Пытал и фотографировал

​После вынесения приговора по этому уголовному делу несколько оперов подали заявление об увольнении. Разочаровавшись в правосудии...

11 февр. 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3685 (19) от 11 февр. 2015

Эту историю, в свое время недоступную для СМИ, рассказал корреспонденту «В» бывший высокопоставленный сотрудник правоохранительных органов, ныне пенсионер. С момента описываемых событий прошло много лет, тем не менее мой собеседник не пожелал афишировать свою персону. Просил называть его Николаем Ивановичем. Или просто полковником.

Она была красива

Дело было во Владивостоке в давние времена, когда министром МВД России был Анатолий Куликов, а за один доллар давали 6,3 рубля по курсу Центробанка РФ.

Однажды утром в отделение милиции Фрунзенского района, как раз в день дежурства Николая Ивановича, тогда еще старшего лейтенанта милиции, пришла особа неопределенного возраста. Почему неопределенного? Лицо посетительницы скрывали «газовая» косынка и большие темные очки. Когда она их сняла, милиционеры, находившиеся в дежурной части, ужаснулись. Правая сторона ее головы представляла лилово-красную гематому, вместо глаза была щелочка, из разбитой брови сочилась кровь. Левую сторону также «украшали» кровоподтеки и ссадины. На голове – шишки.

Женщина рассказала, что ее избил и изнасиловал неизвестный мужчина крупного телосложения, высокого роста, примерно 30–35 лет. По ее словам, насильник – милиционер, сотрудник спецотдела по борьбе с наркотиками. По крайней мере, так он ей представился. И даже показал красные «корочки» со своим фото. Все произошло в номере гостиницы, где потерпевшая работала официанткой в ресторане. Эта гостиница очень популярна во Владивостоке, правда, название у нее теперь иное.

– Сотрудник правоохранительных органов – насильник? Это было ЧП даже не масштабов города, – вспоминает полковник. – Мы спросили у потерпевшей, будет ли она писать заявление. Она ответила утвердительно. На основании ее заявления было возбуждено уголовное дело. Женщину направили на экспертизу. Кстати, ей было всего 20 лет и она была очень красива. Это мы увидели позже, когда сошли синяки и ссадины…

Возражать не стала

После работы Антонину почти всегда встречал Виктор, ее жених: ресторан закрывался в полночь, возвращаться ночью одной домой небезопасно. Вспомните строчки из песни «Владивосток 2000» группы «Мумий Тролль»: «Когда туман растаял и проныла луна, со смены не вернулась молодая жена…» Это как раз о тех временах, о «лихих 90-х».

В тот день Виктор приехать не смог. И это сыграло роковую роль в судьбе Антонины. Когда девушка вышла на улицу, чтобы поймать такси, к ней подошел мужчина в сером костюме и светлой рубашке. От него пахло спиртным, но, судя по всему, он не был пьян. Незнакомец назвал имя и фамилию девушки, Антонина подтвердила: «Да, это я». Мужчина представился сотрудником спецотдела милиции и предъявил удостоверение со своей фотографией. Затем попросил официантку вернуться

в отель. Ненадолго.

– Есть информация, что вы торгуете наркотиками. Нам необходимо досмотреть ваши вещи. Понятые уже ждут в номере на третьем этаже. Если у вас при себе ничего нет, то вас сразу же отпустят, – пообещал «сотрудник спецотдела».

Девушка просьбе удивилась: она никогда не связывалась с наркотиками. Тем не менее возражать представителю закона не стала – себе дороже.

Пикнешь – убью!

На третьем этаже мужчина пригласил Антонину зайти в одноместный номер, от которого у него были ключи. Девушка вошла, незнакомец следом. В номере никого не было. Как только дверь захлопнулась, «милиционер» закрыл дверь на ключ и… неожиданно ударил официантку кулаком в голову, снизу вверх. Удар был очень сильный и явно поставленный – несчастная рухнула на пол. Затем он несколько раз ударил Антонину ногой в бок. Девушка закричала. Тогда изувер наступил ей на горло:

– Еще раз пикнешь – убью!

