Огненный лизинг

Два сгоревших тягача, шантаж и угрозы убить вместо денег – все, что получил от продажи машин в рассрочку уссурийский предприниматель

19 нояб. 2014 Электронная версия газеты "Владивосток" №3642 (174) от 19 нояб. 2014

В ночь с 5 на 6 ноября 2014 года в селе Борисовка Уссурийского городского округа, во дворе дома № 98/1 на улице Колхозной, загорелся тягач Volvo HN12. Видеокамеры, установленные на соседнем доме, зафиксировали, как к машине приближается человек в противогазе, выливает какую-то жидкость и чиркает спичкой. Но, видимо, горючая жидкость была плохого качества, и пламя не занялось, как хотел поджигатель. Машину потушили.

Этот пожар – всего лишь звено в цепочке злоключений Виктора Григорьевича Цыганяко*, хозяина сгоревшего тягача.

Пустил козла в огород

Борисовка, что в девяти километрах от Уссурийска, хоть и село, но сельское хозяйство в нем ограничивается частными подворьями. В 1960-е годы здесь был организован свиноводческий колхоз «Борисовский», впоследствии обанкротившийся. Сегодня трудоустройство в Борисовке – неразрешимая проблема, как, впрочем, и в других селах. Поэтому местные жители полагаются только на свои силы и коммерческую хватку. Иначе не выживешь.

Коренной житель Борисовки Виктор Цыганяко освоил автоперевозки грузов из Китая в Россию и наоборот. Его личный автопарк насчитывал четыре грузовика, в том числе два американских седельных тягача «Френчлайнер Аргоси» 1999 года выпуска, которые он приобрел в Санкт-Петербурге по два миллиона рублей каждый.

Грузоперевозками Цыганяко занимался вместе с сыном. Заказов было много, бизнес приносил хороший доход. Тем не менее, когда наследник задумался о собственном деле, Виктор Григорьевич решил продать тягачи: без помощи сына ему было бы тяжело. В апреле 2013 года он поместил объявление о продаже машин на автомобильных сайтах в Интернете и районных газетах.

Первыми откликнулись дальние родственники Цыганяко Валентин Белов с сыном Егором, тоже жители Борисовки. Четырех миллионов у них не было, но они предложили дать им тягачи под отработку, то есть продать машины в рассрочку, гарантируя расчет частями ежемесячно до полного погашения долга. Условия сделки Цыганяко устроили. К сожалению, договоренность была лишь устная. Но Виктор Григорьевич нисколько не сомневался в порядочности родственников. Действительно, почему бы не помочь родным людям встать на ноги? А вот если бы вспомнил он тогда народную мудрость «не хочешь зла – не делай добра», не возникло бы и повода для нашей публикации…

Сегодня Цыганяко сожалеет о своей уступчивости. Говорит, что пустил Белова-старшего как козла в огород. С момента передачи машин в «лизинг» прошло шесть месяцев, но за это время продавец не получил ни копейки. Хотя знал, что дела у Беловых продвигались успешно. Осенью 2013-го он попытался поговорить с должниками по-родственному: мол, деньги у вас есть, неплохо бы и рассчитаться. Либо возвращайте машины. В ответ его открытым текстом послали на другой конец земли. Дескать, мы с тобой уже рассчитались – машины наши.

Договоры оказались липой

Последнюю попытку забрать тягачи и разрешить проблему без скандала Виктор Григорьевич предпринял в мае этого года. На встречу с Беловыми он пригласил местного участкового как представителя закона. Но разговор опять не получился. По словам Цыганяко, должники проехались по ушам участковому, на другой день подделали подписи в договорах купли-продажи и в ГИБДД переоформили машины на себя.

Реакция Виктора Григорьевича на такой поворот дела была соответствующей. Он обратился в полицию с заявлением о подделке гражданами Беловым Валентином и Беловым Егором документов, на основании которых они оформили в собственность два автомобиля «Френчлайнер Аргоси», ранее принадлежавших ему. После этого в регистрационном отделении № 2 ГИБДД Уссурийска незамедлительно были изъяты договоры купли-продажи, согласно которым Виктор Цыганяко якобы продал свои тягачи Валентину Белову. Специалисты Экспертно-криминалистического центра краевого УВД установили, что подписи в изъятых документах «выполнены другим лицом с подражанием подписи Цыганяко В.Г.». Иными словами, договоры оказались липой. Ответственность за это предусмотрена частью 3 ст. 327 УК РФ «Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов…».

