Куклы для настоящего мужчины,
или Что может получиться при научном подходе к игрушкам
Что можно увидеть в музее ТИНРО– учреждения солидного, научно-исследовательского, рыбохозяйственного? Ну, к примеру, образцы глубоководных тралов. Или фотографии выдающихся ученых. Или даже муляжи промысловых рыб. Но вот столы, на которых уютно расположились куклы – сотни кукол в красивых одежках! – в таком музее, пожалуй, увидишь нечасто.
Между тем именно здесь открылась выставка кукол в национальных костюмах разных стран мира. А собирает этих красавиц уже более 20 лет ведущий научный сотрудник ТИНРО-центра кандидат географических наук Геннадий Хен. И его куклы – вовсе не игрушки. А солидная коллекция, построенная на логическом и истинно мужском подходе!
Из загранки привез «японку»
– Моя первая научная загранкомандировка случилась чуть больше 20 лет назад, вскоре после перестройки и открытия железного занавеса, – рассказывает Геннадий Васильевич. – Я поехал в Японию. И, конечно, мечтал привезти такой сувенир, который как можно лучше отражал бы эту страну, ее суть. Уже на обратном пути, в аэропорту, увидел в магазине куклу в традиционном японском женском костюме. И сразу понял: это именно то, что надо! Что может рассказать о стране и ее обычаях больше, чем национальный костюм? Я купил эту куклу, а потом решил привозить таких же – в национальных костюмах – из каждой страны, в которую будут командировки. Правда, тогда мне и в голову не приходило, что это – начало коллекции.
Но оказалось, что одно дело решить и совсем другое – воплотить решение в реальность. Нет, загранпоездки в жизни Геннадия Васильевича продолжались, но вот куклы в аутентичных костюмах продавались далеко не везде. К примеру, в США и в Канаде купить такой сувенир ученому не удалось. А вот в азиатских странах – пожалуйста!
– Мне даже было интересно порассуждать о том, почему в Китае, например, или Южной Корее куклы в традиционной одежде продаются почти во всех сувенирных магазинах, а в таких, казалось бы, ориентированных на туриста странах, как США, они большая редкость, – говорит Геннадий Васильевич. – Быть может, дело в многовековой истории и уважении к своим корням?
Классификация для красавиц
Со временем кукол в доме Геннадия Хена становилось все больше. Более того, привозить их начали и друзья, и коллеги ученого – в подарок, а то и со словами «для твоей коллекции».
– И вот тут я понял, – объясняет Геннадий Васильевич, – что и правда у меня начинает формироваться коллекция. А значит, нужны какие-то критерии, четкий подход к тому, что я собираю.
И критерии эти были сформированы: в коллекции – только традиционные куклы, сделанные из композитных материалов (то есть не марионетки, не тряпичные или деревянные, хотя есть и несколько таких, но их Геннадий Хен выставил отдельно), размером от 19 до 30 сантиметров. В общем, классические куклы. И обязательно – в национальном костюме своей страны.
Так и собрался в доме географа едва ли не весь мир в миниатюре. Изящные азиатки, латиноамериканки в ярких нарядах, экзотические африканки, бледнолицые европейки. И, разумеется, куклы в русских костюмах.
– Когда коллекция начала разрастаться, возник вопрос: что делать, например, с куклами-испанками, ведь в этой стране несколько провинций и национальные костюмы там очень различаются. Да и в России женский костюм жительницы, к примеру, Якутии ничем не похож на традиционную одежду уроженки Твери, – улыбается ученый. – И я решил, что буду включать в коллекцию представительниц одной страны в том случае, если их национальные костюмы действительно сильно различаются. Так у меня появились, к примеру, куклы из разных областей России…
Разница между живым и мертвым
Плангонология (так по-научному называется коллекционирование кукол) всерьез захватила Геннадия Хена. Сегодня в его коллекции 140 кукол, и это отнюдь не предел. Да и о каких пределах может идти речь, если, как говорит сам коллекционер, сегодня выходят журналы, к которым прилагаются куклы в национальных костюмах, а друзья и коллеги все активнее путешествуют по миру, да и Интернет помогает пополнять собрание. А вот показать свою коллекцию во всей красе коллегам, а также всем желающим он решился только через 20 лет после того, как купил свою первую куклу.
– Кукла – это вовсе не игрушка, как мы привыкли думать, – объяснял Геннадий Васильевич на открытии выставки. – Считается, что человек стал делать первых кукол тогда, когда осознал разницу между живым и мертвым, когда стал мыслить и задумываться над тем, что же там – за тем моментом, когда заканчивается жизнь… Куклы сопровождали человечество на протяжении всей его истории, в каждой культуре они выполняли и продолжают выполнять множество функций: от самых простых, когда дети, играя с ними, познают разные социальные роли, погружаются в мир фантазий, до таких сложных, почти мистических случаев, когда кукла становится предметом культа, обряда. Мужская коллекция кукол Геннадия Хена не оставляет равнодушным никого. Первое умиление – ой, куколки! – вскоре уступает место вдумчивому изучению. Пришедшие на выставку сотрудники ТИНРО всматривались в костюмы, детали одежды каждой из кукол, обсуждая, как же интересно отражаются в покрое, в вышивке, к примеру, особенности климата страны или темперамент ее жителей.
А куклы были серьезны и спокойны. Не игрушки все-таки. Экспонаты!
К слову, вход на выставку бесплатный и свободный, но помните, что ТИНРО-центр – режимное учреждение и от посетителей потребуют удостоверение личности.
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