Потом он поднял свою жертву с пола, бросил на кровать и приказал раздеться. Догола. Антонина подчинилась. Она понимала, что ее мучитель не шутит.

Забегая вперед, скажем, что «сотрудник спецотдела» знал, куда и как бить, чтобы подавить в человеке волю и зародить страх: он занимался боксом и восточными единоборствами. Эти подробности выяснятся во время следствия.

Снимки стали уликами

Натешившись, насильник достал из сумочки девушки записную книжку и спросил, как зовут ее парня. Номер Виктора он нашел без труда. Позвонил с гостиничного телефона, стоявшего на прикроватной тумбочке.

– Алло, это Виктор? Кто говорит? Любовник твоей Антонины. Ты знаешь, почему она сейчас не с тобой? Мы с ней занимаемся любовью. И ты ей больше не звони и не ищи ее. Она не хочет тебя видеть. И вообще, мы сегодня уезжаем из Владивостока.

Виктор потребовал, чтобы звонивший передал трубку Тоне: он слышал ее всхлипы и стоны. Но «милиционер» его послал… Впоследствии этот разговор, зафиксированный на телефонной станции, будет использован в качестве доказательства причастности подозреваемого к преступлению.

– Этот моральный урод в облике человека – иначе я назвать его не могу – измывался над беззащитной женщиной всю ночь. Он ее бил, заставлял облизывать его ноги и открывать зубами бутылки с пивом, насиловал извращенными способами (обо всех мерзостях, которые творил с девушкой «сотрудник спецотдела», мы даже писать не хотим, чтобы не шокировать читателей. – Прим. ред.). Он угрожал, что убьет, если она не будет выполнять его требования, – рассказывает Николай Иванович. – Свои извращения он снимал на «Поляроид». Если помните, были такие фотоаппараты в 90-х годах. Вместо пленки в них использовали специальные одноразовые кассеты на десять фотографий. Во время обыска в квартире насильника нашли пять отснятых кассет. Пять! И все снимки были сделаны в ночь, когда он находился в номере гостиницы: на них стояла дата съемки. Он собирался ими шантажировать Антонину, чтобы она молчала. Но фотографии стали уликами против него.

В начале седьмого утра садист потребовал, чтобы девушка показала, где она живет. Это был жест устрашения, мол, никуда от меня не скроешься. Он позвонил своему приятелю, у которого была машина, и попросил приехать к гостинице. Антонина назвала улицу, номер дома, указала подъезд, но не назвала этаж и номер квартиры. И тогда мужчина стал стучать во все двери по очереди. Прикрываясь удостоверением «сотрудника милиции», он спрашивал у жильцов, не знает ли кто эту девушку. Они прошли пять этажей, прежде чем перепуганная соседка узнала Антонину и показала, где та живет. И только после этого насильник оставил свою жертву в покое…

В этот же день, около 10 часов утра, потерпевшая обратилась за помощью в отделение милиции. Надо признать, что сделала она это после мучительных сомнений и не без поддержки родителей и своего парня. Как правило, жертвы изнасилования, стыдясь огласки, не спешат писать заявление на насильника.

Опера пошли на хитрость

– Оперативно-разыскные мероприятия мы начали с гостиницы. По записям в книге регистрации установили, что в номере 315, где, по словам потерпевшей, произошло преступление, в этот день проживал гражданин Рихтер Арнольд Леонидович. На тот момент он уже выписался из гостиницы. Там же были указаны данные его паспорта и домашний адрес в городе Южно-Сахалинске, – продолжает рассказ Николай Иванович. – Но тот ли это человек, которого мы ищем, или нет, мы не знали. Поэтому попросили сахалинских коллег срочно факсом отправить во Владивосток «форму раз». Есть такой бланк в паспортном столе с фотографией человека. Факс из Южно-Сахалинска пришел через пару часов. Мы тут же показали фото Рихтера потерпевшей и работникам гостиницы, и они его опознали. Одна женщина даже вспомнила, как во время ее дежурства подозреваемый поднимался с потерпевшей по лестнице.

