«Умные города» – сложно, но привлекательно

Азиатские соседи поделились опытом

19 нояб. 2014 Электронная версия газеты "Владивосток" №3642 (174) от 19 нояб. 2014
0d50860d752e8b5e379ae353646dda1b.jpg

На прошедшем во Владивостоке урбанистическом форуме японские и китайские коллеги рассказали, как они развивают «умные города» и как осуществляют генеральное планирование на своих территориях.

Копим энергию, ищем источники

Президент компании «Michi Creative City Designers Inc.» Коно Мичинага поделился японским опытом по многомерному проектированию «умных городов».

Под словом «умный» подразумеваются современный подход к принципам и технологиям градостроения, использование мировых достижений в области строительства, энергосбережения и коммуникаций. Проекты «умных городов» могут не только улучшить жизнь горожан, но и будут способствовать повышению инвестиционной привлекательности региона в целом. Пока в мире построено совсем немного «умных» городов, самые мощные – в Японии и Китае. Инноваторы из Страны восходящего солнца уверены, что можно сделать такой город и на базе Владивостока.

– Япония уже прошла многие проблемы, которые сейчас стоят перед Россией, и мы готовы делиться решениями и нашими новыми разработками. Совместно с российскими партнерами мы намерены налаживать новые связи с бизнес-сообществом и органами государственной власти России и Японии, – объяснил Коно Мичинага. – Сегодняшний форум мне интересен тем, что я услышал множество мнений и идей по развитию Владивостока и Дальнего Востока в целом. Поскольку я занимаюсь исследованием «умных городов» и считаю, что Дальний Восток имеет большие перспективы в этом направлении, участие в этом форуме очень полезно для моей работы. Сегодня я рассказал о японском опыте проектирования «умных городов», который с успехом может быть применен в российских городах Дальнего Востока.

Так, в Японии созданы города, которые эффективно используют энергию путем внедрения энергосберегающих устройств. Коно Мичинага рассказал о применении новых решений по созданию, хранению энергии и ее управлению. В частности, о том, как применять солнечную энергию в быту, хранить в системе аккумуляторов по всему городу, в том числе в домах, различных объектах и общественных зонах. В случае отключения внешних источников электропитания, например в результате стихийных бедствий, предусмотрена система питания от энергии, накопленной в районных аккумуляторных батареях, для поддержания необходимого уровня жизни.

– На удаленных островах часто используют энергию, полученную из дорогостоящего дизельного топлива, – продолжил Коно Мичинага. – Мы используем возобновляемые источники энергии, такие как солнце, ветер, из чего родилась идея экоостровов. Такая идея применима не только для островов, но и для изолированных сообществ Сибири и других регионов России. Кстати, в Южной Африке и Австралии идет подготовка по внедрению аналогичной системы.

В заключение эксперт выразил готовность принимать участие в трансграничном и региональном сотрудничестве на Дальнем Востоке.

Заместитель начальника Управления планирования города Яньтай (КНР) Нин Баоцянь представил доклад «Генеральный план города: планировка центра города».

Город Яньтай расположен в восточной части Шаньдунского полуострова и имеет 13,7 км общей площади. При этом население города давно перевалило за 6,5 млн человек.

– Яньтай – один из городов приоритетного развития, – объяснил Нин Баоцянь. – Он имеет множество национальных и государственных премий. Мы развиваем машиностроение, распространение электронных видов информации. Ускоренное развитие получили такие отрасли, как энергосбережение и новые источники энергии, производство новых материалов, высококачественного оборудования нового поколения. В городе существуют заводы по сборке автомобилей, компьютеров, сотовых телефонов. Стремительное развитие территории позволило выйти на путь агломерации.

Как рассказал докладчик, Яньтай придерживается основного курса развития центра, расширения его с северной и западной частей города на юг. Активно создается новая экономическая зона на южной части морского побережья Бохайского залива.

Эксперт поделился опытом: для развития города Яньтай создан комплексный промышленный район вокруг аэропорта. Также предполагается оптимальная рациональная реконструкция старой части центра города. Помимо прочего, в Яньтай эффективно работают железнодорожные и морские переправы, железнодорожный паром, соединяющий Китай и Республику Корея. Все это позволяет городу быть трансграничной площадкой.

Автор: Кристина МУРЛЕЕВА