Учиться, искать работу и еще раз учиться

Депутатов ЗС ПК обеспокоило состояние среднего профессионального образования в регионе

25 март 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3707 (41) от 25 март 2015

Выездное заседание социального комитета Законодательного собрания Приморского края было посвящено вопросам подготовки рабочих кадров в регионе. Неслучайным оказался выбор площадок – авиационного завода «Прогресс» и КГБ ПАУ «Приморский индустриальный колледж». Первый – крупный работодатель, второй – поставщик кадров на рынок труда.

В заседании приняли участие представители иных колледжей края и компаний, а также сотрудники профильных департаментов администрации края. Все это позволило дать общую картину подготовки рабочих кадров, по наглядности сравнимую с осциллографическим рисунком. В ней обозначились как положительные тенденции, так и существенные минусы. Но обо всем подробнее.

Актуальней некуда

Тема эта за последние годы не раз звучала в стенах парламента. Тем более что в 2013 году ее актуальность была подстегнута реформой профтехучилищ, превратившей их все в колледжи.

– Выездные заседания, посвященные актуальным вопросам, уже вошли в традицию социального комитета, – заметил Игорь Чемерис, председатель комитета. – Тема настоящего мероприятия – развитие профессионального образования в Приморском крае – касается всех. Она отражается и на молодежи, и на родителях, и на работодателях, и на бизнесе, и на промышленности. Тем более что система профобразования сильно изменилась в последние годы. Объединение учреждений СПО вызвало дискуссию. Многие волновались, какой будет уровень образования, потеряются ли сельские объекты, сохранится ли питание.

А на горизонте уже новые корректировки. Минобрнауки разработало и

3 марта 2015 года утвердило распоряжение правительства РФ «О комплексе мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования в нашей стране на 2015 – 2020 годы». Цель документа – создать современную, эффективную систему профессионального образования, которая ориентирована на запросы предприятий, способна удовлетворять потребности нашей экономики.

Первым пунктом в графике работы комитета стало посещение Приморского индустриального колледжа. Здесь трудится 171 человек. Число студентов – 711. Еще 300 человек занимается по программе переподготовки. Имеется два общежития на 650 мест. Оба полностью заполнены.

– С огромным удовлетворением сегодня посетил колледж, – отметил Игорь Чемерис. – Понимаю, каких титанических усилий стоило поддержать учебные корпуса в таком состоянии. Но проблемы есть. Остро стоит вопрос питания, детей кормят на 20 рублей в день. Это очень мало. Не хватает материальной базы – специализированных кабинетов физики, химии, биологии. Получается, что школы у нас получили такие кабинеты, а колледжи, также дающие среднее образование, нет. Это серьезное упущение. На уровне края не хватает грантовой поддержки учреждений СПО.

В свою очередь, Юрий Денисенко, депутат ЗС ПК и управляющий директор ААК «Прогресс», провел для коллег экскурсию по цехам завода.

– Запрос на специалистов рабочих профессий однозначно есть, – отметил Юрий Денисенко. – На заводе «Прогресс» в 2008 году трудилось 4200 человек. С учетом увеличения загрузки предприятия численность возросла на две тысячи. И сейчас проблем для количественного роста предприятия я не вижу.

О чем говорят цифры?

Финалом визита социального комитета в Арсеньев стало заседание, прошедшее в актовом зале завода. В начале мероприятия выступили представители администрации региона, представившие свое видение ситуации.

– В сфере среднего профессионального образования есть три основных негативных фактора, – сообщила Елена Григорьева, директор департамента образования и науки Приморского края. – Во-первых, недостаточная привлекательность рабочих квалификаций и квалификаций специалистов среднего звена. Следующий фактор – старение преподавательского состава образовательных организаций и отсутствие у его значительной части компетенций, необходимых для модернизации подготовки кадров. Третий фактор – неудовлетворительное по целому ряду показателей материально-техническое состояние зданий учебных корпусов и студенческих общежитий.

– Ежегодно более 7 процентов всех выпускников обращаются в органы службы занятости, – информировала депутатов Елена Грушунова, начальник отдела профориентации и профессионального обучения департамента труда и социального развития. – В 2014 году обратилось более 1300 экс-студентов. Из них 640 – выпускники учреждений СПО.

По словам чиновницы, сразу после обращения в службу занятости около 10 процентов людей проходит переобучение, что говорит о недостаточном уровне подготовки студентов.

– Основные причины обращения в службу занятости – профессиональная невостребованность, отсутствие стажа и опыта работы, недостаточно высокий уровень мотивации, самоорганизации, низкая территориальная профессиональная мобильность.

Обеспечить гарантиями

«Кабинетный» взгляд на проблему дополнили практики – представители колледжей и производств.

