Скорая помощь полиции

​Ежегодно в стране бесследно исчезает более ста тысяч человек. Их ищут. Не находят каждого пятого...

11 февр. 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3685 (19) от 11 февр. 2015

Пропал без вести. Наверное, это самая страшная участь для нормального человека. Даже страшнее смерти. Когда ни родственники, ни друзья долгие годы, а порой и всю оставшуюся жизнь не знают, жив их близкий или нет.

«Ушел и не вернулся…»

Объявления, начинающиеся этими словами, ежедневно появляются в СМИ. Чего греха таить, из-за бытовой суеты и регулярных криминально-политических скандалов мы к ним уже привыкли. И не задумываемся, что стать «призраком» может каждый ныне живущий. От беды не застрахован никто.

Согласно официальной статистике МВД России, ежегодно в нашей стране в розыске находится порядка 80 – 120 тысяч человек, пропавших без вести. Полицейские называют их «потеряшками». По неофициальным данным, таких людей в три раза больше. Причем число лиц, пропавших без вести, ежегодно растет на 10 –12 %.

Цифры страшные и безысходные. Люди бесследно исчезают по пути в магазин, на работу или домой, в командировке или в отпуске, на многолюдных улицах или в тихих переулках, на охоте, рыбалке, в лесу в ягодно-грибной сезон. Где угодно. И, несмотря на кропотливую работу органов внутренних дел по их обнаружению, судьба каждого пятого пропавшего остается неизвестной.

В Приморье вся информация о «потеряшках» ежедневно стекается в Бюро регистрации несчастных случаев (БРНС) УМВД России по Приморскому краю. В том числе сведения о возможных местах нахождения пропавших людей, о неизвестных больных и неопознанных трупах граждан, а также фотографии и списки из судебно-медицинского морга Владивостока, работающего под крышей «тысячекоечной» больницы.

По официальной статистике БРНС, на 31 января 2015 года в крае было зарегистрировано 485 заявлений о пропавших без вести гражданах. Из них в дежурные сутки нашлось больше половины – 261 человек. К слову, в профессиональном сообществе Бюро регистрации несчастных случаев называют скорой помощью полиции.

Если брать в масштабе страны, то наш регион по общему числу «потеряшек» занимает 30-е место из 85 субъектов РФ. Необходимо добавить, что в эту статистику попадают только те, о ком сообщили в полицию.

Инопланетяне улетели

Исчезновение людей – тема загадочная и непонятная. Есть даже мнение, что людей похищают «братья по разуму» для опытов. На днях один из телеканалов показал очередной документальный фильм на эту тему.

Между тем за почти 11-летнюю деятельность БРНС его сотрудники с такими случаями не сталкивались. Зато им неоднократно доводилось успокаивать жен неверных мужей, «бесследно» исчезнувших… в одних тапочках. Женщины приходили в бюро со слезами на глазах и умоляли дежурных найти благоверного: «Ушел выносить мусор и не вернулся!» А в это время «пропавший» супруг отдыхал в чужой постели в соседнем подъезде. Или за городом на даче. Были и такие случаи. Нагулявшись, блудник возвращался домой, получал по голове скалкой или половником и успокаивался до следующего «брожения» гормонов.

– Чаще всего пропадают мужчины в возрасте от 20 до 49 лет, – говорит начальник БРНС УМВД России по Приморскому краю майор полиции Светлана Зарипова. – Наибольшее количество заявлений о пропавших без вести приходится на новогодние праздники, в период корпоративных вечеринок.

Лет пять назад мужчина пропал на центральной площади Владивостока во время новогодних гуляний. Он отдыхал вместе с женой и двумя детьми и исчез, отлучившись на секунду за сигаретами. Хозяина семейства объявили в розыск, а через неделю он и сам нашелся. Как оказалось, в очереди в табачный киоск он встретил друзей, которых не видел «сто лет». Слово за слово, и примерный семьянин забыл о домочадцах и отправился в гости…

Нередко люди выходят из дому без документов, у них случается сердечный приступ, они неудачно падают или попадают под колеса авто с летальным исходом. И пополняют список «призраков».

Несколько лет назад во Владивостоке на обледенелом тротуаре поскользнулась прилично одетая женщина. Она упала лицом вниз, носовой хрящ вошел в мозг – и все! Мгновенная смерть. У несчастной не было при себе никаких документов. Погибшую отвезли в морг как неизвестную, а родственники объявили ее в розыск. Они не могли даже предположить, что близкого человека нет среди живых…

Года три назад в бюро обратились граждане из Екатеринбурга с просьбой найти родственника, с которым они давным-давно потеряли связь. По их сведениям, он жил и умер в Уссурийске. Сотрудники БРНС нашли пропавшего. Только живого, а не мертвого. Оказалось, что все эти годы мужчина преспокойно жил в казачьей столице Приморья, забыв о своей родне.

