Адмирал Владимир КУРОЕДОВ: Мы должны развивать международное военно-морское сотрудничество
На прошлой неделе командующий Тихоокеанским флотом адмирал Владимир Куроедов встретился с группой владивостокских журналистов. Формальным поводом для встречи стало участие Куроедова в 5-м симпозиуме организации представителей военно-морских сил стран западной части Тихого океана. Однако беседа вышла далеко за ранее оговоренные рамки.
На прошлой неделе командующий Тихоокеанским флотом адмирал Владимир Куроедов встретился с группой владивостокских журналистов. Формальным поводом для встречи стало участие Куроедова в 5-м симпозиуме организации представителей военно-морских сил стран западной части Тихого океана. Однако беседа вышла далеко за ранее оговоренные рамки.
- Владимир Иванович, каковы итоги симпозиума?
- С 26 по 28 ноября в столице Японии прошел 5-й симпозиум представителей военно-морских сил стран западной части Тихого океана. В повестке дня форума стояли 3 вопроса. Первый из них - о принятии России в число постоянных членов этой организации. Вопрос об этом был поставлен японской стороной - стороной, которая проводила симпозиум. Россия была принята единогласно, и мне было представлено место постоянного члена этой организации.
Справка “В.” Организация представителей военно-морских сил стран западной части Тихого океана была образована в 1988 году. Первый ее симпозиум состоялся в Австралии. На сегодняшний день в состав организации входят 17 государств - постоянных членов. Две страны - Франция и Канада - имеют статус наблюдателей
Основная задача участников симпозиума - выработка военными моряками предложений для своих правительств. Следующий симпозиум пройдет в 1998 году в Южной Корее, а рабочая встреча - в будущем году на Филиппинах..
После положительного решения первого вопроса на симпозиуме прозвучал ряд докладов, основная тематика которых - укрепление мер доверия и сотрудничество на море.
По поручению министра обороны Игоря Родионова я выступил с 15-минутным докладом и участвовал в прениях. Мне понравилась рабочая обстановка встречи.
Что увидел? Открытость, откровенность и доброжелательность. Все выступления воспринимались с добрым уважением.
- Что дает России членство в этой организации?
- Дает обязанности и права. Обязанности уважать мнения соседа, а права - вместе с соседом отвечать за безопасность на море, за мир, за стабильность в нашем неспокойном регионе.
Я считаю этот регион регионом 21-го века. Здесь сконцентрированы колоссальные людские ресурсы, огромный экономический потенциал. В нашем регионе две сверхдержавы - Китай и Япония. Это - регион будущего.
Но наш регион неспокоен с точки зрения возможных конфликтов. Напряженность на Корейском полуострове, нерешенные вопросы спорных островных зон практически у всех государств - все это накладывает определенный отпечаток на отношения в зоне Тихого океана. Эти вопросы надо решать. Главное, чтобы они не стали источником военных конфликтов.
- Не поднимался ли на этой встрече вопрос возвращения Россией Японии спорных островов?
- Нет. Вопросы политики на таких симпозиумах вообще не рассматриваются. И еще - все прекрасно понимали, что я представляю не пограничное ведомство.
Там говорили не политики, а моряки. Говорили о безопасности, о мерах доверия при встрече на море, говорили о необходимости визитов дружбы.
Кстати, мой визит был особенным. Изучив российско-японские отношения за последние 100 лет, мы обнаружили, что за это время не было ни одного визита командующего российским Тихоокеанским флотом в эту страну. Эта особенность и накладывала на меня определенные обязательства.
Я был принят заместителем начальника управления национальной обороны Японии, командующим военно-морскими силами. У меня состоялась короткая беседа с председателем комитета начальников штабов Японии, я побывал с протокольным визитом в мэрии Ниигаты - города-побратима Владивостока.
- Как вы думаете, будут ли развиваться у нас отношения с военно-морскими силами Японии. Если да, то как?