– Дело в том, что ребят, поступающих к нам из образовательных учреждений, зачастую приходится доучивать, – отметил Юрий Денисенко. – А мы хотим получить от колледжей уже готовых сотрудников. По показателям эффективности труда мы сильно отстаем от мировых лидеров. Проблема, на мой взгляд, заключается в качестве обучения молодых специалистов. К тому же не хватает патриотической подготовки. Человек, окончивший колледж, не понимает, что от его работы зависит конечный результат. И, как правило, не связывает свое будущее с предприятием, где его ждут карьера и определенные гарантии.

Особое внимание депутат обратил на меры социальной мотивации молодых работников.

– Например, в компании «Боинг» карьера молодого специалиста расписана на 30 лет вперед, – сравнил он. – Все это четко прописано в программе предприятия. Человек пришел подмастерьем, через какое-то время становится мастером, получает различные блага и преференции и т.д. На заводе «Прогресс» мы пока так сделать не можем. Есть определенная неритмичность заказов, влияющая на потребность в кадрах. Но в целом такая наглядная унифицированная программа должна быть и в Приморском крае. Особенно в плане обеспечения сотрудников доступным жильем. Предприятие самостоятельно не может решить вопросы жилищного строительства. Это вопрос сотрудничества и работодателя, и властей.

По мнению Денисенко, для дальнейшего обсуждения и подготовки итоговых документов уже имеются общественные площадки.

– Одной из них может стать Приморское отделение Союза машиностроителей, – заметил он. – На этой площадке есть возможность создать общественный институт-регулятор для выработки унифицированных подходов и стандартов по подготовке рабочих кадров.

В тяжелых условиях

Свою точку зрения выразили и колледжи, в адрес которых звучали упреки о ненадлежащем качестве выпускников. Директор Приморского индустриального колледжа Сергей Чернота подчеркнул, что возможности преподавателей во многом ограничены федеральными программами.

– К сожалению, недавно внедренные федеральные программы сократили производственную практику на полгода, – посетовал он. – Раньше мы обучали ребят три года. Сейчас – два с половиной.

Надежда Литвинова, директор КГБ ПОУ «Уссурийский агропромышленный колледж», рассказала о проблеме старения материальной базы.

– У нас самый молодой трактор 1990 года выпуска, – сообщила она. – Купили в прошлом году за два миллиона рублей. Вся матчасть хороша была в 90-е годы. Сейчас часто слышу от работодателей, что им страшновато пускать работать наших выпускников на технике, которая стоит 12 миллионов и выше. Вынуждена признать, что пока работодатель играет пассивную роль, не участвует активно в составлении и корректировке учебных планов, а ведь вариативная часть госстандарта отдает 30 процентов предложениям работодателей.

Ждем перемен?

Ситуацию можно исправить политическими инструментами. Как сообщила Екатерина Черновицкая, заместитель директора департамента образования и науки, планируемое в правительстве РФ совершенствование СПО направлено как раз на те болевые точки, которые вскрыли участники дискуссии.

– В первую очередь речь в документе идет о практикоориентированной подготовке кадров, – рассказала она. – Имеется в виду дуальная форма обучения, когда учебное время студента разделено поровну между классными кабинетами и производственными площадками.

Также в документе говорится о сертификации оценки качества подготовки специалистов, обновлении материальной базы колледжей и развитии системы наставничества. Реформа рассчитана на ближайшие пять лет. Однако это документ федерального уровня, и пока он примет форму закона, пока спустится в регионы, пройдет немало времени. А какая стратегия в регионе?

– От департаментов не удалось услышать самого, на мой взгляд, главного: где наше профессиональное образование будет через пять лет, – рассказал Сергей Сопчук, депутат. – Хотелось бы понимать, из чего оно складывается, как мы готовимся к грядущей реформе, какая существует потребность в средствах, в кадрах, каковы запросы предприятий, рынка труда. Иными словами, стратегию развития СПО в Приморском крае. Этого я, к сожалению, не услышал. Департамент образования живет своей жизнью, департамент труда – своей. Поэтому, конечно, эта встреча не последняя. Нам предстоит продолжить работу, чтобы точно понимать, какие решения должны принять депутаты, чтобы уровень образования был достаточным и выпускники колледжей могли найти себя в жизни.

Все эти рекомендации были собраны в итоговом решении комитета, которое будет направлено в департамент образования и науки, руководителям профессиональных образовательных организаций, работодателям.

– Спорных точек зрения сегодня не было – все собравшиеся озабочены качеством подготовки молодых специалистов, – прокомментировал итоги комитета Виктор Горчаков, председатель ЗС ПК. – Необходимы и устойчивый кадровый заказ, и модернизация материальной базы. Еще один аспект – кто должен учить сейчас профессиональным специальностям. В сферу приходят люди взрослые, иногда пожилые. А жизнь на месте не стоит, поменялись подходы, технологии, нужны люди молодые, работающие на современном производстве. А следовательно, и система стимулирования. Чтобы была ясность, где жить, где будут учиться дети. Вопрос кажется узкопрофессиональным, но он разрастается в вопрос качества жизни. 

 

Автор: Сергей ПЕТРАЧКОВ