрасли ревизией и переделом рынка.

– Мы видим снижение потока клиентов по сравнению с первым кварталом прошлого, 2014 года примерно на 10 процентов, и это только начало, – убеждает директор одного из владивостокских спортивных клубов Наталья Шелест. – И в дальнейшем ждем существенного спада.

Как признались специалисты, у населения снизился интерес к различным оздоровительным фитнес-программам, будь то йога, пилатес или аэробика. Не устояли и танцевальные направления – восточные танцы, хип-хоп, r’n’b и т.д. А вот тренажерные залы никакой кризис не затронул: все хотят в короткий срок подготовиться к пляжному сезону и иметь стройные ноги, плоский живот и рельефное тело. Не сбавляют оборотов и такие популярные направления группового силового тренинга, как Hot Iron и Crossfit.

Наиболее устойчивы в кризис клубы, предлагающие недорогие услуги.

– В сети наших клубов оттока людей нет, – объясняет директор сети фитнес-клубов Василий Корчев. – Можно даже сказать больше: идет приток клиентов из клубов премиум-сегмента. Люди начинают считать свои деньги и уже не готовы платить по 70 тысяч рублей в год за абонемент, а ищут варианты более дешевые, но не менее интересные по количеству и качеству услуг.

Так, чтобы остаться на плаву, фитнес-клубы вводят лояльные системы оплаты, такие дополнительные услуги, как хамам, спортбар, фитобочка и т.д. Представители клубов уверяют: сейчас главное для них – суметь воспользоваться открывающимися возможностями и не совершить глупых поступков вроде повышения стоимости абонементов.

– Мы проводим различные акции для наших клиентов, – говорит Наталья Шелест. – Так, например, в нашем клубе может заниматься мама с ребенком либо дед с внуком, скидка на такой абонемент составит 10 процентов. Стоимость самих абонементов мы не поднимали, она средняя на рынке: 3 – 3,5 тысячи рублей (в месяц) за тренажерный зал и 2,5 тысячи рублей за всевозможные фитнес-программы.

Но, по мнению экспертов, приморский рынок фитнес-индустрии еще не прочувствовал всех «прелестей» экономического кризиса. А вот в европейской части России наблюдается по-настоящему серьезный спад, и крупные сетевые компании начинают идти в регионы. Выходят и на владивостокские спортклубы, предлагая работать по франшизе.

Однако и в Приморье ситуация на этом рынке услуг неминуемо будет ухудшаться. В ближайшие годы закроются клубы, которые изначально создавались наобум, то есть без внятной концепции, без реалистичной, а не выдуманной экономической модели. Пострадают даже бюджетные учреждения.

– Уже сейчас число моих учеников снизилось примерно на 20 процентов, – уверяет тренер по айкидо Алексей Шарай (секция работает в краевом Доме физкультуры). – Я думаю, что сказалось подорожание спортивной формы. Да и у людей стало гораздо меньше свободного времени: они больше работают, чтобы покрыть растущие расходы.

  

Автор: Катерина МАТВЕЕВА