- Думаю, что отношения развиваться будут. Такая тенденция проявилась в этом году. Первый шаг был сделан японской стороной. Вы помните, что на День военно-морского флота во Владивосток впервые за 72 года прибыл японский эсминец “Курама”. Старшим на борту тогда был адмирал Мацумото. В ходе нынешнего визита в Японию мы вновь с ним встретились. И, собственно говоря, о развитии отношений и шла речь в наших беседах.
В ходе всех переговоров я повторял: “Встанешь на позицию “море нас разъединяет” - сразу возникнут десятки проблем”.
Сейчас у моряков очень много общей работы. Это и спасение терпящих бедствие, и оказание помощи.
Я знаю, что и Япония заинтересована в развитии военного сотрудничества с Россией. Японская сторона обратилась к нам в генеральный штаб с просьбой о визите министра обороны России в Японию в будущем году. Прорабатывается и вопрос о возможности визита в Японию российского военного корабля. Все эти планы сейчас согласовываются в Москве. Следующий год должен показать увеличение количества контактов. А то, что это надо - это надо. Закрытость никогда не вела и не приведет к желаемому доброму результату. Мы с вами через это прошли.
- Когда может состояться визит нашего корабля в Японию?
- Сроки пока не определены. В плане этот визит уже есть, его время еще будет уточняться в генеральном штабе и управлении национальной обороны Японии. Сейчас документы готовятся, и они находятся на утверждении. Я так думаю, что этот визит состоится летом следующего года.
- Как вы считаете, может ли Япония вступить в военно-политический союз с Россией?
- Не исключено. В 1993 году было подписано первое соглашение между нашими странами “О предотвращении инцидентов на море”. Первый маленький шажок уже сделан. Впрочем, главный аспект, который мешает развитию отношений между Россией и Японией - проблема северных территорий, - до сих пор не устранен.
- Каким странам вы отдаете предпочтение в плане развития военно-морского сотрудничества?
- Мы готовы развивать отношения со всеми странами. В ходе симпозиума я встречался с представителями практически всех стран - участниц симпозиума. И все они с воодушевлением восприняли предложения об обмене визитами. Практически все государства - участники этой организации выразили готовность провести совместные с Россией учения по связи и маневрированию.
Стоит отметить, что уже заключены соглашения между Россией и Японией, Россией и Южной Кореей, Россией и США о предотвращении инцидентов на море. На прошедшем симпозиуме прозвучало предложение заключить аналогичное многостороннее соглашение. Однако, к сожалению, реалии таковы, что к многосторонним соглашениям регион пока не готов. И причины тому банальные - различные национальные интересы, различные состояния вооруженных сил.
- Нормальное сотрудничество ко всему прочему определяет и состояние боевого состава флота. Сейчас в зоне Тихого океана два мощных флота - наш флот и флот США. И сохранение между ними паритета - очень важная задача. Как вы считаете, несмотря на значительные сокращения ТОФ, может ли наш флот поддерживать этот баланс?
- Не только может, но и поддерживает. И это признано всеми. Мы можем поддерживать ядерный паритет. Да, сравнительный анализ численности российского и американского флотов показывает, что баланс не в нашу пользу. Но мне кажется, надо России дать шанс жить здесь, в регионе, не числом, а умением.
Тихоокеанский флот сейчас по структуре и составу таков, что он решает поставленные перед ним задачи. Я не раз уже говорил, что флот значительно сократился. Но это не сняло с него той ответственности и тех задач, которые надо выполнять. Я, конечно, понимаю, что пока экономика не позволяет, но флот надо обновлять.
Боевой состав ТОФ значительно сократился. Если в 1992 году Тихоокеанский флот насчитывал 335 боевых единиц, то в нынешнем году их осталось около 140. Численный состав военнослужащих сократился в 2 раза.