Есть в практике БРНС и другие примеры. Однажды «скорая» забрала из дома больного, и он исчез. Родственники обращались во все больницы, искали мужчину в морге среди неопознанных трупов – бесполезно. Более того, вызов по адресу, где проживал пропавший без вести, оказался незарегистрированным в документах Скорой помощи. Мистика, да и только!

Не бойтесь дактилоскопии

Ежедневно дежурные БРНС принимают до 20 «тревожных» звонков от граждан и сотрудников полиции. Польза от их работы налицо. Только в 2014 году инспекторы бюро регистрации несчастных случаев установили местонахождение 71 человека еще до объявления их в розыск. За год опознано 19 трупов, найдены и оповещены родственники 134 человек, пострадавших в результате ДТП и других несчастных случаев, установлено местонахождение 76 граждан, пропавших без вести.

В идеале в поиске пропавших без вести могла бы помочь поголовная дактилоскопическая регистрация наших со-отечественников, на основе которой может быть создана единая информационная база данных. Тем более что в России существует законодательно урегулированная возможность для всех граждан пройти добровольную дактилоскопическую регистрацию. Для этого следует лишь написать заявление в органы внутренних дел. К сожалению, россияне не спешат воспользоваться этой мерой, считая, что дактилоскопия нарушает их права и свободы и что эту процедуру проходят только преступники. Но это заблуждение обывателей. На самом деле снятие отпечатков пальцев позволяет быстрее и достовернее установить, кем является то или иное лицо, и разыскать его родственников.

Три дня ждать не нужно

Граждане пропадают в любое время года и в любую погоду. Значительный всплеск заявлений о пропаже людей с психическими отклонениями приходится на весну и осень, когда у них обостряются проблемы со здоровьем. К примеру, они садятся в автобус или на поезд и, сами того не замечая, оказываются за тридевять земель от родного города, без денег и документов. При этом не могут объяснить, что с ними произошло.

Чаще всего в такие ситуации попадают пожилые люди. Поэтому, уважаемые читатели, будьте внимательны к своим старикам. Чтобы не было беды, не оставляйте их одних на улице! Положите в карман престарелому родственнику записку с его данными и домашним адресом.

Как правило, добропорядочные граждане сразу же обращаются в полицию с заявлением по поводу исчезновения их близких. Это облегчает поиски пропавших. И не надо выжидать три «критических» дня, как полагают многие из-за своей юридической необразованности.

– Никаких сроков для приема заявлений не существует, и заявителю не может быть отказано. Это противозаконно. При составлении заявления необходимо вспомнить все, что касается исчезнувшего человека: какие имеет привычки и особые приметы, во что он был одет. Возможно, есть какие-то яркие или броские надписи на куртке. Не забывайте взять фотографии пропавшего и его документы, – советует Светлана Зарипова.

Дай бог, конечно, чтобы ее рекомендации вам не пригодились… 

Досье «В»

Бюро регистрации несчастных случаев УМВД России по Приморскому краю ведет свою историю с 25 декабря 2003 года. В этот день губернатор Приморья Сергей Дарькин подписал постановление о его создании. Инициатором формирования приморского БРНС – кстати, первого на Дальнем Востоке – был генерал-майор милиции Николай Вачаев, возглавлявший в то время УВД Приморья. Аналогичные службы существуют в 38 субъектах РФ. Впервые они появились в Москве в 1990-х годах.

Справка «В»

Пропавший без вести – юридический термин, определяющий положение человека, о местонахождении которого нет достоверной информации. По законодательству пропавший без вести человек через год признается безвестно отсутствующим, через три года – умершим.

Официально

Адрес Бюро регистрации несчастных случаев УМВД России по Приморскому краю:

690091, г. Владивосток, ул. Алеутская, 42/44.

Телефон дежурного 8(423)240-13-13.

Время работы: ежедневно с 8.00 до 20.00.

УМВД России по Приморскому краю устанавливается местонахождение:

Геонка Сергей Трофимович, 13.11.1956 года рождения, 08.11.2014 года ушел из села Красный Яр Пожарского района в тайгу, и до настоящего времени его местонахождение неизвестно.

Приметы: на вид 56 – 59 лет, рост 165 – 170 см, худощавого телосложения, волосы короткие, седые. Хромает на правую ногу.

Был одет: шапка вязаная черная, куртка черно-серая камуфлированная, брюки темные, сапоги резиновые черные.

Попова Людмила Викторовна, 08.09.1978 года рождения, с марта 2014 года перестала поддерживать отношения со своими родственниками, и до настоящего времени ее местонахождение неизвестно.

Приметы: на вид 35 – 40 лет, рост 160 – 174 см, худощавого телосложения, волосы средней длины, темные.

Посадский Юрий Юрьевич, 11.07.1975 г.р., 07.02.2014 года ушел из дома по адресу: Приморский край, г. Артем, ул. Ангарская, 3/4 и до настоящего времени его местонахождение неизвестно.

Приметы: на вид 39 – 45 лет, рост 170 – 174 см, худощавого телосложения, волосы короткие, темные.

Был одет: куртка черная, брюки темные, ботинки черные.

  

Автор: Сергей КОЖИН