​Хороший художник научит и непогоду любить

Выходить из зала музейно-выставочного комплекса ВГУЭС, где проходит выставка Виктора Убираева «Очарование ненастья», право же, не хочется. В морозный ветреный февраль – да из нежного, туманного, чуть душноватого приморского лета? Нет, лучше еще погулять по залу, посмотреть на такие теплые, такие летние полотна…

11 февр. 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3685 (19) от 11 февр. 2015

– Да, я люблю нелюбимую многими приморскую погоду: морось, дождь, туман, даже тайфуны, – смеется художник. – Это прекрасно! Всегда выхожу гулять под дождем или, если есть возможность устроиться под навесом, становлюсь писать. Эта неброскость погоды, ее задумчивость рождает у меня образы более лиричные, негромкие, чем те, что возникают в яркий солнечный день.

– Но тайфун – это что угодно, но никак не светлая печаль и нега…

– Тайфун – это еще прекраснее, это движение, ежесекундно меняющаяся реальность! Я выхожу под эту бурю и буквально напитываюсь ее энергией! Помню, как-то были мы на этюдах в Сидими и пошел град. Я взял таз, поднял его над головой и пошел гулять, а друзья сидели дома и смотрели на меня из окон. А в таз падали огромные градины, с перепелиное яйцо. Но какой же это был драйв!

– Вы вообще мало рисуете город, вас вдохновляют море, лес…

– Да. Мне на природе работается намного лучше, чем в теплой, уютной, спокойной мастерской. Казалось бы, все условия, только стой себе в тишине и пиши… Нет! Мне лучше на воздухе. Я вижу, как прямо на глазах меняются краски: налетает облако, смеркается, приходит закат, после дождя появляется радуга…

– Готовя выставку, вы понимали, что у нее будет легкая минорная нотка?

– Да, конечно. Легкую элегическую грусть зритель должен почувствовать. Но, с другой стороны, мне не хотелось вгонять его в тоску, поэтому я добавил несколько солнечных лесных пейзажей. Немного, но достаточно, чтобы грусть была легкой и позитивной. Ну и чтобы зрители не подумали, что я солнышко совсем писать не умею…

Всего «Очарование ненастья» представляет 49 работ, написанных в разные годы. По большому счету, художнику не понадобилось специально работать «под выставку», творить на бегу, торопиться. Эти пейзажи он писал не год и не два, и в итоге они как-то сами собой собрались в экспозицию.

– На картинах – мои любимые места для пленэров: Анисимовка, где мы пишем зимой, Сидими, куда я езжу летом уже почти 40 лет, – рассказывает Виктор. – Но эти пейзажи – не буквальный слепок с натуры. Это мое видение тех мест, их образ, мои впечатления, моя любовь к ним, переданная на холсте. И вы правы, почти в каждой работе есть если не море, то или его кусочек, или ощущение его близости. Я же коренной приморец, вырос у моря, люблю его нежно.

Главное послание выставки: мне бы хотелось, чтобы люди увидели красоту в непогоде, чтобы меньше жаловались, мол, опять туман да морось, чтобы научились видеть, как преображает легкий дождик наш город, природу, как размывает силуэты и создает загадочность…

   

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