В свою очередь, орган дознания, производивший проверку заявления Цыганяко, установил, что в мае 2014 года из его собственности «безвозмездно противоправно, по договорам с поддельной подписью, были изъяты и обращены в собственность Белова В.М. два автомобиля «Френчлайнер Аргоси». Далее, поскольку есть заявление потерпевшего, в соответствии со ст. 140 Уголовно-процессуального кодекса РФ должно быть возбуждено уголовное дело. По крайней мере, такую логику нам регулярно показывают в отечественных детективных сериалах. Но жизнь – это не сериал. Наша реальность гораздо запутанней самого лихого сценария.

По непонятным пока причинам при проведении проверки не были изъяты материалы регистрационного дела, по которым можно было бы определить, кто в действительности сдал подложные договоры для регистрации машин. Хотя в уссурийской ГИБДД должно храниться заявление от конкретного лица о регистрации тягачей. Более того, пока шла проверка заявления Цыганяко, дорогостоящие грузовики срочным образом были переоформлены на имя некоего Ашота Сургаяна, проживающего в одном из северных районов Приморья. А поскольку первые договоры купли-продажи были поддельными, то никаких регистрационных операций с ними производить было нельзя. Налицо факт мошенничества – согласно ст. 158 УК РФ «Безвозмездное изъятие чужого имущества в пользу виновного или других лиц». В данной ситуации «чужое имущество» – это два тягача общей стоимостью четыре миллиона рублей. А это уже ущерб в особо крупном размере.

Пинг-понг с прокуратурой

Между тем старший оперуполномоченный ОВД Уссурийска майор полиции Виталий Банщиков, который занимался доследственной проверкой заявления Виктора Цыганяко, четырежды (!) выносил постановление об отказе в возбуждении уголовного дела из-за «отсутствия состава преступления». И все четыре раза прокурор города эти постановления отменял. По мнению прокурора, они были вынесены незаконно, поскольку все обстоятельства, имеющие значение для обоснованного принятия решения, не установлены. Последний раз майор Банщиков отказался возбуждать уголовное дело два месяца назад, в сентябре. И вновь прокуратура опротестовала его решение. Как долго будет продолжаться этот пинг-понг, неизвестно.

Но это не все загадки скандальной истории. В ночь с 11 на 12 июня 2014 года на подворье Виктора Цыганяко вспыхнул седельный тягач Freightliner FLD. По словам очевидцев, в районе кабины была яркая и сильная вспышка пламени, после чего автомобиль загорелся. И сгорел дотла. Версию возникновения пожара из-за короткого замыкания, как и от попадания бензина на двигатель, эксперт отверг сразу. Аккумуляторы в автомобиле были отключены, поэтому тягач давно не использовался. Согласно выводам экспертизы причиной пожара стал «источник открытого огня (пламя спички, зажигалки, факела и т.д.), вероятнее всего, с присутствием инициатора горения в виде легко воспламеняющейся жидкости». В переводе с протокольного языка на общепринятый тягач подпалили, предварительно облив бензином или другим топливом.

– У соседа стоят видеокамеры, которые записали, как к машине подошел человек. Как вылил на капот какую-то жидкость и поджег. Правда, лица его не видно – было темно. Но по походке я его узнал, – говорит Виктор Цыганяко.

Он не скрывает, что напрямую связывает уничтожение тягача со своим заявлением в полицию о подделке договоров купли-продажи. По его словам, Егор Белов, сын Валентина, угрожал ему убийством и поджогом, если он не одумается и не заберет заявление. Эти угрозы зафиксированы в материалах дела. Диск с видеозаписью поджога он предоставил пожарному инспектору-дознавателю. С той ночи, когда сгорел тягач, прошло полгода, но никакой реакции от пожарных он так и не дождался. Как, впрочем, и от полицейских. Будто бы не было ни подделки документов, ни поджога машины.

Интересно, что опрошенные по этому делу отец и сын Беловы подтвердили, что по взаимной договоренности должны были выплатить Цыганяко за грузовики четыре миллиона рублей. Как и то, что эту сумму они ему не передавали. А вот свою причастность к подделке договоров купли-продажи оба отрицают.

Между тем население села Борисовка с интересом ждет, чем закончится это огненное противостояние. Дело в том, что в ночь с 5 на 6 ноября неизвестные подожгли еще один тягач Volvo HN12, принадлежащий Виктору Григорьевичу, который удалось спасти. Собственно, с этого пожара мы и начали наш рассказ.

Как стало известно «В», чтобы заставить полицейских Уссурийска исполнять свой долг, Виктор Цыганяко обратился за помощью в МВД России, Генеральную прокуратуру и СМИ. Поэтому точку в этой истории ставить рано.

* Имена и фамилии некоторых персонажей изменены. Копии документов, упоминаемых в публикации, в распоряжении редакции «В».

Справка В

Седельный тягач – большегрузный грузовой автомобиль, предназначенный для работы с полуприцепами, присоединяемыми к машине с помощью специального сцепного устройства – седла.


Автор: Сергей КОЖИН