Приморские рыбаки пока вылавливают квоты
К концу года главным “объектом промысла” у рыбаков всегда становятся квоты на год будущий. Их распределение среди предприятий края состоялось на последнем заседании Приморского рыбохозяйственного совета, который прошел под председательством вице-губернатора Федора Новикова.
К концу года главным “объектом промысла” у рыбаков всегда становятся квоты на год будущий. Их распределение среди предприятий края состоялось на последнем заседании Приморского рыбохозяйственного совета, который прошел под председательством вице-губернатора Федора Новикова.
К концу года главным “объектом промысла” у рыбаков всегда становятся квоты на год будущий. Их распределение среди предприятий края состоялось на последнем заседании Приморского рыбохозяйственного совета, который прошел под председательством вице-губернатора Федора Новикова.
Как водится, “квотовая путина” началась в Москве. По словам Федора Новикова, каждый участник проходившего в столице Дальневосточного научно-промыслового совета приехал туда “с единственной и вполне понятной целью - отвоевать для своей территории как можно больший размер квот”. Особенно буйствовала камчатская делегация, по мнению которой, объемы добычи краба были поделены несправедливо. Как уже сообщал “В”, по данному промысловому объекту Госкомрыболовство на будущий год урезало дальневосточникам квоты на 48 процентов.
Это коснулось всех рыбаков бассейна. Резкое сокращение добычи камчатского краба вызвано вполне объективными обстоятельствами. Его запасы, по данным науки, уменьшились наполовину. Ученые вообще выступают за временный запрет добычи “шипастого зверя”, поскольку его популяция серьезно подорвана. Участники Дальневосточного научно-промыслового совета решили честно “поделить потери”, не отдавая предпочтения какой-либо отдельной территории. Позиция Приморья, где сосредоточены крупнейшие добывающие и перерабатывающие предприятия региона, осталась неизменной: необходимо по-прежнему соблюдать уже отработанную “олимпийскую систему” - кто успел, тот и взял.
Потери по камчатскому крабу, которые составили для нашего края 5544 тонны, по мнению специалистов, невозможно будет чем-либо компенсировать. Тем более что оказались урезанными квоты еще на ряд ценных объектов. По приблизительным подсчетам, бюджет Приморья недосчитается порядка 100 миллиардов “крабовых” рублей. На голодном пайке в будущем году останется мощная крабовая флотилия “Дальморепродукта”. То же самое грозит судам “ВБТРФ”, специализирующимся на лове креветки, - за 2 последних года квоты на нее сократились с 1600 до 400 тонн. Поэтому рыбохозяйственный совет распределил ценные объекты только между ведущими предприятиями отрасли. Так называемым малым пользователям предложено “обратить внимание на разнорыбицу”. Кроме того, имеющим право на ведение рыбохозяйственной деятельности предприятиям в подзоне Приморья зарезервированы дополнительные лимиты минтая, трески, терпуга, камбалы и наваги.
Серьезный спор в Госкомрыболовстве, где будет проходить утверждение региональных списков пользователей, предстоит по поводу квот на промысел сельди. В нынешнем году ее улов предприятиями края составил 47 тысяч тонн, и приблизительно на такой же объем Приморье рассчитывало в будущем. Тем не менее квоты оказались урезанными до 18 тысяч. Как сообщил участникам рыбохозяйственного совета Федор Новиков, есть надежда пополнить их за счет резервов Госкомрыболовства. Кроме того, приморцы рассчитывают войти в состав участников контрольного лова нерестовой охотоморской сельди с заявкой в 10 тысяч тонн. Рыбохозяйственный совет также обратился в Госкомрыболовство с просьбой дополнительно выделить в Западно-Беринговоморской зоне 1500 тонн палтуса для восполнения потребностей АО “ВБТРФ” и холдинговой компании “Дальморепродукт”. Объемы главного “рыбного мяса” - минтая - приморцам удалось сохранить на уровне уходящего года.
Хотя вопросы распределения квот накануне заседания совета обсуждались с каждым пользователем индивидуально, без конфликтов по традиции не обошлось. Прежде всего это связано с ситуацией в “Приморрыбпроме” и ряде других предприятий, где из-за тяжелого финансового положения введено внешнее управление. Некоторые из них вообще “забыли” оформить заявки. Как едко заметил один из участников заседания: “Внешнему управляющему некогда заниматься квотами - он вытаскивает предприятие из кризиса”.
По оценкам специалистов краевого комитета рыбной промышленности, обстановка в “Приморрыбпроме” перевалила через критическую отметку. Расположенные по всему побережью рыбокомбинаты и заводы, большинство из которых являются градообразующими для своих поселков, практически развалились. После акционирования “Приморрыбпрома” они были полностью лишены хозяйственной самостоятельности и оказались заложниками банкротства головной фирмы, взвалив на себя многомиллиардное бремя долгов. В итоге переданная “на буксир” холдинговой компании “Дальморепродукт” “Каменка” сейчас выпускает продукции больше, чем все вместе взятые береговые предприятия “Приморрыбпрома”. В такой ситуации рыбохозяйственный совет пошел на беспрецедентный шаг, наделив рыбозаводы “Попов”, “Путятин”, “Славянка”, “Валентин”, “Каменский” и “Светлая” квотами напрямую, минуя головную контору.
На заседании также подчеркивалось, что неисчерпаемых объектов промысла в море нет. Не вечен даже минтай, истощение запасов которого уже прогнозируется наукой. Поэтому предприятиям следует строить свою стратегию гибче, с учетом предстоящих в будущем изменений промысловой обстановки.
Автор: Алексей РАСПУТНЫЙ, “Владивосток”