- На недавней пресс-конференции председатель комитета по природным ресурсам Евгений Стоматюк заявил, что его крайне беспокоит ситуация, связанная с хранением на Тихоокеанском флоте жидких радиоактивных отходов. По его словам, флот не допускает комиссии комитета по природным ресурсам в хранилища ЖРО...
- Я слышал это заявление Стоматюка. Этот вопрос беспокоит и нас. Но этот вопрос решаемый. Уже сами по себе слова “жидкие радиоактивные отходы” вызывают некоторое беспокойство. Однако специалисты прекрасно понимают, в каком состоянии находятся хранилища.
Мы готовы делиться информацией. Но в определенных объемах. Закрытость темы - это нормальное явление для военного ведомства. Что здесь такого? Мои действия определены “Законом о государственной тайне”. Ряд вопросов действительно закрыт. Но то, что можно, я готов объяснить всем.
Кстати, хочу напомнить, что Тихоокеанский флот уже более 2 лет не сливает жидкие радиоактивные отходы в море. И не планирует это делать в будущем. И это главное.
- Сейчас один из самых больных вопросов - это вопрос финансирования. Офицеры по многу месяцев не получают зарплату. Складывается тяжелая моральная обстановка в коллективах. В 165-м полку морской пехоты, к примеру, офицеры объявили о намерении начать бессрочную забастовку.
- Да, вопрос финансирования нас волнует в первую очередь. Сейчас на флоте начался новый учебный год, мы проводим организационный период, ставим на ноги молодое пополнение. А все мысли офицеров о другом - как там дома, чем накормить семью? Оргпериод предполагает, что офицер должен быть на корабле с раннего утра до позднего вечера.
Не выдам секрета, если расскажу, что многие офицеры, приходя утром на службу, отмечаются и идут зарабатывать деньги. Такая ситуация есть.
Если такое же финансирование сохранится и в следующем году, то мы флот попросту потеряем. Только в этом году мы уволили по собственному желанию 600 офицеров, прапорщиков и мичманов. Причина увольнений проста - люди больше не могут жить в нищете. Офицеры уходят не потому, что не хотят защищать родину, - просто Россия не платит за эту работу.
- Если мы потеряем флот, то мы потеряем и Дальний Восток. Понимают ли, по вашему мнению, это руководители страны?
- Думаю, в Москве это понимают. Здесь стоит рассказать о встрече командующих военными округами и флотами с премьер-министром Виктором Черномырдиным. Премьеру были обрисованы все основные проблемы. Беседа заняла 3 часа. Черномырдин сказал, что все это он понимает и будет делать все возможное для укрепления армии.
Но, к сожалению, на деле этого не видно. Сейчас бюджет задолжал флоту около 2 триллионов. На флоте огромные долги по зарплате, мы не можем офицерам выплатить так называемые “пайковые” деньги, компенсацию за поднаем жилья, не выплачиваются “детские”.
Кстати, выступая на подведении итогов у министра обороны, глава президентской администрации Анатолий Чубайс сказал: “В стране не денег нет, в стране нет порядка”. Да. Но мне от этого не легче, флоту не легче. По моему глубокому убеждению, в России не экономики нет. В России нет экономистов. Уж за 5 лет-то можно было разобраться.
Впрочем, и это переживем - вечно плохо не бывает.
- Понятное дело, трудности с финансированием повлияли на боевую готовность флота. Как вы думаете, в случае возникновения в регионе ограниченного военного конфликта каковы шансы России выйти из него победителем?
- Убежден, что сегодня нет предпосылок для участия России в военных конфликтах. Я считаю, что основная задача флота, как бы это странно ни звучало, - предотвращение конфликтов. Любыми методами. Об этом и шла речь на симпозиуме представителей военно-морских сил стран западной части Тихого океана. Я считаю, уже если военные поставили для себя такую задачу, то вскоре мы перестанем говорить о возможных конфликтах.
Автор: Александр МАЛЬЦЕВ, Валентин ТРУХАНЕНКО (фото), “Владивосток”, Андрей ПОЛУТОВ, специально для “В”