Осмотр 315-го номера также принес определенные плоды. На ковре, под кроватью, были найдены высохшие темно-серые пятна. Позже судебно-медицинская экспертиза показала, что это была кровь Антонины. Между тем по своим каналам, без рассылки «ориентировки», дабы не поднимать шум, оперативники установили, что насильник в этот же день улетел на Сахалин. Конечно, можно было его задержать и допросить по месту проживания. Но опера пошли на хитрость.

Выяснив, что Рихтер – один из директоров сахалинского рыбодобывающего предприятия, они попросили руководство головной организации устроить «объекту» срочную командировку во Владивосток – якобы для оформления документов на поездку в Польшу для получения нового большого морозильного траулера. Приказ начальства – закон для подчиненного. На следующее же утро Рихтер вылетел на материк. И в тот же день в его квартире в Южно-Сахалинске был проведен обыск: в ящике письменного стола нашли пять кассет от «Поляроида» с фотографиями избитой Антонины…

Приговор шокировал

Рихтера задержали в аэропорту Владивостока, когда он только вышел из автобуса, доставившего пассажиров от самолета к зданию аэровокзала. Здесь оперативникам помогли сотрудники транспортной милиции. Они окружили злоумышленника плотным кольцом, продемонстрировав серьезность ситуации. После чего старший опергруппы показал мужчине постановление о его задержании.

– В машине, на которой его везли во Владивосток, он грозился связями в Москве. Говорил, что его дядя работает в администрации Ельцина. Кричал, что нас всех уволят, что мы сами сядем за незаконное задержание. Пытаясь вырваться, он ударил головой нашего сотрудника и разбил ему нос. И только после этого мы надели на него наручники, – вспоминает Николай Иванович. – Кстати, удостоверение «сотрудника спецотдела» мы у него нашли. Только он никогда не работал ни в милиции, ни в других силовых структурах. Мы проверяли. А влиятельный дядя в столице действительно был.

Благодаря его связям с местной политической элитой и в правоохранительных органах нашкодившего племянника выпустили из СИЗО, где он дожидался окончания следствия, через год. Был слух, что покровитель заплатил за безопасность родственника три миллиона неденоминированных рублей. Чтобы его не тронули сидельцы. Сами знаете, как уголовники «любят» насильников…

И все-таки «дело Рихтера» было доведено до суда. За изнасилование в извращенной форме при отягчающих обстоятельствах плюс за оказание сопротивления сотруднику милиции преступнику дали… 3,5 года условно. Хотя прокурор просил десять лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима.

Либеральный вердикт шокировал сотрудников милиции, расследовавших это преступление. По словам Николая Ивановича, опера рассчитывали на суровый приговор для насильника-извращенца, на огласку этого дела в прессе, дабы другим выродкам было неповадно. А получили щелчок по носу. Мол, не лезьте без команды, куда не просят. После этого трое опытных оперативников подали рапорты на увольнение из милиции. Они разуверились в правосудии и в чистоплотности правоохранительных органов.

Справка «В»

Уголовный кодекс РФ содержит две основные статьи, предусматривающие наказание за изнасилование: ст. 131 и ст. 132. Санкции по обеим статьям – от четырех лет до пожизненного заключения исходя из тяжести преступления.

Кстати

Сколько было на самом деле изнасилований в страшные 1990-е, вряд ли кто-то знает. Даже по относительно спокойным 2000-м реальных данных нет. Так, в 2010 году, по данным МВД России, преступлений, охарактеризованных как изнасилование или попытка изнасилования, было зарегистрировано 5400, в 2011-м – 4800. Но, по мнению экспертов Национальной независимой комиссии по правам женщин, эти данные сильно занижены, реальное число изнасилований в России составляет 30–50 тысяч в год. При этом в полицию обращаются далеко не все жертвы, а точнее, лишь меньшая их часть. По результатам соцопросов в 2011 году изнасилованию подвергалось 24 % российских женщин, а заявления подало лишь 10 %.

Имена и фамилии персонажей изменены.

Автор: Сергей КОЖИН